предохранительное устройство карданного вала
Классы МПК: | F16P1/02 неподвижные экраны или кожухи F16D3/84 кожухи, например корпусы, крышки; уплотнительные устройства для них |
Автор(ы): | Шкрабак Роман Владимирович (RU), Шкрабак Владимир Владимирович (RU), Шкрабак Владимир Степанович (RU), Егоров Денис Алексеевич (RU), Муравьев Константин Евгеньевич (RU), Пьядичев Эдуард Васильевич (RU), Шкрабак Алла Игоревна (RU), Хилков Николай Валентинович (RU), Ань Лэй (RU), Хилкова Елена Николаевна (RU), Белякова Оксана Валентиновна (RU) |
Патентообладатель(и): | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-04-25 публикация патента:
10.03.2013 |
Изобретение относится к предохранительным устройствам карданных валов. Предохранительное устройство содержит ведущий и ведомый карданные валы, соединенные шлицевой втулкой, и защитный кожух. Защитный кожух установлен коаксиально валам и выполнен составным из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов. Два трубчатых элемента установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительно первого трубчатого элемента. В устройстве установлены четыре пружины со сдвигом одна относительно другой в 90°. Концы пружин с одной стороны установлены в проточках упорного кольца, а с другой - жестко закреплены в проточках втулки упорного подшипника, Упорное кольцо установлено на резьбе внутри кожуха ведущего карданного вала, а с противоположной стороны втулки упорного подшипника выполнены выступы, с наружными поверхностями которых взаимодействует упорное внешнее кольцо. На конце трубы ведущего вала установлена втулка-кольцо, с двух сторон закрепленная стопорными кольцами, связанными с этой трубой. Втулка-кольцо жестко соединена с внешней трубой, имеющей внутреннюю резьбу, взаимодействующей с наружной резьбой промежуточного защитного кожуха. Внутренняя резьба промежуточного защитного кожуха взаимодействует через резьбовое соединение с упорным кольцом. Техническим результатом является повышение технологичности эксплуатации устройства. 1 ил.
Формула изобретения
Предохранительное устройство карданного вала, содержащее защитный кожух, установленный коаксиально валу и выполненный составным из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов, два из которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительно первого трубчатого элемента, отличающееся тем, что концы четырех пружин, со сдвигом одна относительно другой в 90°, с одной стороны установлены в проточках упорного кольца, установленного на резьбе внутри кожуха ведущего карданного вала, а с другой - жестко закреплены в проточках втулки упорного подшипника, а с ее противоположной стороны выполнены выступы, с наружными поверхностями которых взаимодействует упорное внешнее кольцо, при этом на конце трубы ведущего вала установлена втулка-кольцо, с двух сторон закрепленная стопорными кольцами, связанными с этой трубой, при этом втулка-кольцо жестко соединена с внешней трубой, имеющей внутреннюю резьбу, взаимодействующей с корпусом промежуточного защитного кожуха с наружной и внутренней резьбой, с которой взаимодействует через резьбовое соединение упорное кольцо.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике безопасности, а именно защите людей от наматывания на карданные валы при отсутствии на них защитных приспособлений (кожухов, ограждений, блокировок и др.)
Известно предохранительное устройство для карданного вала по а.с. № 1073528, F16Р 1/02 имеет кольцевую вилку. Устройство снабжено одной дополнительной осью и установленными на вилке стержнями. Свободные концы стержней выведены через выполненные в корпусе устройства и в защитном кожухе отверстия, и связаны разъемным соединением с кожухом, а пружины расположены на стержнях и жестко связаны одним концом с вилкой, а другим - с кожухом устройства.
Устройство имеет недостатки в связи со снижением надежности работы по причинам: износа шлицевой втулки и кольцевой вилки из-за трения между ними; возможности повреждения и поломки упорных осей, выступающих за пределы корпуса устройства при снятом кожухе в случае использования трактора с сельхозмашинами, не требующими привода от вала отбора мощности.
Устройство сложно по конструкции в связи с использованием в нем двух стержней с пружинами растяжения, требующими для их крепления дополнительных деталей.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является предохранительное устройство карданного вала (патент № 2139466, F16Р 1/02), содержащее защитный кожух, установленный коаксиально валу и выполненный составным из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов, два из которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительного первого трубчатого элемента; отключающий механизм выполнен в виде двух валов-вилок с наружными шлицевыми поверхностями, соединенных подвижной в осевом направлении шлицевой втулкой с размещенным на ней фиксирующим средством. Фиксирующее средство выполнено в виде жестко соединенного с третьим трубчатым элементом стакана с пружинистыми защелками, расположенными с возможностью быстрого разъема и жесткого соединения со вторым трубчатым элементом, имеющим соответствующие пазы, а второй и третий трубчатые элементы выполнены в виде цилиндров без выступов.
