маточная гайка
Классы МПК: | F16H25/24 детали таких механизмов, например винты, гайки |
Автор(ы): | Тарабрин В.Ф. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Уфимское моторостроительное производственное объединение" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-04-19 публикация патента:
27.07.1997 |
Использование: изобретение относится к передачам, используемым в токарно-винторезных станках, а именно к винтовым. Сущность изобретения заключается в том, что маточная гайка, содержащая два корпуса полугаек 1, установленные в направляющие фартука 4 с возможностью перемещения в последних, диск с фасонными пазами 10, штифты 3, запрессованные в полугайки и предназначенные для взаимодействия с фасонными пазами 10 диска, валик 6 привода диска снабжен рессорой 9, выполненной в виде стержня, один конец которой связан с концом валика 6, а другим с диском и крестовой муфтой 11, установленной между валиком и диском и предназначенной для взаимодействия с последним. Предложенная гайка обеспечивает самоустановку ее относительно ходового винта в вертикальной плоскости, где наиболее вероятна несоосность деталей винтовой пары. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Маточная гайка, содержащая две полугайки, устанавливаемые в направляющие корпуса фартука с возможностью перемещения в них, диск с фасонными пазами, штифты, запрессованные в полугайки и предназначенные для взаимодействия с фасонными пазами диска, валик привода диска, отличающаяся тем, что она снабжена рессорой, выполненной в виде стержня, связанной одним концом с валиком, а другим с диском, и крестовой муфтой, установленной между валиком и диском и предназначенной для взаимодействия с ними.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к передачам в токарно-винторезных станках, а именно к винтовым передачам. Известны маточные гайки, содержащие фартук с направляющими, две полугайки, диск с фасонными пазами, штифты. Наиболее близким аналогом по совокупности признаков является маточная гайка, содержащая две полугайки, установленные в направляющие корпуса фартука с возможностью перемещения в последних, диск с фасонными пазами, штифты, запрессованные в полугайки и предназначенные для взаимодействия с фасонными пазами диска, валик привода диска [1]Недостатком данной гайки является то, что при несоосности винтовой пары, что может возникнуть при износе направляющих станка и суппорта, нагрузка на верхнюю полугайку в зоне контакта с винтом постоянно возрастает и, в конце концов это приводит к поломке механизма. Перенос части вертикальной составляющей усилия резания и веса суппорта с фартуком через верхнюю полугайку на винт нарушает характер контакта суппорта с направляющими станины, что ухудшает условия резания и качество нарезаемой резьбы. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и эксплуатационных возможностей. Для достижения этого результата маточная гайка, содержащая две полугайки, установленные в направляющие корпуса фартука с возможностью перемещения в последних, диск с фасонными пазами, штифты, запрессованные в полугайки и предназначенные для взаимодействия с фасонными пазами диска, валик привода диска, при этом маточная гайка снабжена рессорой, выполненной в виде стержня, связанной одним концом с валиком, а другим с диском, и крестовой муфтой, установленной между валиком и диском и предназначенной для взаимодействия с ними. Такое выполнение позволяет исключить влияние несоосности сопрягаемых деталей винтовой пары, повышает надежность и долговечность ее, а также качество нарезаемой резьбы. На фиг. 1 показан разрез механизма по оси валика привода маточной гайки; на фиг.2 вид сверху с частичным вырывом; на фиг.3 поперечное сечение механизма по плоскости контакта полугаек и диска с фасонными пазами. Маточная гайка состоит из двух корпусов полугаек 1 с вкладышами 2 и штифтами 3. Корпуса полугаек установлены в направляющие корпуса фартука 4. На противоположной стенке корпуса фартука закреплена втулка 5, несущая валик 6 со ступицей 7 и рукояткой 8, Внутри валика 6 в осевом ступенчатом отверстии установлена рессора 9, выполненная в виде стержня, левый конец которой входит в центральное отверстие диска с фасонными пазами 10 механизма замыкания маточной гайки. Между валиком 6 и диском 10 установлена крестовая муфта 11. При вращении валика 6, через крестовую муфту 11 получает вращение диск 10. Своими пазами через штифты 3 диск сводит полугайки до тех пор, пока один из вкладышей не дойдет до ходового винта. В дальнейшем замыкание гайки будет сопровождаться плоско-параллельным смещением крестовой муфты в пределах зазора "б" и подтягиванием второй полугайки. Раскрытие гайки происходит в обратном порядке. Таким образом, за счет крестовой муфты и рессоры, выполненный в виде стержня, полугайки удерживается в раскрытом положении симметрично оси ходового винта, а в закрытом положении крестовая муфта и упругая деформация рессоры обеспечивают самоустановку (самоцентрацию)маточной гайки относительно ходового винта в вертикальной плоскости, где наиболее вероятна несоосность деталей винтовой пары.
Класс F16H25/24 детали таких механизмов, например винты, гайки
привод - патент 2485370 (20.06.2013) | |
механизм передачи - патент 2416569 (20.04.2011) | |
линейное исполнительное устройство - патент 2408965 (10.01.2011) | |
гайка и роликовый винтовой механизм - патент 2377457 (27.12.2009) | |
привод линейных перемещений - патент 2339858 (27.11.2008) | |
гайка-шарнир - патент 2331807 (20.08.2008) | |
самоустанавливающаяся упругая винтовая пара - патент 2331806 (20.08.2008) | |
бесконтактная магнитная дифференциальная передача - патент 2293233 (10.02.2007) | |
способ бесконтактного перемещения подвижного элемента - патент 2222725 (27.01.2004) | |
резьбовая пара (варианты) - патент 2220335 (27.12.2003) |