F01P11/16 связанные с изменением температуры охладителя
Автор(ы):
Бовшовский С.З.
Патентообладатель(и):
Рязанское высшее военное автомобильное училище
Приоритеты:
подача заявки: 1991-05-22
публикация патента: 27.08.1995
Использование: машиностроение, в частности конструкции систем охлаждения двигателей и гидромеханических передач. Изобретение направлено на повышение надежности системы охлаждения двигателя и гидромеханической передачи за счет использования подогревателя в качестве дополнительного теплообменника. Сущность изобретения: система охдаждения содержит контуры охлаждения тягового двигателя и гидромеханической передачи, каждый из которых включает радиатор, вентилятор, гидравлический насос, датчики температуры и переключающие краны. Система охлаждения снабжена подогревателем, аварийной температуры контура охлаждения тягового двигателя и электромагнитным клапаном, установленными для изменения пути прохождения жидкости в системе охлаждения тягового двигателя и гидромеханической передачи, причем датчик аварийной температуры контура охлаждения тягового двигателя и датчик температуры контура охлаждения гидромеханической передачи подключены к входу электромагнитного клапана, выходом связанного с входом подогревателя, подсоединенного выходом к тяговому двигателю. 1 ил.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, содержащая контур охлаждения тягового двигателя, включающий первый радиатор, первый датчик температуры, сигнализатор и первый вентилятор, связанный через привод с тяговым двигателем, контур охлаждения гидромеханической передачи, включающий теплообменник, второй радиатор, второй датчик температуры и второй вентилятор с приводом в виде гидромотора, подключенный к тяговому двигателю, электромеханический переключатель, первый, второй и третий двухпозиционные краны с управляемыми входами и компаратор, к входу которого подключены первый и второй датчики температуры, а к выходу сигнализатор и управляющие входы двухпозиционных кранов, причем первый кран включен в контур охлаждения тягового двигателя, второй кран в контур охлаждения гидромеханической передачи, а третий кран - между теплообменником и контуром охлаждения тягового двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена подогревателем с входом и выходом, датчиком аварийной температуры контура охлаждения тягового двигателя и электромагнитным клапаном с входом и выходом, причем датчик аварийной температуры и второй датчик температуры подключены к входу электромагнитного клапана, выходом связанного с входом подогревателя, подсоединенного выходом к тяговому двигателю.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях транспортных средств. Задачей изобретения является повышение надежности системы охлаждения силовой установки. Решение поставленной задачи достигается тем, что система охлаждения силовой установки снабжена подогревателем с входом и выходом, датчиком аварийной температуры контура охлаждения тягового двигателя и электромагнитным клапаном с входом и выходом, причем датчик аварийной температуры и второй датчик температуры подключены к входу электромагнитного клапана, выходом связанного с входом подогревателя, подсоединенного выходом к тяговому двигателю. На чертеже представлена схема системы охлаждения. Система охлаждения силовой установки содержит контур 1 охлаждения тягового двигателя 2, включающий первый радиатор 3, первый датчик 4 температуры, сигнализатор 5 и первый вентилятор 6, связанный через привод 7 с тяговым двигателем 2, контур 8 охлаждения гидромеханической передачи 9, включающий теплообменник 10, второй радиатор 11, второй датчик 12 температуры и второй вентилятор 13 с приводом 14 в виде гидромотора 15, подключенный к тяговому двигателю 2, электромеханический переключатель 17 и первый 18, второй 19 и третий 20 двухпозиционные краны с управляемыми входами и компаратор 16, к входу которого подключены первый 4 и второй 12 датчики температуры, а к выходу сигнализатор 5 и управляющие входы двухпозиционных кранов, причем первый кран 18 включен в контур 1 охлаждения тягового двигателя, второй кран 19 в контур 8 охлаждения гидромеханической передачи, а третий кран 20 