способ прямой перегонки нефти
Классы МПК: | C10G7/00 Перегонка углеводородных масел C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования |
Автор(ы): | Биктимиров Ф.С., Руднев А.П. |
Патентообладатель(и): | Арендное предприятие "Уфанефтехим" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-18 публикация патента:
20.08.1995 |
Использование: получение легких бензиновых и дизельных фракций при первичной перегонке нефти. Сущность изобретения: нагретую сырую нефть перегоняют двукратным испарением в двух атмосферных колоннах с получением нестабильного дистиллята с верха первой колонны, работающей без острого орошения или при минимальном орошении. Дистиллят после стабилизации в третьей колонне подают во вторую колонну в зону между выводами бензина и дизельного топлива летного в качестве частично испаряющегося орошения. 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ двукратным испарением в двух атмосферных колоннах с получением нестабильного дистиллята с верха первой колонны, с последующей его стабилизацией в третьей колонне, с выводом из второй колонны в виде дистиллятов бензина, дизельного топлива зимнего и летнего, отличающийся тем, что утяжеленный дистиллят с верха первой колонны, работающей без орошения, после стабилизации в третьей колонне используют во второй колонне в зоне между выводами бензина и дизтоплива летнего в качестве частично испаряющегося орошения, а также сырья.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано на установках АТ и АВТ с двухколонной схемой перегонки нефти на атмосферной части. Известна двухколонная схема атмосферной ступени перегонки нефти, по которой исходное сырье после нагрева в дистиллятных и остатковых теплообменниках, а частично и в печи, поступает в первую колонну (К-1). Остаток К-1 после нагрева в печи поступает на разделение во вторую (основную) атмосферную колонну (К-2). Наличие первой колонны, в которой отбираются растворенные в нефти газовые компоненты и часть бензиновых, позволяет компенсировать возможные колебания в составе нефти и обеспечить более стабильную работу К-2, осуществляющей основное разделение нефтепродуктов и доизвлечение бензина через верх К-2 [1,2] От эффективности работы колонны К-1 зависят показатели работы всех последующих колонн, однако из-за низкого уровня предварительного нагрева нефти отбензинивающие колонны К-1 работают с большим недостатком тепла и, как следствие, с минимальной эффективностью [3]Наиболее близким техническим решением является двухколонная схема перегонки нефти со стабилизацией в третьей колонне только нестабильного бензина первой колонны. Недостатки известного способа:
низкая температура низа колонны К-1 вызванное этим повышение энергозатрат в виде подаваемого в низ К-1 водяного пара или горячей струи;
повышение давления в К-2 и снижение отбора суммы светлых нефтепродуктов;
необходимость регулирования температуры конца кипения бензина в обеих колоннах (К-1, К-2), так как эти бензины смешиваются и есть единые требования к качеству суммарного бензина [4]
количества бензина К-1 недостаточно для абсорбции из газа компонентов С4+, поэтому эти компоненты не попадают в третью колонну (К-4) их снижают, при этом также снижается отбор бензина и суммы светлых нефтепродуктов;
возможность ухудшения качества сырья риформирования бензинов при стабилизации бензина К-1 (3) в качестве теплоносителя в ребойлере третьей колонны используют один из горячих боковых погонов колонны К-2. Целью изобретения является снижение энергозатрат на перегонку нефти, снижение давления в двух первых колоннах, повышение отбора суммы светлых нефтепродуктов, улучшение качества сырья для установки риформирования бензинов. Поставленная цель достигается тем, что в способе прямой перегонки нефти двухкратным испарением в двух атмосферных колоннах с получением нестабильного дистиллята с верха первой колонны с последующей его стабилизацией в третьей колонне, с выводом из второй колонны в виде дистиллятов бензина, дизтоплива зимнего и летнего, утяжеленный дистиллят с верха первой колонны, работающей без орошения, после стабилизации в третьей колонне используется во второй колонне в зоне между выводами бензина и дизтоплива летнего в качестве частично испаряющегося орошения. Колонна К-1 имеет количество тарелок, недостаточное для обеспечения требуемого разделения в колонне, а желание отрегулировать температуру конца кипения бензина при недостатке подведенного в К-1 тепла приводит к тому, что в остатке колонны К-1 остается много бензиновых компонентов, возрастает тепловая нагрузка печей, повышается давление в колонне К-2. Работа колонны К-1 без орошения (или при минимальном орошении, исключающем потемнение дистиллята) обеспечивает более полное отбензинивание нефти, причем через верх К-1 выводится и часть более тяжелых дистиллятов, которые являются хорошим абсорбентов для газа даже при более низком давлении в колонне. Величина снижения давления в К-1 подбирается в зависимости от условий, обеспечивающих полную абсорбцию газа. К ним относится и разделение конденсатора-холодильника первой колонны на конденсатор и холодильник-абсорбер, на вход в последний допустима рециркуляция одного из охлажденных дистиллятов второй колонны с температурой конца кипения, не превышающей температуру конца кипения первой колонны. Понижение давления в К-1 способствует более полному отбензиниванию остатка и снижению тепловой нагрузки атмосферной печи, при этом подача водяного пара в низ К-1 может быть значительно уменьшена или полностью прекращена. Возможность полной абсорбции газа этой колонной означает, что можно вывести из эксплуатации мощность по сбору и компретированию прямоугольных газов, поскольку ее функцию выполняет третья колонна, а также увеличить отбор светлых за счет утилизации, высокооктановой "жирной" части газа, которая раньше использовалась как компонент топливного газа. После стабилизации и охлаждения в сырьевых теплообменниках третьей колонны утяжеленный дистиллят К-1 направляется в колонну К-2, являясь и вторым (жидким, дистиллятным) питанием колонны К-2, а также орошением, заменяющим часть острого орошения К-2. Загрязнение дистиллята К-1 теплоносителем при пропуске трубных пучков ребойлера третьей колонны не влияет на качество бензина, температура конца кипения которого регулируется только температурой верха колонны К-2. Колонна К-2 имеет большое количество тарелок, достаточное для обеспечения разделения светлых нефтепродуктов. Возврат стабильного дистиллята К-1 в колонну К-2 позволяет собрать все топливные фракции (280-360оС) в колонне К-2 и обеспечить максимальный отбор суммы светлых в соответствии с принятым ассортиментом. П р и м е р. На установке АВТ (АТ) разделяется смесь Западно-Сибирских нефтей. Технологический режим работы первой, второй и третьей колонн по известному и предлагаемому способам приведен в таблице.
Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
способ перегонки нефти - патент 2525910 (20.08.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2525909 (20.08.2014) | |
способ первичной переработки нефти - патент 2525288 (10.08.2014) | |
способ фракционирования нефти - патент 2524962 (10.08.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2516464 (20.05.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2515938 (20.05.2014) | |
способ перегонки нефти - патент 2515728 (20.05.2014) | |
способ удаления вторичного сероводорода из остатка висбрекинга - патент 2514195 (27.04.2014) | |
способ стабилизации бензина - патент 2513908 (20.04.2014) | |
способ комплексной переработки нефтесодержащего сырья - патент 2513857 (20.04.2014) |
Класс C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования