система вентиляции электрической машины
Классы МПК: | H02K5/18 с ребрами или пластинами для улучшения теплопередачи H02K9/08 охлаждающей газовой средой, циркулирующей внутри корпуса машины |
Автор(ы): | Шалаев Владимир Григорьевич, Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович |
Патентообладатель(и): | Шалаев Владимир Григорьевич, Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-03-22 публикация патента:
10.11.1997 |
Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей статора электрической машины. Система вентиляции содержит сердечник статора 1 с обмоткой 2, радиальные вентиляционные каналы которого в тангенциальном направлении разделены на зоны 3 впуска охлаждающего газа в зазор 4 и зоны 5 выпуска газа из зазора 4. На внутренней расточке сердечника статора 1 с помощью дистанционных вставок 6 закреплена немагнитная оболочка 7. Между дистанционными вставками 6 имеются каналы 8 для перетока газа из зон 3 в зоны 5, причем каналы 8 отделены от ротора 9 оболочкой 7. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Система вентиляции электрической машины, содержащая сердечник статора, снабженный внутренней расточкой с установленным в ней с зазором ротором, радиальными вентиляционными каналами, разделенными на зоны подачи охлаждающего газа в зазор и зоны отвода газа из зазора, отличающаяся тем, что на внутренней расточке сердечника статора закреплена немагнитная оболочка с дистанционными вставками, между которыми имеются каналы для перетока охлаждающего газа из одной зоны в другую, отделенные от ротора указанной оболочкой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам охлаждения электрических машин, преимущественно турбогенераторов. Известна многоструйная система вентиляции электрической машины, в которой сердечник статора с радиальными вентиляционными каналами имеет продольное секционирование на зоны впуска охлаждающего газа в зазор и зоны выпуска газа из зазора [1]Известна также радиально-тангенциальная система вентиляции электрической машины, в которой радиальные каналы сердечника статора разделены в тангенциальном направлении на зоны впуска охлаждающего газа в зазор и зоны выпуска газа из зазора. Эта система вентиляции принята за прототип изобретения [2]
Обеим системам вентиляции присущ недостаток, состоящий в том, что радиальные вентиляционные каналы сердечника статора, через которые газ выпускается из зазора, питаются газом, подогретым в зазоре механическими потерями и потерями в роторе, в результате чего повышается температура активных частей статора. Целью изобретения является уменьшение температуры активных частей статора электрической машины. Поставленная цель достигается за счет того, что в системе вентиляции электрической машины, содержащей сердечник статора, снабженный внутренней расточкой с установленным в ней с зазором ротором, радиальными вентиляционными каналами, разделенными на зоны подачи охлаждающего газа в зазор и зоны отвода газа из зазора, на внутренней расточке сердечника статора закреплена немагнитная оболочка с дистанционными вставками, между которыми имеются каналы для перетока охлаждающего газа из одной зоны в другую, отделенные от ротора указанной оболочкой. Благодаря тому, что оболочка отделяет циркулирующий в сердечнике статора газ от газа, подогретого в зазоре механическими потерями и потерями в роторе, удается снизить температуру активных частей статора. На фиг.1 показано поперечное сечение турбогенератора, при радиально-тангенциальной циркуляции газа в сердечнике статора; на фиг.2 продольное сечение турбогенератора, при многоструйной системе циркуляции газа в сердечнике статора. Сущность изобретения поясняется на примере двух исполнений системы вентиляции электрической машины, а именно турбогенератора, отличающихся друг от друга направлением секционирования радиальных каналов сердечника статора. Согласно первому исполнению (фиг.1) система вентиляции электрической машины содержит сердечник статора 1 с обмоткой 2, радиальные вентиляционные каналы которого в тангенциальном направлении разделены на зоны 3 впуска охлаждающего газа в зазор 4 и зоны 5 выпуска газа из зазора 4. На внутренней расточке сердечника статора 1 с помощью дистанционных вставок 6 закреплена немагнитная оболочка 7. Между дистанционными вставками 6 имеются каналы 8 для перетока газа из зон 3 в зоны 5, причем каналы 6 отделены от ротора 9 оболочкой 7. В пространстве между сердечником статора 1 и корпусом 10 установлены ориентированные вдоль продольной оси машины ребра II, между которыми образованы камеры 12 для подачи холодного газа в зоны 3 и камеры 13 для выпуска горячего газа из зон 5. Второе исполнение системы вентиляции электрической машины (фиг.2) аналогично первому исполнению и отличается от него тем, что секционирования сердечника статора 1 на зоны 3 впуска охлаждающего газа в зазор 4 и зоны 5 выпуска газа из зазора 4 выполнено в продольном направлении, соответственно чему ребра 11, с помощью которых образованы камеры 12 для подачи холодного газа в зоны 3 и камеры 13 для выпуска горячего газа из зон 5, ориентированы перпендикулярно к продольной оси машины. Работу системы вентиляции электрической машины рассмотрим на примере первого исполнения (фиг. 1). Под напором вентилирующих элементов (не показаны) охлаждающий газ через камеры 12 попадает в зоны 3 и далее, двигаясь в тангенциальном направлении по каналам 8, перетекает в зоны 5, откуда через камеры 13 возвращается к вентилирующим элементам ( на фиг.1 движение газа обозначено стрелками). Благодаря оболочке 7 газ, циркулирующий в каналах 8, не смешивается с газом, омывающим ротор 9, и не подогревается возникающими в зазоре механическими потерями и потерями в роторе; в результате температура обмотки 2 и сердечника статора 1 снижается. Наибольшая технико-экономическая эффективность предложенного технического решения, состоящая в увеличении предельной единичной мощности электрической машины, достигается при использовании воздушной охлаждающей среды, так как худшие по сравнению с водородом теплоотводящие свойства воздуха усложняют проблему отведения тепловых потерь от активных частей статора.
Класс H02K5/18 с ребрами или пластинами для улучшения теплопередачи
электрическая машина - патент 2486652 (27.06.2013) | |
корпус асинхронных машин серии ra (a) - патент 2280938 (27.07.2006) | |
корпус преобразователя напряжения - патент 2155427 (27.08.2000) | |
электрическая машина - патент 2095918 (10.11.1997) | |
вращающаяся электрическая машина с воздушным охлаждением - патент 2040846 (25.07.1995) |
Класс H02K9/08 охлаждающей газовой средой, циркулирующей внутри корпуса машины