предохранительное устройство карданного вала
Классы МПК: | F16P1/02 неподвижные экраны или кожухи |
Автор(ы): | Шкрабак В.С., Елисейкин В.А., Белова Т.И., Безрученко О.Н., Поклонский С.Н., Храмченко О.П. |
Патентообладатель(и): | Санкт-Петербургский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-02-15 публикация патента:
27.10.1997 |
Использование: в области прикладной механики. Сущность изобретения: устройство содержит кожух, установленный коаксиально валу с возможностью осевого перемещения, выполненный из двух фланцев и трех трубчатых элементов. Два трубчатых элемента установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий - подвижным в осевом направлении. Отключающий механизм выполнен в виде двух валов-вилок и подвижной в осевом направлении шлицевой втулки с размещенным на ней фиксирующим средством. Устройство снабжено пружиной сжатия, расположенной между торцами первого трубчатого элемента и стаканом фиксирующего средства вдоль внутренней поверхности третьего трубчатого элемента. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Предохранительное устройство карданного вала преимущественно для сельскохозяйственных машин, содержащее защитный кожух, установленный коаксиально валу с возможностью осевого перемещения и выполненный из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов, два из которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительно наружной поверхности одного из двух трубчатых элементов, отключающий механизм, выполненный в виде двух валов-вилок и подвижной в осевом направлении шлицевой втулки с размещенным на ней фиксирующим элементом, включающим подшипник, отличающееся тем, что оно снабжено пружиной сжатия, фиксирующий элемент выполнен в виде стакана, жестко связанного с первым и третьим трубчатыми элементами, при этом подшипник фиксирующего элемента размещен в стакане, а пружина сжатия установлена между торцом второго трубчатого элемента и наружной поверхностью дна стакана.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области прикладной механики, в частности, к предохранительным устройствам техники безопасности и общего назначения. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является предохранительное устройство карданного вала, содержащее защитный кожух, установленный коаксиально валу с возможностью осевого перемещения, отключающий механизм, выполненный в виде вала-вилки с наружной шлицевой поверхностью на конце и подвижной в осевом направлении шлицевой втулкой с размещенным на ней фиксирующим средством, в котором защитный кожух выполнен составным из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов, два из которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительно наружной поверхности одного из двух трубчатых элементов и жестко скреплен с вторым трубчатым элементом, причем на внутренней поверхности конца каждого из двух жестко закрепленных трубчатых элементов выполнены упоры, отключающий механизм снабжен дополнительным валом-вилкой с наружной шлицевой поверхностью на конце, соединенным с основным валом-вилкой шлицевой втулкой, а фиксирующее средством выполнено в виде подшипника, внутренняя обойма которого закреплена на шлицевой втулке, а наружная обойма размещена с возможностью контакта с упорами двух жестко закрепленных трубчатых элементов. Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств, и, как следствие, снижение травматизма. На фиг.1 представлено устройство, разрез; на фиг.2 узел I на фиг.1. Устройство состоит из карданного вала приводной машины 1 (см. фиг.1 и 2) и карданного вала исполнительной машины 2, коаксиально которым установлен защитный кожух с возможностью осевого перемещения относительно указанных валов. К карданным валам 1 и 2 присоединены соответственно вал-вилка 3 и дополнительный вал-вилка 4, связанные между собой посредством втулки включения 5, которая установлена в подшипниках скольжения 6, жестко закрепленных стопорным кольцом 7 на цилиндрической поверхности ступени меньшего диаметра вала-вилки 3. Втулка включения 5 сопрягается своей внутренней шлицевой поверхностью с наружной шлицевой поверхностью дополнительного вала-вилки 4 и связана со шлицевой поверхностью ступени большого диаметра вала-вилки 3 посредством шлицевой втулки 8, на наружной поверхности которой размещен фиксирующий элемент в виде подшипника 9 и стакана 10, во внутренней проточке которого размещена наружная обойма подшипника 9, зафиксированная крышкой 11, а внутренняя обойма закреплена стопорным кольцом 12 на наружной поверхности шлицевой втулки, причем между торцами второго трубчатого элемента 22 и стаканом фиксирующего элемента расположена пружина 13 с целью создания дополнительного сопротивления. Защитный кожух выполнен составным из жестко закрепленных к приводной и исполнительной машинам соответственно фланцев 14 и 15. К каждому из этих фланцев соединительными болтами 16 и 17 присоединены соответственно соединительные кольца 18 и 19, к которым через оси 20 и 21 крепятся трубчатые 22 и 23 с возможностью поворота относительно осей 20 и 21, а следовательно, относительно фланцев 14 и 15. Вдоль наружной поверхности трубчатого элемента 22 имеет возможность осевого перемещения трубчатый элемент 24, который связан жестко со стаканом 10, который в свою очередь связан разъемным соединителем 25 с трубчатым элементом 23. Работает устройство следующим образом. При установке защитного кожуха карданного вала стакан 10 с трубчатым элементом 24 перемещается вправо относительно трубчатого элемента 22 и жестко соединяется с трубчатым элементом 23, фиксируя положение кожуха относительно вала-вилки 3, дополнительного вала-вилки 4 и втулки включения 5, соединяемых шлицевой втулкой 8. Вал-вилка 3, включения 5 и дополнительный вал-вилка 4 передают крутящий момент от карданного вала приводной машины 1 к карданному валу исполнительной машины 2. При разъединении стакана 10 с трубчатым элементом 23 и последующим осевом перемещении стакана 10 с трубчатым элементом 24 вдоль наружной поверхности трубчатого элемента 22 прекращается передача крутящего момента от карданного вала приводной машины 1 к карданному валу исполнительной машины 2.Класс F16P1/02 неподвижные экраны или кожухи