подшипник качения
Классы МПК: | F16C19/00 Подшипники качения F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения |
Автор(ы): | Серегин А.А., Черевко Э.И., Серегина В.В. |
Патентообладатель(и): | Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-05-05 публикация патента:
27.03.1999 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах общего машиностроения. Сущность изобретения заключается в том, что подшипник качения содержит внутренние и наружное кольца и расположенные между ними тела качения. Наружное кольцо снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде углубления дорожки качения. Углубление дорожки качения представляет собой поверхность сечением, которой является кривая, описываемая уравнением, выражение которого представлено в описании данного изобретениях. Технический результат изобретения заключается в повышении быстроходности подшипника. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Подшипник качения, содержащий наружное кольцо, которое снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде углубления дорожки качения, внутреннее кольцо и расположенные между ними тела качения, отличающийся тем, что углубление дорожки качения выполнено с поверхностью, сечением которой является кривая, описываемая уравнениемгде b - свободный член, b = 0,5 D1 + s;
a - коэффициент,
показатель степени,
D1 - диаметр дорожки качения наружного кольца;
s - максимальная глубина углубления;
- длина углубления по длине окружности дорожки качения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах общего машиностроения без ограничения по скорости вращения. Известен подшипник качения [1], содержащий кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения. Недостатком известной конструкции является то, что при осевом нагружении подшипника по мере его вращения, тела качения оказываются в силовом защемлении силами трения скольжения, происходит заклинивание подшипника, что вызывает быстрый износ и выход его из строя. Известен подшипник качения [2] преимущественно тихоходных опорно-поворотных устройств, принятый за прототип, содержащий наружное и внутреннее кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения. Местное углубление дорожки качения позволяет телам качения поочередно освобождаться от рабочей контактной нагрузки и тем самым исключить заклинивание подшипника. Недостатком такой конструкции подшипника является то, что местное углубление произвольной формы, выполненное на ограниченном участке дорожки качения, не может обеспечить постепенную разгрузку и нагрузку тел качения, особенно при высоких скоростях вращения. В результате при работе подшипника с большим числом оборотов одного или обоих колец в углублении будут иметь место удары, что приведет к снижению его долговечности. Кроме того, при высоких скоростях вращения в подшипнике возникают значительные центробежные силы, которые дополнительно способствуют заклиниванию тел качения. Соответственно средство разгрузки должно обеспечить разгрузку тел качения не только от рабочей нагрузки, но и от центробежных сил. В известном подшипнике углубление выполнено применительно к тихоходным опорным устройствам и не может обеспечить полную разгрузку тел качения. Технический результат изобретения заключается в повышении быстроходности подшипника. Для этого в подшипнике качения, содержащем наружное кольца, которое снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде углубления дорожки качения, внутреннее кольцо и расположенные между ними тела качения, углубление дорожки качения выполнено в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнениемгде b - свободный член, b=05D1+S;
a - коэффициент,
показатель степени,
D1 - диаметр дорожки качения наружного кольца;
S - максимальная глубина углубления;
- длина углубления по длине окружности дорожки качения. Величина свободного члена "b" принимается из условия разгрузка тела качения от рабочей нагрузки и центробежной силы. Следовательно,
b = 0,5 D1 + S,
где S > н+в;
н и в - упругая деформация в контакте тела качения соответственно с наружным и внутренним кольцами от действия рабочей нагрузки и центробежной силы. Значение коэффициента "a" определяется из следующих условий. Во-первых, в местах сопряжения поверхности разгрузочной зоны с поверхностью дорожки значения функций, описывающих указанные поверхности, должны быть равны. Сечением дорожки качения является окружность, описываемая уравнением
Тогда из первого условия получаем уравнение
Во-вторых, для разгрузки тел качения от центробежных сил необходимо, чтобы при входе тела качения в зону разгрузки, оно двигалось по касательной к окружности дорожки качения. В этом случае центробежная сила будет равна нулю, так как она возникает тогда, когда тело движется по криволинейной траектории. Из второго условия следует, что первые производные функций, описывающих поверхности дорожки качения и разгрузочной зоны, также должны быть равны в местах сопряжения. Кроме того, равенство первых производных позволяет обеспечить плавный переход поверхности дорожки качения в поверхность зоны разгрузки. Следовательно, получаем второе уравнение:
Решая совместно уравнение (1) и (2) при получаем, что
При этом показатель степени однозначно зависит от длины разгрузочной зоны и определяется
Четность показателя степени обеспечивает симметричность разгрузочной зоны. Задаваясь значением длины разгрузочной зоны, можно получить уравнение кривой, которая получается в сечении поверхности углубления, т.е. определить его форму. Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 представлено сечение предлагаемого подшипника качения. На фиг. 2 изображено сечение наружного кольца предлагаемого подшипника. Подшипник качения содержит наружное 1 кольцо, на дорожке качения которого выполнено средство разгрузки 2 в виде углубления дорожки качения, сечением которого является кривая, описываемая уравнением
внутреннее 3 кольцо и расположенные между кольцами 1 и 3 тела качения 4. Работает предлагаемый подшипник качения следующим образом. При вращении подшипника каждое тело качения 4 за каждый пробег по дорожке качения наружного кольца 1 входит в зону разгрузки 2 и освобождается от рабочей контактной нагрузки и центробежной силы. Вход тела качения 4 в углубление 2 происходит постепенно, т.е. тело качение на каком-то участке углубления разгружается, а затем на другом участке оно становится свободным. Причем вход тела качения в разгрузочную зону осуществляется по касательной к окружности дорожки качения. При этом направление движения тела качения 4 не меняется и центробежная сила исчезает. Дальнейшее движение тела качения 4 в зоне углубления 2 приводит к его разгрузке от рабочей нагрузки. Использование предлагаемого технического решения позволит повысить быстроходность подшипника с разгрузочной зоной и открывает возможность применять их в узлах общего машиностроения без ограничения по скорости вращения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. 1. Бейзельман Р.Д., Цыпкин Б.В., Перель Л.Я. Подшипники качения: Справочник. Издание шестое исправленное и дополненное. - М.: Машиностроение, 1975 - аналог. 2. Авт.св. СССР N 1099130, F 16 C 19/00, 1984 - прототип.
Класс F16C19/00 Подшипники качения
Класс F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523872 (27.07.2014) | |
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523871 (27.07.2014) | |
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523357 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
шарикоподшипник радиальный - патент 2519105 (10.06.2014) | |
шарикоподшипник радиальный - патент 2518384 (10.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) |