Недостатками этого устройства являются:
1 - забивание пазов, выполненных открытыми с наружной стороны второго трубчатого элемента защитного кожуха в процессе эксплуатации;
2 - трудоемкость обслуживания в связи с необходимостью одновременного нажатия всех защелок и использования для этого специального устройства;
3 - возможность травмирования работающих из-за возможности появления незащищенной зоны карданного вала при отсутствии первого трубчатого элемента, чем обеспечивается эксплуатация трактора и приводной машины в условиях забивания карданного вала;
4 - возможность попадания в конструкцию грязи, что может привести к преждевременному износу и выходу из строя устройства;
5 - трудности при сборке и разборке конструкций из-за отсутствия направляющих для перемещения пружинистых защелок в пазах для зацепления.
Задачей изобретения является повышение технологичности эксплуатации устройства и, как следствие, снижение травматизма.
Поставленная задача достигается тем, что предохранительное устройство карданного вала, содержащее защитный кожух, установленный коаксиально валу и выполненный составным из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов, два из которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительно первого трубчатого элемента. Концы четырех пружин, со сдвигом одна относительно другой в 90°, с одной стороны установлены в проточках упорного кольца, установленного на резьбе внутри кожуха ведущего карданного вала, а с другой - жестко закреплены в проточках втулки упорного подшипника, а с ее противоположной стороны выполнены выступы, с наружными поверхностями которых взаимодействует упорное внешнее кольцо, при этом на конце трубы ведущего вала установлена втулка-кольцо, с двух сторон закрепленная стопорными кольцами, связанными с этой трубой, при этом втулка-кольцо жестко соединена с внешней трубой, имеющей внутреннюю резьбу, взаимодействующей с корпусом промежуточного защитного кожуха с наружной и внутренней резьбой, с которой взаимодействует через резьбовое соединение упорное кольцо.
Новые существенные признаки:
1. Четыре пружины установлены со сдвигом одна относительно другой в 90°.
2. Пружины с одной стороны установлены в проточках упорного кольца, а с другой - жестко закреплены в проточках втулки упорного подшипника.
3. Упорное кольцо установлено на резьбе внутри кожуха ведущего карданного вала.
4. На противоположной стороне втулки упорного подшипника выполнены выступы.
5. Упорное внешнее кольцо взаимодействует с наружными поверхностями выступа втулки упорного подшипника.
6. На конце трубы ведущего вала установлена втулка-кольцо, с двух сторон закрепленная стопорными кольцами.
7. Втулка-кольцо жестко соединена с внешней трубой, имеющей внутреннюю резьбу.
8. Внешняя труба с внутренней резьбой взаимодействует с корпусом промежуточного защитного кожуха, имеющего внутреннюю и наружную резьбу.
9. Промежуточный защитный кожух взаимодействует с упорным кольцом через резьбовое соединение.
Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Доказательством технического результата является то, что предлагаемое устройство дает возможность повысить эксплуатационные свойства и исключить травмы за счет того, что в нем:
а) четыре пружины установлены со сдвигом одна относительно другой в 90°, для создания равномерного усилия при демонтаже валов относительно друг друга;
б) пружины с одной стороны установлены в проточках упорного кольца, а с другой - жестко закреплены в проточках втулки упорного подшипника; для фиксации пружин в устройстве и при разборке устройства пружины остаются зафиксированными с втулкой упорного подшипника;
в) упорное кольцо установлено па резьбе внутри кожуха ведущего карданного вала; для его фиксации относительно кожуха ведущего карданного вала и возможности регулирования натяжения пружин за счет резьбового соединения;
г) на противоположной стороне втулки упорного подшипника выполнены выступы для посадки па него упорного внешнего кольца;
д) упорное внешнее кольцо взаимодействует с наружными поверхностями выступа втулки упорного подшипника для регулирования глубины посадки ведомого вала в шлицевую соединительную втулку;
е) на конце трубы ведущего вала установлена втулка-кольцо, с двух сторон закрепленная стопорными кольцами, связанными с этой трубой для жесткой связи втулки-кольца с трубой ведущего вала;
ж) втулка-кольцо жестко соединена с трубой ведущего вала, имеющей внутреннюю резьбу. Внутренняя резьба позволяет соединить трубу ведущего вала с корпусом промежуточного защитного кожуха, а жесткое крепление с трубой ведущего вала втулки-кольца позволяет создать единое целое с трубой ведущего вала ведущей части устройства;
з) внешняя труба с внутренней резьбой взаимодействует с корпусом промежуточного защитного кожуха, имеющего внутреннюю и наружную резьбу. Внутренняя резьба позволяет установить упорное кольцо;
и) промежуточный защитный кожух взаимодействует с упорным кольцом через резьбовое соединение. Возможность взаимодействия упорного внешнего кольца с упорным кольцом позволяет регулировать посадку ведомого вала в соединительную шлицевую втулку.
Фиг.1 - схематично изображено предохранительное устройство карданного вала.
Предохранительное устройство карданного вала содержит: ведущий карданный вал 1, приводимый во вращение от вала отбора мощности машины (трактора, комбайна); ведомый карданный вал 2, осуществляющий передачу вращения на приводные механизмы после включения оператором ведущей части карданного вала 1 и соединения се с ведомым карданным валом 2 посредством соединительной шлицевой втулки 3, с смонтированным на ней радиально-упорным подшипником 4, вмонтированным во втулке упорного подшипника 5 и стопорящегося стопорным кольцом 6; защитный кожух, установленный коаксиально валу и выполненный составным из двух жестко закрепленных фланцев (на фигуре не показано) и трех трубчатых элементов, два из которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев, а третий трубчатый элемент выполнен подвижным в осевом направлении относительно первого трубчатого элемента; концы четырех упорных пружин 7 со сдвигом одна относительно другой в 90°, с одной стороны установлены в проточках 8, упорного кольца 9, глубиной 10 мм и диаметром, на 10% превышающим диаметр упорной пружины 7. Упорное кольцо 9 установлено на резьбе внутри защитного кожуха 10 ведущего карданного вала 1. Пружины с другой стороны жестко закреплены в проточках 11 втулки упорного подшипника 5. С противоположной стороны втулки 5 упорного подшипника выполнены выступы 12, с наружными поверхностями 13 которых взаимодействует упорное внешнее кольцо 14. Втулка упорного подшипника 5 благодаря шлицам по наружному диаметру вмонтирована в трубу ведущего вала 15 с внутренними шлицами, которая наварачивается на внешнюю резьбовую часть поверхности защитного кожуха 10 ведущего карданного вала 1. При этом на конце трубы ведущего вала 15 установлена втулка-кольцо 16, с двух сторон закрепленная стопорными кольцами 17 и 18, связанными с этой трубой, при этом втулка-кольцо 16 жестко соединена с внешней трубой 19 ведомой части конструкции, имеющей внутреннюю резьбу, взаимодействующей с корпусом промежуточного защитного кожуха 20 с наружной и внутренней резьбой, с которой взаимодействует через резьбовое соединение упорное кольцо 21. Корпус промежуточного защитного кожуха 20 крепится через диаметрально противоположные пазы (на фигуре не показано) с помощью подпружиненных болтов (на фигуре не показано) и может перемещаться до 8 см. Втулка ограничительная 22 ограничивает перемещение втулки 3.
Работает устройство следующим образом. Перед необходимостью передачи вращения на приводные механизмы и перед включением оператором ведущей части карданного вала 1 вращением втулки-кольца 16 в одну из сторон осуществляется перемещение по резьбе корпуса промежуточного защитного кожуха 20 благодаря продольным пазам (на фигуре не показано) и подпружиненным болтам (на фигуре не показано) вместе с установленным в нем упорным кольцом 21. Последнее через внешнее упорное кольцо 14 перемещает вмонтированную посредством шлицевого соединения во внутреннюю часть трубы ведущего вала 15 втулку упорного подшипника 5 и через радиально-упорный подшипник 4 соединительную шлицевую втулку 3 в сторону шлицевой ведущей части карданного вала 1, соединяя его тем самым с ведомым карданным валом 2. Посаженные жестко в проточки 11 втулки упорного подшипника 5 упорные пружины 7 в этот момент перемещаются в сторону внутреннего упорного кольца 9, вкрученного в защитный кожух 10 ведущего карданного вала 1, размещаясь свободными концами в проточке 8, сжимаясь. При этом при включении оператором привода на ведущий карданный вал 1 вращение будет передаваться на приводные механизмы. Вращающиеся части конструкции карданного вала находятся внутри устройства и не грозят травмами в результате отсутствия возможности захвата одежды, волос, конечностей, обуви и др.
При необходимости осмотра внутренних узлов устройства или их техобслуживания, а также в других необходимых случаях втулку-кольцо 16 вращают в сторону, противоположную тому, который способствовал соединению ведущей 1 и ведомой 2 частей карданного вала. Упорные пружины 7, разжимаясь, через втулку упорного подшипника 5 и упорный подшипник 4 благодаря стопорному кольцу 6 перемещают соединительную шлицевую втулку 3 в сторону ведомого карданного вала 2 до тех пор, пока втулка упорного подшипника 5 не сойдет со шлицевой части ведущего карданного вала 1. В момент разъединения карданных валов 1 и 2 посредством соединительной шлицевой втулки 3 передача вращения от ведущего I к ведомому 2 карданному валу прекращается; благодаря дальнейшему вращению втулки-кольца 16, а значит и внешней трубы 19 ведомой части конструкции с внутренней резьбой, в сторону ведомого карданного вала 2, конструкцию разъединяют и осуществляют осмотр ее элементов или выполняют техобслуживание в момент, когда вращение от включенного оператором в кабине карданного вала (его ведущей части) не передастся на элементы устройства, предотвращая тем самым травмы.
В рабочем состоянии, когда вращение передается па приводные механизмы, вращающиеся элементы конструкции защищены неподвижными частями: защитным кожухом 10 ведущего карданного вала 1, трубой ведущего вала 15, внешней трубой 19 ведомой части конструкции и корпусом промежуточного защитного кожуха 20, исключая травмоопасные ситуации, а значит и возможность травмирования людей.
Класс F16P1/02 неподвижные экраны или кожухи
Класс F16D3/84 кожухи, например корпусы, крышки; уплотнительные устройства для них