между теплообменником 10 и контуром 1 охлаждения тягового двигателя. Контур подогревателя 28 включает котел 22, электродвигатель 23, насос 21, нагнетатель 24 воздуха, блок 25 питания топливом и розжигом, датчик 26 аварийной температуры контура охлаждения тягового двигателя, второй датчик 12 температуры контура охлаждения гидромеханической передачи, переключатели 29 и 30 и электромагнитный клапан 27. При этом вход котла 22 соединен с выходами насоса 21, нагнетателем 24 воздуха и блоком 25 питания топливом и розжигом, причем последний соединен с котлом 22 через переключатель 30, а выход котла 22 с входом тягового двигателя 2. Входы насоса 21, нагнетателя 24 воздуха, блока 25 питания топливом и розжигом соединены с выходом электродвигателя 23. Вход датчика 26 аварийной температуры соединен с выходом тягового двигателя 2, а его выход и выход второго датчика 12 температуры с входами переключателей 29 и 30. Выход переключателя 29 соединен с входами электромагнитного клапана 27 соединен с входом насоса 21. Система охлаждения силовой установки работает следующим образом. В случае перегрева тягового двигателя 2 и гидромеханической передачи 9 (при высоких температурах) сигналы с датчиков 26 и 12 подаются на переключатели 29 и 30, при этом переключатель 29 включает электромагнитный клапан 27 и электродвигатель 23, а переключатель 30 отключает блок 25 питания топливом и розжигом от котла 22. Электромагнитный клапан 27 обеспечивает доступ потоку охлаждающей жидкости тягового двигателя 2 и гидромеханической передачи 9 через котел 22. Электродвигатель 23 включает насос 21 и нагнетатель 24 воздуха. Насос 21 прокачивает охлаждающую жидкость через котел 22, а нагнетатель 24 воздуха через него воздух. Нагретая жидкость, проходя через котел 22, отдает тепло стенкам котла 22, тем самым охлаждаясь, а воздух, обдувая стенки котла 22, таким образом, охлаждает их. Для обеспечения надежного пуска тягового двигателя 2 (при низких температурах) контур подогревателя 28 подсоединяется в контур 1 системы охлаждения тягового двигателя 2 и гидромеханической передачи 9 и подогревает его до минимальной температуры (60оС. При этом включены переключатели 29 и 30 (могут включаться автоматически и механически), электромагнитный клапан 27, электродвигатель 23, насос 21, котел 22, нагнетатель 24 воздуха и блок 25 питания топливом и розжигом. Поток охлаждающей жидкости, циркулируя по пути: радиатор 3, кран 18, тяговый двигатель 2, насос 21 и котел 22, нагревается в последнем и возвращается в радиатор 3. По мере прогрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения тягового двигателя 2 компаратор, сравнивая сигналы с датчиков 4 и 12, вырабатывает сигнал рассогласования и подает его на переключатель 17, который переключает краны 18-20, направляет поток охлаждающей жидкости тягового двигателя 2 таким образом, что он проходит через теплообменник 10 гидромеханической передачи 9 по следующему пути: радиатор 3, кран 18, теплообменник 10, кран 20, тяговый двигатель 2, насос 21, котел 22 и радиатор 3. Таким образом прогревается рабочая жидкость и в гидромеханической передаче. Переключатель 17 включает также сигнализатора 5. При выравнивании температур тягового двигателя 2 и гидромеханической передачи сигнал от компаратора на переключатель 17 не подается, краны 18-20 отключают контур 1 охлаждения тягового двигателя 2 от контура 8 охлаждения гидромеханической передачи 9, и продолжается прогрев только контура 1 охлаждения тягового двигателя 2. Цикл прогрева продолжается до необходимой температуры пуска тягового двигателя 2 и гидромеханической передачи 9 и отключается выключателями 29 и 30. Применение подогревателя в качестве дополнительного теплообменника позволяет в режиме охлаждения стабилизировать температуру системы охлаждения силовой установки (при высокой температуре), а в режиме нагрева (при низких температурах) обеспечивает прогрев системы охлаждения силовой установки, что создает благоприятные условия для пуска тягового двигателя и надежной смазки трущихся поверхностей тягового двигателя и гидромеханической передачи. В результате повышается надежность работы системы охлаждения силовой установки.