система стабилизации изображения на подвижном основании
Классы МПК: | G01C21/18 на стабилизированных платформах, например с помощью гироскопов |
Автор(ы): | Шелегин А.Н., Ятлов С.В., Мосунов Ю.В., Штуркин М.Д., Костромин Б.А., Алексеева Н.И. |
Патентообладатель(и): | ПО "Уральский оптико-механический завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-09-02 публикация патента:
27.04.1996 |
Система стабилизации изображения может быть использована в системах визирования с применением гиростабилизированных платформ, размещаемых на подвижном основании, в частности, на летательных аппаратах. Предлагаемая система обладает большими динамическими возможностями при применении в оптико-электронных системах, размещаемых на подвижном основании, в широком диапазоне углов, угловых скоростей и ускорений, за счет защиты рамок гироскопа и рам гиростабилизатора от прецессионного переброса и ударов о механические упоры, а также защиты от перегрузки максимальными токами при маневрах ЛА и разворотах платформы в пространстве. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОДВИЖНОМ ОСНОВАНИИ, содержащая индикаторную гироскопическую платформу с установленным на ней датчиком изображения, карданов подвес в виде наружной и внутренней рам, астатический трехстепенный гироскоп с моментными датчиками, датчиками угла поворота рамок гироскопа, выходы которых через усилители стабилизации соответствующих каналов стабилизации соединены с входами приводов рам подвеса, систему управления платформой, содержащую в каждом канале усилительное звено, подключенное к входу датчика момента гироскопа, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены в каждом канале последовательно соединенные ключ, ограничитель сигнала арретирования, инвертор, масштабный усилитель с коэффициентом Knm и сумматор по первому входу, кроме того, пороговое устройство, выход которого соединен с управляющим входом ключа, выход ключа соединен также через масштабный усилитель с коэффициентом Kom с вторым входом сумматора, при этом Knm >Kom ,, а сигнальный вход ключа и вход порогового устройства подключены к выходу датчика угла поворота рамки гироскопа соответствующего канала. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в нее дополнительно в каждом канале введен ограничитель тока двигателя привода карданова подвеса, управляющий вход которого подключен к выходу порогового устройства.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гироскопическим приборам и может быть использовано при разработке оптико-электронных систем, размещаемых на подвижном основании. Известна система стабилизации изображения на подвижном основании, содержащая индикаторную гироскопическую платформу с установленным на ней датчиком изображения, карданный подвес в виде наружной и внутренней рам, астатический трехстепенный гироскоп с моментными датчиками, датчиками угла поворота рамок гироскопа, выходы которых через усилители стабилизации соответствующих каналов стабилизации соединены с входами приводов рам подвеса, систему управления платформой, содержащую в каждом канале усилительное звено, подключенное к входу датчика момента гироскопа. Компенсация возмущающих моментов производится по сигналам с индукционного датчика гироскопа через корректирующие звенья и усилители мощности моментными двигателями приводов. Управление разворотом платформы в пространстве производится подачей соответствующих сигналов на датчики моментов гироскопа. В подобных индикаторных стабилизаторах с двухканальным трехстепенным гироскопом выходной из рамок гироскопа на упор вызывает прецессию по оси чувствительности другого канала, что приводит к потере управления гироплатформой сразу по обоим каналам: вызывает прецессионный переброс рамок гироскопа с упора на упор, а следовательно, и рам карданного подвеса, что сопряжено с ударами о механические упоры рам подвеса и гироскопа. Это также связано с большими перегрузками максимальными токами силовых элементов гироскопа и платформы: двигателей рам подвеса, датчиками моментов гироскопа, усилителями мощности и т.