индикатор часового типа

Классы МПК:G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ленинградская организация арендаторов "Измерон"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-12-29
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных величин, при которых требуется демпфирование движения измерительных органов. Индикатор содержит корпус с соосными опорами скольжения, в которых размещен измерительный стержень с зубчатой рейкой и наконечником, зубчатый механизм, включающий первый и центральный трибы и противоударный механизм, выполненный в виде закрепленного на первом трибе посредством резьбы зубчатого колеса, взаимодействующего с центральным трибом. Такое выполнение противоударного механизма позволяет упростить конструкцию индикатора и уменьшить его габариты. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Индикатор часового типа, содержащий корпус с соосными опорами скольжения, расположенный в опорах скольжения измерительный стержень с зубчатой рейкой и наконечником, зубчатый механизм, включающий первый и центральный трибы, и противоударный механизм, отличающийся тем, что противоударный механизм выполнен в виде закрепленного на первом трибе посредством резьбы зубчатого колеса, взаимодействующего с центральным трибом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения линейных величин, в которых требуется демпфирование движения измерительных органов.

Известен индикатор часового типа, содержащий корпус, опоры скольжения, измерительный стержень, кинематически связанный с трибом с отсчетным устройством, нажимной элемент для создания измерительного усилия, противоударный механизм в виде постоянного магнита, закрепленного на измерительном стержне и сопряженного одним из полюсов с торцом втулки с зубчатой рейкой [1]

Этот индикатор имеет сложную и ненадежную конструкцию из-за большого количества элементов, требующую высокую степень соосности измерительного стержня и гильзы. Выполнение противоударного механизма с постоянным магнитом не позволяет отказаться от поджимной пружины, что также усложняет конструкцию и не обеспечивает надежной работы всего устройства.

Наиболее близким к предложенному устройству и выбранным за прототип является индикатор часового типа, содержащий корпус, опоры скольжения, измерительный стержень с наконечником, зубчатый механизм и противоударный механизм в виде плавающей втулки с зубчатой рейкой, расположенной на измерительном стержне с возможностью перемещения вдоль стержня и поджатой к неподвижному упору пружиной [2]

Это устройство имеет сложную металлоемкую конструкцию с большим количеством промежуточных деталей, не позволяющую уменьшить массу и габариты индикатора.

Целью изобретения является упрощение конструкции и уменьшение габаритов с сохранением свойства противоударности.

Цель достигается тем, что индикатор часового типа содержит корпус с соосными опорами скольжения, установленный в них измерительный стержень с зубчатой рейкой и наконечником, зубчатый механизм, включающий первый и центральный трибы, моментную пружину для создания кинематического замыкания элементов зубчатого механизма и противоударный механизм, выполненный в виде резьбового соединения зубчатого колеса и первого триба.

Применение резьбового соединения зубчатого колеса и триба с возможностью их рассоединения и окружного взаимного смещения при ударных воздействиях на измерительный стержень и возврата в исходное положение под действием моментной пружины позволяет упростить конструкцию и уменьшить его габариты. При этом обеспечивается ударопрочность устройства при полном отсутствии промежуточных деталей.

На фиг. 1 представлен индикатор часового типа, вид спереди; на фиг. 2 то же, вид сбоку.

Индикатор часового типа состоит из корпуса 1, в котором крепятся опоры 2 и 3 скольжения, измерительного стержня 4 с нарезанной на нем зубчатой рейкой 12 и наконечником, зубчатых колес 5 и 8, моментной пружины 6, первого 7 и центрального 9 трибов с индикаторной стрелкой 11 и пружины 10, служащей для создания измерительного усилия. Стержень 4 имеет возможность перемещаться в опорах 2 и 3. Это перемещение преобразуется посредством зубчатого механизма индикатора во вращательное движение индикаторной стрелки 11. Зубчатый механизм состоит из первого триба 7, связанного посредством зубчатого зацепления с рейкой 12, промежуточного зубчатого колеса 8, которое навинчено по резьбе, нарезанной на одном конце триба 7 до упора в торец триба. Жесткая кинематическая связь обеспечивает необходимую точность измерений индикатора и достигается непосредственным контактом торцов триба 7 и зубчатого колеса 8. Далее вращение передается от зубчатого колеса 8 на центральный триб 9, на котором жестко закреплена индикаторная стрелка 11. Замыкание кинематической цепи зубчатого механизма осуществляется под действием крутящего момента, развиваемого спиральной пружиной 6 от зубчатого колеса 5 через зубчатое зацепление между колесом 5 и центральным трибом 9.

Собственно противоударный механизм индикатора выполнен в виде резьбового соединения первого триба и зубчатого колеса 8. Однако в его работе принимает участие моментная пружина 6, которая через зубчатое зацепление между зубчатыми колесами 5, 9 и 8 обеспечивает возврат звеньев механизма после удара в исходное положение.

Индикатор работает следующим образом.

В процессе обычных измерений (когда отсутствуют ударные воздействия на измерительный стержень) первый триб 7 и зубчатое колесо 8 составляют единое целое и соприкасаются торцами под действием усилия спиральной моментной пружины 6, передаваемого посредством зубчатого зацепления системой зубчатых колес 5, 9 и 8. Таким образом осуществляется жесткая кинематическая связь звеньев зубчатого механизма индикатора, обеспечивающая необходимую точность измерений.

В случае удара по измерительному стержню, который жестко связан зубчатым зацеплением с первым трибом 7, происходит вывинчивание первого триба 7 из зубчатого колеса 8 по резьбе на трибе так, что образуется зазор а (см. фиг. 2) между торцами звеньев механизма. Таким образом ударная нагрузка не передается на зубчатый механизм индикатора, что предотвращает его поломку.

Класс G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором

устройство для контроля размеров цилиндрических деталей -  патент 2359219 (20.06.2009)
устройство контроля высоты -  патент 2359218 (20.06.2009)
способ диагностики состояния клапана второй ступени гидравлической стойки двойной раздвижности равного сопротивления и устройство для его осуществления -  патент 2330236 (27.07.2008)
способ контроля соосности отверстий в дне и на стенке оболочек, расположенных под углами 90 и более градусов, и устройство универсальное для контроля -  патент 2290598 (27.12.2006)
индикатор -  патент 2187069 (10.08.2002)
контрольное устройство -  патент 2165593 (20.04.2001)
устройство для измерения износа и биения контактных колец автотракторных генераторов -  патент 2163349 (20.02.2001)
устройство для контроля диаметральных размеров внутренних канавок под уплотнительные кольца, манжеты, сальники -  патент 2097682 (27.11.1997)
устройство для измерения упругого изгиба вала -  патент 2021949 (30.10.1994)
Наверх