способ предотвращения взрыва энергоносителя в емкости

Классы МПК:A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-10-09
публикация патента:

Способ предназначен для предотвращения взрыва при аварийных ситуациях в летательных аппаратах и наземном транспорте и позволяет предотвратить взрыв при возникновении аварийной ситуации в виде удара. Ампулу с подавляющим пожар газом разрушают за счет удара ее о стенку емкости.

Формула изобретения

Способ предотвращения взрыва энергоносителя в емкости, включающий в себя разрушение ампулы с подавляющим пожар газом при воздействии на емкость факторов, вызывающих взрыв, отличающийся тем, что ампулу разрушают за счет удара ее о стенку емкости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам предотвращения взрыва при аварийной ситуации подвижных объектов. Преимущественное использование способ может найти в летательных аппаратах и наземном автотранспорте, когда при аварийной ситуации происходит удар или автотранспорт попадает в зону повышенной температуры, которая способна содействовать взрыву (как и у летательного аппарата). В таких случаях достаточно задерживать развитие взрывного процесса, чтобы спасти пассажиров, экипаж и предотвратить воздействие на окружающие народно-хозяйственные объекты.

Широко известны способы воздействия на источник с энергоносителем при возникновении аварийной ситуации. Все они заключаются в воздействии струей воды на опасный элемент из специальных машин с водометным устройством. Может быть использована не только вода, но и специальные ценные жидкости (пожарные машины на шасси автомашин ЗИЛа, тяжелая пожарная аэродромная пожарная автомашина АА-60-160, БСЭ, том 20, стр. 147).

Недостатками такого способа подавления пожара и взрыва можно считать: взрывной процесс может опередить прибытие машины, а сам процесс возникновения взрыва может развиваться внутри объекта, причем в полете.

Известно воздействие на объект путем различных реагентов с летательного аппарата путем подачи реагента (вода или специальные растворы). Такие способы используются и описаны (см. патент Англии N 1042932, кл. B 64 D 1/16, 1966). В известном способе распылитель для распыления удобрений в жидком виде подвешен на летательном аппарате и может быть использован и для подавления пожара. Недостатками таких способов можно считать: невозможность локального воздействия на малый участок, представляющий опасность взрыва, например бак с бензином; развертывание такой системы дорого, требует много времени, а взрыв может быть мгновенный, сразу же за ударом.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ предотвращения взрыва энергоносителя в емкости, включающий в себя разрушение ампулы с подавляющим пожар газом при воздействии на емкость факторов, вызывающих взрыв (см. авторское свидетельство N 82747, кл. A 62 C 3/06, 1967).

Техническим результатом изобретения является предотвращение взрыва при возникновении аварийной ситуации в виде удара.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе предотвращения взрыва энергоносителя в емкости, включающем в себя разрушение ампулы с подавляющим пожар газом при воздействии на емкость факторов, вызывающих взрыв, согласно изобретению ампулу разрушают за счет удара ее о стенку емкости.

Пояснения к способу.

При ударе ампула с положительной плавучестью, которая находится на поверхности энергоносителя, продолжит движение до удара о стенку, что приведет к ее разрушению и выходу под большим давлением инертного газа и емкость. Также будет вести себя и ампула в воде или жидком энергоносителе. Ампула в энергоносителе может разрушаться и от ударной волны при разрушении другой плавающей ампулы.

2. При разрушении ампул будут происходить следующие процессы: охлаждение инертного газа и, следовательно, энергоносителя, так как происходит быстрое расширение, а это снизит критическую температуру взрыва; вытеснение растворенного газа в энергоносителе и замещение его инертным газом, который не способствует возгоранию, так как не является окислителем (эквивалентным решением можно считать заполнение ампул двуокисью углерода - CO2, которая также подавляет пожар и не способствует взрывному процессу).

3. При опасности возникновения взрыва от повышения температуры, которая приближается к критической для воспламенения, ампулы также разрушаются от повышения внутреннего давления в них. Это можно осуществить заполнением части ампулы быстро испаряющимся газом, например гелием.

4. После взрыва воздух будет вытеснен из свободного пространства емкости и произойдет поступление газа наружу, где может находиться источник высокой температуры, например турбина или внешний источник горения, создающий критическую обстановку. Газ же создаст "завесу", которая позволит по меньшей мере задержать взрыв и спасти людей.

Класс A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных

способ альтернативного пожаротушения оборудования тепловоза (варианты) -  патент 2525801 (20.08.2014)
система пожаротушения для железнодорожного транспортного средства -  патент 2508142 (27.02.2014)
борьба с пожаром в рельсовых транспортных средствах -  патент 2410141 (27.01.2011)
устройство для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства -  патент 2400273 (27.09.2010)
устройство для тушения пожара в контейнере для хранения и транспортирования и приспособление для монтажа этого устройства -  патент 2396096 (10.08.2010)
система тушения пожара в поезде -  патент 2357776 (10.06.2009)
система для пожаротушения -  патент 2258550 (20.08.2005)
способ защиты углеводородных топлив от возгорания при внештатных ситуациях и устройство его осуществления для объектов, оснащенных двигателями внутреннего сгорания -  патент 2254492 (20.06.2005)
твердая смесь, предназначенная для пожаро- и взрывобезопасной транспортировки -  патент 2229308 (27.05.2004)
установка для защиты от огня размещенного в контейнере груза -  патент 2218957 (20.12.2003)
Наверх