узел крепления исполнительного органа
Классы МПК: | F16C5/00 Крейцкопфы; конструкции жестких соединений головок шатунов или поршневых штоков с крейцкопфами F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры |
Автор(ы): | Чеканов В.В. |
Патентообладатель(и): | Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им.С.П.Королева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-07-02 публикация патента:
27.06.1998 |
Узел крепления исполнительного органа может быть использован в устройствах управления, преимущественно в исполнительных органах, контактирующих с высокотемпературными объектами. Узел включает шток, установленный в гидроцилиндре с возможностью осевого перемещения и закрепленную на нем проушину с шаровым подшипником. Проушина выполнена из двух частей, плоскость разъема которых перпендикулярна оси штока и проходит между штоком и шаровым подшипником, соединенных стяжными болтами. Между частями проушины и под головками стяжных болтов установлены жесткие теплоизоляционные шайбы, выполненные с отверстиями под стяжные болты. Стяжные болты установлены с гарантированным зазором относительно стенок отверстий проушины и жестких теплоизоляционных шайб. Выполнение проушины из двух частей и применение теплоизоляционных шайб позволяют снизить теплопередачу узла крепления исполнительного органа. 1 з. п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Узел крепления исполнительного органа, включающий шток, установленный в гидроцилиндре с возможностью осевого перемещения, и закрепленную на нем проушину с шаровым подшипником, отличающийся тем, что проушина выполнена из двух частей, плоскость разъема которых перпендикулярна оси штока и проходит между штоком и шаровым подшипником, соединенных стяжными болтами, при этом между частями проушины и под головками стяжных болтов установлены жесткие теплоизоляционные шайбы, выполненные с отверстиями под стяжные болты. 2. Узел крепления по п.1, отличающийся тем, что стяжные болты установлены с гарантированным зазором относительно стенок отверстий проушины и жестких теплоизоляционных шайб.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами. Известен узел крепления, содержащий шаровую головку и серьгу [1]. Недостатком указанной конструкции является невозможность регулирования взаимного положения серьги и штока. Наиболее близким по технической сущности прототипом является узел крепления исполнительного органа, включающий шток, установленный в гидроцилиндр с возможностью осевого перемещения и взаимодействующий с проушиной, снабженной шаровым подшипником [2, с.90-91]. Недостатком применения указанных конструкций, особенно в составе автономных рулевых машин (РМ), в условиях контакта с высокотемпературными объектами, например, поворотным соплом реактивного двигателя, является нагрев исполнительного органа за счет передачи температурного воздействия через шаровой подшипник, проушину и шток, что приводит к изменению вязкости рабочей жидкости, а следовательно, к изменению характеристик РМ, а также отрицательно воздействует на уплотнительные элементы. Техническим результатом изобретения является снижение теплопередачи узла крепления исполнительного органа. Технический результат достигается тем, что в узле крепления исполнительного органа, включающем шток, установленный в гидроцилиндре с возможностью осевого перемещения, и закрепленную на нем проушину с шаровым подшипником, в отличие от прототипа, в нем проушина выполнена из двух частей, плоскость разъема которых перпендикулярна оси штока и проходит между штоком и шаровым подшипником, соединенных стяжными болтами, при этом между частями проушины и под головками стяжных болтов установлены жесткие теплоизоляционные шайбы, выполненные с отверстиями под стяжные болты. Стяжные болты предлагается установить с гарантированным зазором относительно стенок отверстий проушины и теплоизоляционных шайб. Количество тепла при стационарном процессе в твердом теле, ограниченном плоскими поверхностями, когда направление теплового потока перпендикулярно выбранным плоским поверхностям, определяется формулой [3, с.21],
где
Q - количество тепла;
- коэффициент теплопроводности;
t1-t2 - разность температур на противоположных поверхностях слоя;
- толщина слоя;
F - площадь слоя;
- время воздействия. При выполнении проушины цельнометаллической количество тепла, передаваемого от объекта к исполнительному органу РМ, составит Q1, при выполнении проушины разрезной с жестким теплоизоляционным слоем между составными частями проушины, количество тепла составит Q2. При условии равенства времени воздействия, толщины и площади слоя, а также разности температур на противоположных поверхностях слоя получим соотношение
