система возврата паров в установке заправки горючим
Классы МПК: | B67D5/04 для транспортировки топлива, смазочных материалов или смесей топлива и смазочных материалов B67D5/378 со средствами для предотвращения утечки жидкости или пара для их регенерации B67D5/54 устройства с использованием давления воздуха или газа для нагнетания жидкости к месту подачи B67D5/60 конструктивные особенности складских резервуаров или трубопроводов B67D5/62 нагревательные или охлаждающие устройства для жидкостей, подлежащих разливу |
Автор(ы): | Ленский Анатолий Борисович, Криштал Виля Нафтулович, Белорусец Борис Оскарович, Андросов Александр Сергеевич, Рубцов Владимир Валентинович |
Патентообладатель(и): | Ленский Анатолий Борисович, Криштал Виля Нафтулович, Белорусец Борис Оскарович, Андросов Александр Сергеевич, Рубцов Владимир Валентинович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-10-25 публикация патента:
27.06.1998 |
Изобретение предназначено для использования в установках заправки резервуаров горючим. При опорожнении резервуара-потребителя и сливе горючего жидкий азот из жидкостной полости емкости с жидким азотом поступает в испаритель. Там он испаряется за счет тепла атмосферного воздуха и подается в газовую полость резервуара-потребителя. В последнем создается инертная азотная среда. Это позволяет избежать взрыва паров в резервуаре. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, соединенный с резервуаром-потребителем магистралями подачи горючего и возврата паров, и трубопровод сброса газовой смеси в атмосферу, подключенный к газовой полости резервуара-потребителя, отличающаяся тем, что она снабжена емкостью с жидким азотом, испарителем, регулятором давления и обратным клапаном, при этом газовая полость резервуара-потребителя подключена через регулятор давления и испаритель к жидкостной полости емкости с жидким азотом и через обратный клапан - к газовой полости емкости с жидким азотом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к заправке резервуаров горючим и может быть использовано, например, на автозаправочных станциях при заправке бензином емкостей бензоколонок. Известна система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, резервуар-потребитель, насос и трубопровод сброса в атмосферу газовой смеси, подключенный к газовой полости резервуара-потребителя. Резервуар-потребитель и заправочный резервуар соединены магистралями подачи горючего и возврата паров (см. патент США N 4260000, кл. 141-59, 1981). Недостатком известной системы является недостаточная пожаробезопасность, обусловленная подсосом атмосферного воздуха в резервуар и образование в нем взрывоопасной газовой смеси воздуха с парами горючего. Наиболее близкий по технической сущности является система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, соединенный с резервуаром-потребителем магистралями подачи горючего и возврата паров, трубопровод сброса газовой смеси в атмосферу, подключенный к резервуару-потребителю, насос с электродвигателем и блок конденсации паров (патент РФ N 202464, кл. B 67 D 5/04, 1994). Недостатком известной системы возврата паров является недостаточная взрывопожаробезопасность, обусловленная наличием в резервуарах взрывоопасной газовой смеси (воздух и пары горючего), что может привести к взрыву системы. Целью изобретения является устранение недостатка, а именно повышение безопасности. Поставленная цель достигается тем, что система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, соединенный с резервуаром-потребителем магистралями подачи горючего и возврата паров, и трубопровод сброса газовой смеси в атмосферу, подключенный к газовой полости резервуара-потребителя, согласно изобретению снабжена емкостью с жидким азотом, испарителем, регулятором давления и обратным клапаном, при этом газовая полость резервуара-потребителя подключена через регулятор давления и испаритель к жидкостной полости емкости с жидким азотом и через обратный клапан - к газовой полости емкости с жидким азотом. Снабжение системы возврата паров емкостью с жидким азотом и испарителем позволяет избежать подсоса атмосферного воздуха в резервуар-потребитель и заправочный резервуар и создать в них инертную азотную среду, позволяющую повысить безопасность системы. На чертеже представлен пример осуществления системы возврата паров. Система содержит заправочный резервуар 1, соединенный с резервуаром-потребителем 2 магистралью подачи горючего 3 с вентилем 4 и магистралью возврата паров 5 с вентилем 6, а также трубопровод сброса паров 7 в атмосферу, подключенный к газовой полости резервуара- потребителя 2. На трубопроводе сброса паров 7 установлен обратный клапан 8. Кроме того, система содержит емкость 9 с жидким азотом, жидкостная полость которой соединена трубопроводом 10 через испаритель 11 и регулятор давления 12 с газовой полостью резервуара-потребителя 2. Газовая полость емкости 9 с жидким азотом тоже подключена к газовой полости резервуара-потребителя 2, но посредством обратного клапана 13 и трубопровода 14. Система возврата паров работает следующим образом. При опорожнении резервуара-потребителя 2 и сливе горючего в автомобильные баки (не показаны) давление в резервуаре 2 падает, что приводит к открытию регулятора давления 12. Вследствие этого жидкий азот из жидкостной полости емкости 9 под давлением, создаваемым обратным клапаном 13, поступает по трубопроводу 10 в испаритель 11, где испаряется за счет тепла атмосферного воздуха и через регулятор давления 12 подается в газовую полость резервуара- потребителя 2, предотвращая падение давления в резервуаре 2 ниже атмосферного. При длительном прекращении отбора горючего из резервуара-потребителя 2 давление в нем повышается до давления настройки закрытия регулятора давления 12 (~ 0,03 ати), последний закрывается и прекращается подача жидкого азота в испаритель 11. Давление в емкости 9 с жидким азотом может расти за счет теплопритоков из окружающей среды. При достижении давления в емкости 9 с жидким азотом выше давления настройки обратного клапана 13 ~0,5 ати) последний открывается и газообразный азот из газовой полости емкости 9 через обратный клапан 13 по трубопроводу 14 поступает в газовую полость резервуара-потребителя 2, предотвращая рост давления в емкости 9 с жидким азотом выше допустимого. При возрастании давления в резервуаре 2 выше давления настройки обратного клапана 8 ~0,05 ати), последний открывается и сбрасывает азот в атмосферу. После полного опорожнения резервуара-потребителя 2 производят его заполнение горючим из заправочного резервуара 1. Для этого открывают клапан 4 и по магистрали 3 подают горючее в резервуар 2. Открывают клапан 6 и по магистрали 5 сбрасывают газовую смесь (пары азота с горючим) из резервуара 2 в резервуар 1, в результате чего резервуар 1 полностью опорожняется и одновременно заполняется инертной азотной средой за счет ее перепуска из резервуара-потребителя 2. Таким образом, применение изобретения позволяет повысить безопасность системы за счет наполнения резервуаров инертной азотной средой, что особенно важно при движении транспортного заправочного резервуара по дорогам города.Класс B67D5/04 для транспортировки топлива, смазочных материалов или смесей топлива и смазочных материалов
Класс B67D5/378 со средствами для предотвращения утечки жидкости или пара для их регенерации
способ возврата паров в установке заправки горючим - патент 2114051 (27.06.1998) | |
устройство для герметизации бака при заправке топливом транспортного средства - патент 2009103 (15.03.1994) |
Класс B67D5/54 устройства с использованием давления воздуха или газа для нагнетания жидкости к месту подачи
многоразовый дозатор для подачи вязких материалов (варианты) - патент 2127219 (10.03.1999) | |
способ возврата паров в установке заправки горючим - патент 2114051 (27.06.1998) |
Класс B67D5/60 конструктивные особенности складских резервуаров или трубопроводов
Класс B67D5/62 нагревательные или охлаждающие устройства для жидкостей, подлежащих разливу