твердое ракетное топливо
Классы МПК: | C06B25/18 нитроцеллюлозу в количестве 10% (по весу) или более от общего состава C06D5/06 реакцией двух или нескольких твердых веществ |
Автор(ы): | Кривошеев Н.А., Жегров Е.Ф., Агафонов Д.П., Михайлова М.И., Дороничев А.И. |
Патентообладатель(и): | Федеральный центр двойных технологий "Союз" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-02-27 публикация патента:
20.09.1997 |
Изобретение относится к области разработки твердого ракетного топлива баллистического типа. Сущность изобретения: ТРТ включает, мас.%: нитроцеллюлоза 54-62; нитроглицерин 24-28; динитротуол 8-12; централит или его смесь с дифениламином 1-3,3; оксид свинца 0,6-2,0; карбонат кальция 0,6-3,0; стеараты цинка или натрия 0,02-0,05; масло индустриальное или приборное 0,8-1,6; сульфорицинат 0,02-0,3. Изготовление и переработка топлива осуществляется по известной технологии изготовления двухосновных топлив. ТРТ обладает повышенными физико-механическими характеристиками, обеспечивает стабильность горения заряда в двигателе при температурах
50oC, в особенности при минусовых температурах. 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения
Твердое ракетное топливо, включающее нитроцеллюлозу, пластификатор-нитроглицерин и динитротолуол, стабилизатор химической стойкости, модификатор горения оксид свинца, технологические добавки, отличающееся тем, что оно в качестве стабилизатора химической стойкости содержит централит или его смесь с дифениламином и дополнительно содержит стабилизатор горения карбонат кальция, а в качестве технологических добавок стеарат цинка или стеарат натрия, масло индустриальное или приборное и сульфорицинат при следующем соотношении компонентов, мас. Нитроцеллюлоза 54 62Нитроглицерин 24 28
Динитротолуол 8 12
Централит или его смесь с дифениламином 1,0 5,5
Оксид свинца 0,6 2,0
Карбонат кальция 0,6 3,0
Стеараты цинка или натрия 0,02 0,05
Масло индустриальное или приборное 0,8 1,6
Сульфорицинат 0,02 0,3н
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области разработки твердого ракетного топлива баллистического типа. Основными требованиями к топливам для ракетных зарядов являются высокая термическая устойчивость (физическая и химическая стабильность), повышенная механическая прочность, заданный уровень скорости горения и малая зависимость скорости горения топлива от давления при определенных условиях работы двигателя и, в особенности, обеспечение стабильной работы двигателя при минусовых температурах. Известны двухосновные на базе нитроцеллюлозы твердые ракетные топлива (ТРТ), содержащие различные алифатические и ароматические соединения свинца и меди (салицилаты, ацетилсалицилаты, резорцилаты, дигидроксибензоаты и др.) для снижения зависимости скорости горения от давления и регулирования баллистических характеристик [1, 2, 3] Известно ТРТ на основе нитроцеллюлозы, нитроглицерина, содержащее модификаторы скорости горения [4] включающее, мас. нитроцеллюлоза 40.85, нитроглицерин 10.35, компоненты в разных сочетаниях из группы, содержащей сажу, графит, сульфат калия, диметилфталат, этилцентралит, триацетин, динитротолуол и окись свинца, -1,2.30, динитроацетонитрил натрия или калия как катализатор скорости горения 4.40. Данное топливо взято в качестве прототипа, как наиболее близкое к предлагаемому ТРТ по компонентному составу. Однако это топливо не содержит стабилизатор горения и, следовательно, само по себе (без дополнительных решений по конструкции заряда) не способно обеспечить стабильную работу заряда в двигателе в широком температурном диапазоне, тем более при минусовых температурах при низких давлениях. Задачей изобретения было создание твердого ракетного топлива с повышенными физико-механическими характеристиками, обеспечивающего стабильность горения заряда в двигателе при температурах +50.-60oC, в особенности при минусовых температурах. Стабильность горения заряда является одной из основных характеристик, определяющих применимость его в ракетном двигателе. Наряду с баллистическими характеристиками повышенная механическая прочность и качество зарядов определяют стабильность горения зарядов в РД, поскольку она может быть нарушена и в диапазоне рабочих режимов в следствие неравномерности горения из-за местного увеличения поверхности горения, например, по причине дефектности (наличия трещин, разноплотности) или частичного разрушения заряда вследствие недостаточной механической прочности, особенно при минусовых температурах. А при высокой начальной температуре может возникнуть излишняя пластичность при пониженной прочности заряда, что также отрицательно влияет на стабильность горения и ограничивает температурный диапазон эксплуатации заряда. Таким образом, разработка ТРТ, обеспечивающего стабильную работу зарядов из него в РД в широком температурном диапазоне, является актуальной задачей. Задача была решена созданием ТРТ, включающего нитроцеллюлозу, пластификаторы-нитроглицерин и динитротолуол, стабилизатор химической стойкости-централит или его смесь с дифениламином, модификаторы горения-оксид свинца и карбонат кальция, а также технологические добавки-стеараты цинка или натрия, масло индустриальное или приборное и сульфорицинат при следующем соотношении входящих в топливо компонентов, мас. Нитроцеллюлоза 54.62Нитроглицерин 24.28