где
1 - коэффициент теплопроводности материала проушины;
2 - коэффициент теплопроводности материала теплоизоляционного слоя. Т. к. 2 выбирается значительно меньшим 1 , то выполнение теплоизоляционного слоя между составными частями проушины значительно уменьшает передачу тепла. Ha чертеже представлен исполнительный орган РМ с узлом крепления к высокотемпературному объекту, например, к поворотному соплу реактивного двигателя. Исполнительный орган РМ включает корпус 1 со штуцерами 2 и 3 для подвода рабочей жидкости, шток 4, крышки 5 и 6 с подшипниками и уплотнительными кольцами. На штоке 4 установлена проушина. Проушина состоит из двух частей 7 и 8, соединенных стяжными болтами 9. Между частями проушины 7 и 8 установлена теплоизоляционная шайба 10, а под головками болтов 9 установлены теплоизоляционные шайбы 11. В части 8 проушины установлен шаровой подшипник 12, а часть проушины 7 закреплена на штоке 4 посредством резьбового соединения и зафиксирована контргайкой 13. Для исключения деформаций проушины теплоизоляционные шайбы 10, 11 должны быть жесткими. Между частью проушины 7, шайбой 10 и болтами 9 выполнен гарантированный зазор, а под головками болтов 9 установлены теплоизоляционные шайбы 11 соответствующей толщины для уменьшения теплопередачи с части проушины 8 на часть проушины 7 непосредственно через болты 9. При подаче рабочей жидкости под давлением в корпус 1 через один из штуцеров 2 и 3, шток 4 смещается в одно из крайних положений, ограниченное крышками 5 и 6. При этом усилие со штока 4, определяемое величиной произведения площади поршня на перепад давлений в штуцерах 2 и 3, через части проушины 7 и 8, болты 9, жесткие теплоизоляционные шайбы 10 и 11, шаровой подшипник 12 передается на поворотное сопло реактивного двигателя. Установка сопла в среднее положение и совмещение его со средним положением штока 4 производится путем вращения последнего вокруг собственной оси, при этом проушина изменяет свое положение относительно штока, фиксация среднего положения осуществляется контргайкой 13. Например, в случае выполнения проушины из нержавеющей стали 12Х18Н10Т с коэффициентом теплопроводности [3, с.295], а теплоизоляционных шайб 10 и 11 из текстолита с коэффициентом теплопроводности [3. c. 317 ], учитывая, что площадь сечения теплоизоляционной шайбы 10 за счет отверстий под болты составляет 0,7 площади сечения проушины, пренебрегая передачей тепла от болтов 9 через воздушный зазор и теплоизоляционные шайбы 11, т.к. длина болта значительно больше толщины шайбы 10, и коэффициент теплопроводности воздуха на порядок меньше коэффициента теплопроводности текстолита, получим:
Следовательно, выполнение проушины разрезной с жесткими теплоизоляционными шайбами между составными частями проушины и под головками болтов позволяет существенно уменьшить передачу тепла от высокотемпературного объекта, например, от поворотного сопла реактивного двигателя к исполнительному органу РМ. Уменьшение количества тепла, передаваемого на исполнительный орган, обеспечивает сохранение вязкости рабочей жидкости, а соответственно и стабильность характеристик РМ, а также предохраняет уплотнительные кольца от преждевременного выхода из строя. Литература:
1. Авторское свидетельство СССР N 684187, кл. F 16 C 11/06, 1979. 2. Н.И. Гаврилов и др. Гидравлический экскаватор ЭО-4121.-М.: Машиностроение, 1980 г. 3. В. С. Чиркин. Теплофизические свойства материалов. -М.: Физматгиз, 1959 г.
Класс F16C5/00 Крейцкопфы; конструкции жестких соединений головок шатунов или поршневых штоков с крейцкопфами
Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
палец шарового шарнира и шаровой шарнир - патент 2519597 (20.06.2014) | |
шарнир равных угловых скоростей - патент 2518883 (10.06.2014) | |
шарнир квазисинхронный кулачковый - патент 2518429 (10.06.2014) | |
опорный узел - патент 2502637 (27.12.2013) | |
шаровой шарнир рулевого управления - патент 2501995 (20.12.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2499919 (27.11.2013) | |
двойной карданный шарнир с внутренней опорой - патент 2480636 (27.04.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2475652 (20.02.2013) | |
сегментный радиальный подшипник скольжения - патент 2474737 (10.02.2013) | |
шаровой шарнир с ограниченным ходом - патент 2466306 (10.11.2012) |