д. Выход рамок гироскопа на упор возможен при развороте хотя бы одной из рам карданного подвеса на угол, больший допустимого, и соприкосновении этой рамы с механическим упором, причем управление платформой и ее стабилизация нарушаются сразу по двумя каналам Y и Z. Выход рамок гироскопа на упор возможен также при развороте гироскопа в пространстве со скоростями и/или ускорениями большими, чем достижимые скорость или ускорение разворота рам карданного подвеса, когда под воздействием сигналов управления ротор гироскопа отклоняется от осей карданного подвеса на недопустимо большой угол. Для предотвращения выхода рамок на упоры при маневрировании ЛА, при разворотах ТВ-камеры на большие углы в процессе слежения за целью и т.д. производится электрическое арретирование гироскопа путем охвата его обратной связью ( (через моментные датчики) по положению по сигналам датчиков углов рам карданного подвеса. Включение системы арретирования гироскопа производится системой управления гиростабилизатором с учетом положения стабилизируемой платформы в рабочем диапазоне углов. Недостатком известной системы является ограниченность ее динамических возможностей при разворотах в пространстве стабилизируемых объектов и ЛА и связанное с этим снижение эксплуатационной надежности гиростабилизатора из-за возможных механических повреждений элементов гиростабилизатора или энергетических перегрузок его усилителей мощности, двигателя и т.д. Целью изобретения является расширение динамического диапазона системы управления платформы путем защиты рамок гироскопа и рам гиростабилизатора от прецессионного переброса и ударов о механические упоры при маневрах ЛА и разворотах платформы и в пространстве на предельные углы с максимально возможными скоростями и ускорениями. Эта цель достигается тем, что в систему дополнительно введены в каждом канале последовательно соединенные ключ, ограничитель сигнала арретирования, инвертор, масштабный усилитель с коэффициентом Кmn и сумматор по первому входу, кроме того пороговое устройство, выход которого соединен с управляющим входом ключа, соединен также через масштабный усилитель с коэффициентом Кm0 с вторым входом сумматора, а сигнальный вход ключа и вход порогового устройства подключены к выходу датчика угла поворота рамки гироскопа соответствующего канала, при этом Кmn > Km0. Кроме того, в систему дополнительно введен в каждом канале ограничитель тока двигателя привода карданного подвеса, управляющий вход которого подключен к выходу порогового устройства. Изобретение поясняется фиг. 1-3. На фиг. 1 показана функциональная схема устройства, где 1 гиростабилизированная платформа; 2 датчик изображения; 3 астатический гироскоп; 4, 5 моментные датчики гироскопа по Y, Z соответственно; 6, 7 индукционные датчики углов; 8 ротор гироскопа; 9 внутренняя рама гироскопа; 10 внешняя рама гироскопа; 11 внутренняя рама карданного подвеса платформы; 12 внешняя рама карданного подвеса платформы; 13 и 14 датчики момента приводов рам подвеса по каналам Y, Z соответственно; 15 и 16 датчики углов разворота рам подвеса по каналам Y, Z соответственно; 17-20 усилители мощности; 21-24 звенья коррекции в цепях управления и арретирования; 25 и 26 устройства защиты гироскопа от выхода на механический упор по каналам Y, Z соответственно; 27 и 28 устройства защиты двигателя от перегрузки максимальными токами по каналам Y, Z соответственно. На фиг. 2 приведена структурная схема контура стабилизации и арретирования платформой и ее подвесом (для одного из аналогичных каналов Y и Z), где 29 ограничитель сигнала; 30 инвертор; 31 сумматор; 32 ограничитель тока в цепи двигателя рамы подвеса; 33 пороговое устройство; 34 ключ; 35 и 36 масштабные усилители. На фиг. 1 и 2 имеются следующие обозначения:Н кинетический момент ротора гироскопа относительно его главной оси;
Мр, Мв соответственно момент разгрузки и внешних возмущений, действующих на раму карданного подвеса гиростабилизатора;
Uу сигнал управления;
UДУ сигнал датчика угла гироскопа;
Iу сигнал управления прецессией гироскопа (ток в цепи датчика момента);




































K




















Таким образом осуществляется арретирование рамки гироскопа 3 относительно лежащей на упоре рамы подвеса 12 при углах рассогласования
















Класс G01C21/18 на стабилизированных платформах, например с помощью гироскопов