Динитротолуол 8.12
Централит или его смесь с дифениламином 1.3,3
Оксид свинца 0,6-2,0
Карбонат кальция 0,6-3,0
Стеараты цинка или натрия 0,02-0,05
Масло индустриальное или приборное 0,8.1,6
Сульфорицинат 0,02.0,3. Изготовление и переработка топлива осуществляется по известной в отечественной практике технологии смешения компонентов в водной среде при температуре 283.313К с последующим отжимом массы до влажности 5.15 мас. вальцеванием при температуре валков 333.373К, сушкой таблетки до влажности 0,3. 1,0 мас. и прессованием изделий при температуре 336.358К и давлении 10.30 МПа. В таблице приведены примеры предлагаемого состава, их свойства и характеристики. Как видно из таблицы, разработанный состав топлива полностью обеспечивает достижение поставленных целей: стабильность горения заряда в двигателе и, что особенно важно, при низких температурах (до -60oC) при одновременно высоких физико-механических характеристиках. При отработке предлагаемого ТРТ в опытных условиях ФЦДТ "СОЮЗ" было подтверждено, что разработанная рецептура является оптимальной по химсоставу и соотношению всех компонентов и полностью решает поставленные задачи. Так, снижение нитроцеллюлозы менее 54% ведет к снижению механической прочности и ударной вязкости, а повышение более 62%-к резкому ухудшению технологичности состава (наблюдается хрупкость и жесткость состава, отмечены вспышки при переработке образцов топлива на фазе вальцевания). Общий повышенный уровень содержания нитроцеллюлозы в предлагаемых составах ТРТ обеспечивает их повышенную механическую прочность. Уменьшение содержания нитроглицерина менее 24% приводит к ухудшению процесса пластификации нитроцеллюлозы и снижению энергетических характеристик топлива и скорости горения, а увеличение свыше 28% при прочих равных условиях ухудшает зависимость скорости горения от давления, что влечет за собой увеличение разброса баллистических характеристик. Динитротолуол (ДНТ) в составе ТРТ выполняет роль дополнительно пластификатора, повышая пластифицирующую способность нитроглицерина, одновременно при горении топлива способствуя получению продуктов сгорания с более низкой температурой и образованию в К-фазе углеродистого каркаса, при наличии которого катализатор-оксид свинца, проявляет наибольшую эффективность. Уменьшать содержание ДНТ менее 8% в предлагаемом составе ТРТ нецелесообразно, т.к. это приводит к снижению общего количества пластификатора и запредельно низкому соотношению между пластификатором и нитроцеллюлозой, которое не обеспечивает необходимой степени пластификации нитроцеллюлозы. Увеличение содержания ДНТ свыше 12% приводит к увеличению твердой фазы в продуктах сгорания топлива, а также к выкристаллизации продукта на поверхности зарядов при их длительном хранении. Если при хранении и эксплуатации зарядов ТРТ определяющими являются высокие температуры, то в таком случае необходимо в рецептурном составе повышать содержание нитроцеллюлозы (вводить на верхнем пределе), тем самым увеличивать его механическую прочность. При требовании к хранению и эксплуатации зарядов в условиях низких температур необходимо повышать эластичность при минусовых температурах. В этом случае целесообразно в рецептурном составе повышать содержание пластификатора с увеличением в нем доли дополнительного пластификатора-ДНТ. В качестве стабилизатора химической стойкости ТРТ могут быть использованы централит (N,N"-диметил-N,N"-дифенилмочевина или N,N"-диэтил-N,N"-дифенилмочевина) или его смесь с дифениламином (ДФА). Содержание стабилизатора химстойкости менее 1% не обеспечивает необходимого запаса химстойкости зарядов в процессе их длительного хранения, особенно в условиях жаркого климата, и длительной эксплуатации при повышенных температурах. В этих условиях предпочтительно использовать смесь централита и ДФА. Увеличивать содержание стабилизатора химстойкости более 3,3% нецелесообразно, т.к. в больших количествах централит и ДФА могут оказывать на нитроцеллюлозу и нитроглицерин разлагающее (омыляющее) действие, приводя к обратному эффекту. Кроме того, централит и ДФА в больших количествах являются балластными веществами, снижающими энергетический уровень ТРТ. Содержание оксида свинца менее 0,6% недостаточно для снижения зависимости скорости горения топлива от давления, показатель

Класс C06B25/18 нитроцеллюлозу в количестве 10% (по весу) или более от общего состава
Класс C06D5/06 реакцией двух или нескольких твердых веществ