движительно-рулевой комплекс судна
Классы МПК: | B63H1/16 с бандажным кольцом, прикрепленным к лопастям B63H5/10 коаксиального типа, например вращающихся в противоположных направлениях |
Автор(ы): | Рыбаков Г.И. |
Патентообладатель(и): | Государственное предприятие "Адмиралтейские верфи" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-28 публикация патента:
20.06.1997 |
Использование: судостроение, гребные винты в насадках. Сущность изобретения: движительно-рулевой комплекс содержит две кольцевые насадки, с которыми жестко соединены лопасти гребных винтов, размещенных соосно. На ступице одного из винтов размещены гидропресс и гидронасос. Винты приводятся во вращение угловой конической фрикционной передачей с одним или двумя коническими шкивами. Использование изобретения повышает пропульсивные качества движителя. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Движительно-рулевой комплекс судна, содержащий кольцевую поворотную насадку и первый гребной винт с лопастями, жестко соединенными с ободом, кинематически связанным с главным двигателем посредством угловой конической передачи, отличающийся тем, что соосно с первым гребным винтом установлен второй гребной винт, на ступице которого размещены гидропресс и гидронасос, связанный с первым гребным винтом посредством вала, установленного по оси их вращения, при этом угловая коническая передача выполнена фрикционной с возможностью взаимодействия диаметрально противоположной стороны конического шкива угловой передачи с ободом второго винта. 2. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что при горизонтальном размещении ведущего вала на нем установлены два конических шкива, каждый из которых сопряжен с ободом одного гребного винта, при этом гидропресс установлен на ступице каждого гребного винта.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям. Известны движительно-рулевые устройства, содержащие кольцевую поворотную насадку с размещенным внутри гребным винтом, приводящимся во вращение от осевой угловой зубчатой передачи в виде конического редуктора (Лебедев Э.Г. и др. "Средства активного управления судами", Судостроение, 1969, стр. 185-204). Их недостатком является техническая сложность с обеспечением герметичности корпусов угловых зубчатых передач, расположенных под водой. Известен также, принятый в качестве ближайшего аналога, движительно-рулевой комплекс судна, содержащий кольцевую поворотную насадку и гребной винт с лопастями, жестко соединенными с ободом, кинематически связанным с двигателем посредством угловой конической передачи (США, патент N 3918389, B 63 H 1/12, 1975 г.). Предложенное изобретение предназначено для решения задач повышения эффективности работы движительно-рулевого комплекса. Технический результат достигается тем, что соосно с гребным винтом установлен второй гребной винт с гидропрессом и гидронасосом, связанный с первым винтом посредством вала, установленного по оси их вращения, при этом угловая коническая передача выполнена фрикционной с возможностью взаимодействия диаметрально противоположной стороны конического шкива угловой передачи с ободом второго винта. При горизонтальном размещении ведущего вала на нем установлены два конических шкива, каждый из которых сопряжен с ободом одного гребного винта, при этом гидропресс установлен на ступицу каждого гребного винта. На фиг. 1 изображен движительно-рулевой комплекс, вид сбоку. На фиг. 2 то же, вид вдоль оси. На фиг. 3 устройство переменного нагружения винтов. На фиг. 4 изображен движительный комплекс в виде винтов-тандем, вид сбоку. На фиг. 5 то же, вид вдоль оси. На фиг. 6 устройство переменного нагружения винтов-тандем. Движительно-рулевой комплекс состоит из гребного вала 1 с закрепленным коническим шкивом 2, который через ободы 3 сопряжен с двумя гребными винтами носовым 4 и кормовым 5, расположенными на одной оси 6. Ось 6 закреплена на крестовине поворотной насадки 7. На ступице носового гребного винта 4 расположены гидропресс 8 и гидронасос 9, который через вал 10 соединен с кормовым гребным винтом 5. Рабочая жидкость к гидропрессу, к гидронасосу и на смазку подшипников поступает по каналу 11. Гребные винты монтируются прижатый к шкиву 2, но с зазорами "a" и "b" между крестовиной и ступицами. Зазор "a" должен быть меньше зазора "b" на величину (расчетную) осевого отклонения лопастей от развиваемого упора. При запуске главного двигателя шкив 2 начинает вращать оба гребных винта 4, 5. Кормовой винт 5 сразу, самонагружаясь, войдет в плотный контакт со шкивом 2, в то время как носовой винт 4 будет стремиться выйти из такого контакта. Однако, кормовой винит 5 через вал 10 включит в работу гидронасос 9, который, воздействуя на гидропресс 8, будет перемещать ступицу носового винта 4 в сторону кормы, обеспечивая тем самым необходимый контакт шкива 2 с ободом 3. Гидронасос 9 может быть установлен вне движительно-рулевого комплекса, например, в машинном отделении, откуда и будет производиться управление работой гидронасоса и гидропресса. Аналогичный порядок работы будет происходить и в движительном комплексе, изображенном на фиг. 4-6. Отличие будет заключаться в том, что гидронасосы и гидропрессы будут включаться в работу только на заднем ходу судна. При остановке главного двигателя гребные винты саморазгружаются от воздействия остаточных деформаций. Экономическая эффективность комплексов будет значительной, так как пропульсивный коэффициент движителей несомненно выше.Класс B63H1/16 с бандажным кольцом, прикрепленным к лопастям
винт с кумулятивным эффектом - патент 2405713 (10.12.2010) | |
пропульсивная система с электродвигателями - патент 2327596 (27.06.2008) | |
пропульсивная система соловьева - патент 2326021 (10.06.2008) | |
пропульсивная система - патент 2323124 (27.04.2008) | |
пропульсивная система с погружным электрическим двигателем - патент 2323123 (27.04.2008) | |
пропульсивная система с погружным электродвигателем - патент 2320516 (27.03.2008) | |
электромагнитный движитель в жидких средах - патент 2265550 (10.12.2005) | |
водометный движительно-двигательный комплекс - патент 2204502 (20.05.2003) | |
торцевое соединение двух тел вращения - патент 2171758 (10.08.2001) | |
судовой движитель шишкова - патент 2106283 (10.03.1998) |
Класс B63H5/10 коаксиального типа, например вращающихся в противоположных направлениях
гребной винт староверова - патент 2513333 (20.04.2014) | |
бипланетарный привод соосного двухвинтового движителя - патент 2455192 (10.07.2012) | |
устройство для плавания и/или ныряния - патент 2246978 (27.02.2005) | |
лопастной движитель - патент 2184677 (10.07.2002) | |
судовой движитель - патент 2182098 (10.05.2002) | |
способ движения и маневрирования судна и лопастный движительный комплекс - патент 2098316 (10.12.1997) |