индикатор часового типа
Классы МПК: | G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором |
Автор(ы): | Егоров Ю.С. |
Патентообладатель(и): | Ленинградская организация арендаторов "Измерон" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-12-29 публикация патента:
20.05.1996 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных величин, при которых требуется демпфирование движения измерительных органов. Индикатор содержит корпус с соосными опорами скольжения, в которых размещен измерительный стержень с зубчатой рейкой и наконечником, зубчатый механизм, включающий первый и центральный трибы и противоударный механизм, выполненный в виде закрепленного на первом трибе посредством резьбы зубчатого колеса, взаимодействующего с центральным трибом. Такое выполнение противоударного механизма позволяет упростить конструкцию индикатора и уменьшить его габариты. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Индикатор часового типа, содержащий корпус с соосными опорами скольжения, расположенный в опорах скольжения измерительный стержень с зубчатой рейкой и наконечником, зубчатый механизм, включающий первый и центральный трибы, и противоударный механизм, отличающийся тем, что противоударный механизм выполнен в виде закрепленного на первом трибе посредством резьбы зубчатого колеса, взаимодействующего с центральным трибом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения линейных величин, в которых требуется демпфирование движения измерительных органов. Известен индикатор часового типа, содержащий корпус, опоры скольжения, измерительный стержень, кинематически связанный с трибом с отсчетным устройством, нажимной элемент для создания измерительного усилия, противоударный механизм в виде постоянного магнита, закрепленного на измерительном стержне и сопряженного одним из полюсов с торцом втулки с зубчатой рейкой [1]Этот индикатор имеет сложную и ненадежную конструкцию из-за большого количества элементов, требующую высокую степень соосности измерительного стержня и гильзы. Выполнение противоударного механизма с постоянным магнитом не позволяет отказаться от поджимной пружины, что также усложняет конструкцию и не обеспечивает надежной работы всего устройства. Наиболее близким к предложенному устройству и выбранным за прототип является индикатор часового типа, содержащий корпус, опоры скольжения, измерительный стержень с наконечником, зубчатый механизм и противоударный механизм в виде плавающей втулки с зубчатой рейкой, расположенной на измерительном стержне с возможностью перемещения вдоль стержня и поджатой к неподвижному упору пружиной [2]
Это устройство имеет сложную металлоемкую конструкцию с большим количеством промежуточных деталей, не позволяющую уменьшить массу и габариты индикатора. Целью изобретения является упрощение конструкции и уменьшение габаритов с сохранением свойства противоударности. Цель достигается тем, что индикатор часового типа содержит корпус с соосными опорами скольжения, установленный в них измерительный стержень с зубчатой рейкой и наконечником, зубчатый механизм, включающий первый и центральный трибы, моментную пружину для создания кинематического замыкания элементов зубчатого механизма и противоударный механизм, выполненный в виде резьбового соединения зубчатого колеса и первого триба. Применение резьбового соединения зубчатого колеса и триба с возможностью их рассоединения и окружного взаимного смещения при ударных воздействиях на измерительный стержень и возврата в исходное положение под действием моментной пружины позволяет упростить конструкцию и уменьшить его габариты. При этом обеспечивается ударопрочность устройства при полном отсутствии промежуточных деталей. На фиг. 1 представлен индикатор часового типа, вид спереди; на фиг. 2 то же, вид сбоку. Индикатор часового типа состоит из корпуса 1, в котором крепятся опоры 2 и 3 скольжения, измерительного стержня 4 с нарезанной на нем зубчатой рейкой 12 и наконечником, зубчатых колес 5 и 8, моментной пружины 6, первого 7 и центрального 9 трибов с индикаторной стрелкой 11 и пружины 10, служащей для создания измерительного усилия. Стержень 4 имеет возможность перемещаться в опорах 2 и 3. Это перемещение преобразуется посредством зубчатого механизма индикатора во вращательное движение индикаторной стрелки 11. Зубчатый механизм состоит из первого триба 7, связанного посредством зубчатого зацепления с рейкой 12, промежуточного зубчатого колеса 8, которое навинчено по резьбе, нарезанной на одном конце триба 7 до упора в торец триба. Жесткая кинематическая связь обеспечивает необходимую точность измерений индикатора и достигается непосредственным контактом торцов триба 7 и зубчатого колеса 8. Далее вращение передается от зубчатого колеса 8 на центральный триб 9, на котором жестко закреплена индикаторная стрелка 11. Замыкание кинематической цепи зубчатого механизма осуществляется под действием крутящего момента, развиваемого спиральной пружиной 6 от зубчатого колеса 5 через зубчатое зацепление между колесом 5 и центральным трибом 9. Собственно противоударный механизм индикатора выполнен в виде резьбового соединения первого триба и зубчатого колеса 8. Однако в его работе принимает участие моментная пружина 6, которая через зубчатое зацепление между зубчатыми колесами 5, 9 и 8 обеспечивает возврат звеньев механизма после удара в исходное положение. Индикатор работает следующим образом. В процессе обычных измерений (когда отсутствуют ударные воздействия на измерительный стержень) первый триб 7 и зубчатое колесо 8 составляют единое целое и соприкасаются торцами под действием усилия спиральной моментной пружины 6, передаваемого посредством зубчатого зацепления системой зубчатых колес 5, 9 и 8. Таким образом осуществляется жесткая кинематическая связь звеньев зубчатого механизма индикатора, обеспечивающая необходимую точность измерений. В случае удара по измерительному стержню, который жестко связан зубчатым зацеплением с первым трибом 7, происходит вывинчивание первого триба 7 из зубчатого колеса 8 по резьбе на трибе так, что образуется зазор а (см. фиг. 2) между торцами звеньев механизма. Таким образом ударная нагрузка не передается на зубчатый механизм индикатора, что предотвращает его поломку.
Класс G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором