волнодвижительная установка судна
Классы МПК: | B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов B63H1/36 с колебательным движением, например движители в форме рыбьего хвоста |
Автор(ы): | Сенькин Ю.Ф., Васильев В.Ю., Савицкий А.И. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственная кооперативная фирма "Экип" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-20 публикация патента:
20.10.1997 |
Изобретение относится к судовым движителям, создающим тягу за счет энергии морского волнения. Сущность изобретения: волнодвижительная установка судна содержит небалансирные подводные крылья, установленные на баллерах, систему управления и механизм подъема крыльев. Крылья с помощью баллеров соединены с центропланом, который с помощью шарнирно-параллелограммного механизма, содержащего штанги, двумя штангами соединен с валом, который в свою очередь соединен с приводом его поворота. В нерабочем положении центроплан с крыльями размещается выше ватерлинии и с помощью стыковочного узла крепится к форштевню судна. Для перевода в рабочее положение крылья с центропланом опускаются под воду и с помощью стыковочного узла, расположенного ниже ватерлинии, центроплан крепится к форштевню. Управление крыльями - с помощью автономной автоматической системы управления. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Волнодвижительная установка судна, содержащая небалансирные подводные крылья, установленные на баллерах с возможностью поворота и фиксации, систему управления и механизм подъема крыльев в виде рамы, кормовая часть которой соединена с приводным валом, установленным перпендикулярно диаметральной плоскости судна и связанным с приводом поворота и фиксации, отличающаяся тем, что баллеры крыльев размещены в центроплане, оборудованном узлами его стыковки с фиксаторами, установленными на форштевне судна выше и ниже ватерлиний, а рама подъема крыльев выполнена в виде двух параллельных штанг, попарно расположенных по обе стороны от диаметральной плоскости судна, которые носовыми оконечностями шарнирно соединены с центропланом, а кормовыми оконечностями связаны с валами поворота, при этом по крайней мере одна пара расположенных по обе стороны от диаметральной плоскости штанг жестко соединена с приводным валом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям судов, использующих энергию морского волнения для получения тяги. Известен принятый в качестве ближайшего аналога волновой движитель судна, содержащий подводное крыло, установленное на баллере и подпружиненное относительно конструктивного элемента, к которому крепится баллер с крылом /СССР, авт.свид. 1331726, кл. B 63 H 19/02, 1985/. Недостатком известного устройства, является появление дополнительного сопротивления при движении судна на тихой воде с поднятыми крыльями, малое плечо между крыльями и центром качания судна, что уменьшает эффект использования качки судна для получения тяги, а также уменьшения вертикальной скорости воды у крыльев за счет влияния корпуса судна. Предложенное изобретение решает техническую задачу повышения тяги движителя и устранения названных неблагоприятных факторов. На фиг.1 показана волнодвижительная установка судна в нерабочем состоянии; на фиг. 2 то же, в рабочем состоянии; на фиг.3 то же, вид с носа; на фиг.4 то же, вид в плане. Пример конкретного выполнения устройства. В корпусе судна 1 перпендикулярно его диаметральной плоскости /ДП/ установлен вал 2, жестко связанный со штангой 3, которая своим носовым концом шарнирно связана с центропланом 4. Штанга 5, установленная параллельно штанге 3, шарнирно соединена с центропланом 4 и валом 6, параллельным валу 3. На форштевые судна 1 закреплены узлы для стыковки центроплана с носом судна, при этом узел 7 установлен ниже ватерлинии, а узел 8 выше, что обеспечивает надежную стыковку центроплана с корпусом судна в рабочем и нерабочем положении. Вал 3 связан с приводом его поворота 9, который обеспечивает подъем и опускание центроплана 4 с крыльями и стыковку его с форштевнем 10 с помощью узлов для стыковки 7 или 8. С центропланом посредством баллеров шарнирно соединены крылья 11, на концах которых установлены шайбы 12 с эластичными кранцами 13, предназначенными для демпфирования непредвиденных ударов концов крыльев о преграду: борт соседнего судна, пирс и т.д. У передней кромки центроплана расположены приемники 14 гидродинамического давления /трубки Прандтля Пито/, связанные с блоками автономной автоматической системы управления 15 либо автоматической системы управления с дистанционными переключением режимов. В центроплане расположен блок управления 16 стопором 17, обеспечивающим стыковку центроплана с помощью узлов 7 и 8 с форштевнем. Стопор выполнен в виде штыря с гидравлическим приводом. Гидравлические коммуникации привода размещены в полях вале 6 и штанге 5. Для предохранения поднятых крыльев центроплана от неожиданных ударов над ними расположено ограждение 18, выполненное в виде кринолина, которое выступает за обводы 19 корпуса судна в районе верхней палубы. В нерабочем положении центроплан 4 с крыльями 11 поднят выше ватерлинии и закреплен на форштевне 10 с помощью стыковочного узла 8. Для перевода в рабочее положение центроплан с крыльями отстыковывается от узла 8 и посредством привода 9 и штанг 3 и 5 поступательно перемещается в подводную часть судна и состыковывается с узлом 7. При движении судна на волнении крылья управляются по заданному закону под действием набегающего потока воды с помощью автономной автоматической системы управления 15.Класс B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов
Класс B63H1/36 с колебательным движением, например движители в форме рыбьего хвоста