роликовый подшипник качения
Классы МПК: | F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники F16C19/26 однорядные F16C33/34 ролики; иглы F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения |
Автор(ы): | Галышкин Николай Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-09-27 публикация патента:
27.06.2014 |
Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник качения содержит внутреннее кольцо (2), снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками (4) с обеих сторон дорожки качения, наружное кольцо (1), снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиком (5) с одной стороны дорожки качения, тела качения в виде цилиндрических роликов (3) и сепаратор для разделения роликов. Концы роликов (3) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (3). Дорожки качения колец (1, 2) имеют профиль, сопрягаемый с профилем роликов (3). Дорожка качения кольца (1) дополнительно снабжена выступом (6), выполненным на противоположной от буртика (5) стороне и также сопрягаемым с профилем роликов (3), причем высота выступа (6) определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева кольца (1). Технический результат: повышение допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником. 1 ил.
Формула изобретения
Роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками с обеих сторон дорожки качения, наружное кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиком с одной стороны дорожки качения, тела качения в виде цилиндрических роликов, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения, причем дорожка качения наружного кольца дополнительно снабжена выступом, выполненным на противоположной от буртика стороне и также сопрягаемым с профилем тел качения, а высота выступа определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева наружного кольца подшипника.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.
Известен роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками с обеих сторон дорожки качения, наружное кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения, тела качения в виде роликов, сепаратор для разделения тел качения. В зоне буртики - цилиндрическая дорожка качения внутреннего кольца - выполнены проточки. Данный подшипник не обеспечивает возможность фиксации вала в осевом направлении (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М: Изд-во стандартов, 1989. - С.13, тип 2000).
Недостатком описанного подшипника является отсутствие возможности восприятия нагрузки в осевом направлении. Кроме того проточки, выполненные в зоне буртики - цилиндрическая дорожкка качения внутреннего кольца, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является роликовый подшипник качения, содержащий внутреннее кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками с обеих сторон дорожки качения, наружное кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиком с одной стороны дорожки качения, тела качения в виде цилиндрических роликов, сепаратор для разделения тел качения. В зоне буртики - цилиндрическая дорожкка качения внутреннего кольца - выполнены две проточки, в зоне буртик - цилиндрическая дорожкка качения наружного кольца - выполнена одна проточка. Подшипник допускает возможность восприятия осевой нагрузки в одном направлении (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М: Изд-во стандартов, 1989. - С.13, тип 12000).
Недостатком описанного подшипника является ограниченная возможность восприятия осевой нагрузки, поскольку проточки, выполненные в зонах буртик - цилиндрическая дорожка качения снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.
Предлагаемое изобретение решает задачу повышения допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником.
Для решения поставленной задачи в роликовом подшипнике качения, содержащем внутреннее кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками с обеих сторон дорожки качения, наружное кольцо, снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиком с одной стороны дорожки качения, тела качения в виде цилиндрических роликов, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, дорожки качения имеют профиль, сопрягаемый с профилем тел качения, причем дорожка качения наружного кольца дополнительно снабжена выступом, выполненным на противоположной от буртика стороне и также сопрягаемым с профилем тел качения, а высота выступа определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева наружного кольца подшипника. Данное решение дополнительно обеспечивает неразъемность подшипника, облегчая его монтаж в механизм.
Таким образом, в роликовом подшипнике качения благодаря контакту сферических концов ролика с профилем дорожек качения происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал, а выполнение подшипника без проточек повышает жесткость колец подшипника в осевом направлении и, как следствие, величину допускаемой осевой силы, воспринимаемой подшипником.
Предлагаемое изобретение поясняются чертежом, где изображен роликовый подшипник качения, осевой разрез.
Роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо 1 с цилиндрической дорожкой качения и внутреннее кольцо 2 с цилиндрической дорожкой качения, тела качения, выполненные в виде роликов 3, имеющих цилиндрический профиль в средней части и сферический профиль на концах, с радиусом сферы равным радиусу цилиндрической части ролика. С обеих сторон цилиндрической дорожки качения внутреннего кольца 2 выполнены буртики 4, и с одной стороны цилиндрической дорожки качения наружного кольца 1 выполнен буртик 5. Профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов 3. Дополнительно дорожка качения наружного кольца 1 подшипника снабжена выступом 6, выполненным на противоположной от буртика 5 стороне и также сопряженным с профилем тел качения. Высота выступа 6 определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева наружного кольца 1 подшипника. Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор (на чертеже не показан). Выполнение буртиков со сферическим профилем в зоне контакта с телом качения повышает жесткость колец в осевом направлении, что позволяет увеличить грузоподъемность подшипника в этом направлении.
Роликовый подшипник качения работает следующим образом.
Предлагаемый роликовый подшипник качения, исполненный по первому и второму вариантам, установленный в узле, устройстве, машине обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 подшипника и внутреннего кольца 2 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника. Благодаря контакту сферических концов роликов 3 с профилем дорожек качения колец подшипника, происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом решает задачу повышения грузоподъемности подшипника в осевом направлении.
Класс F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
швартовное устройство - патент 2492100 (10.09.2013) | |
подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле - патент 2489616 (10.08.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения (варианты) - патент 2484320 (10.06.2013) | |
способ сборки подшипников чистого качения на базе стандартных тел качения - патент 2469218 (10.12.2012) |
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
однорядный роликовый конический подшипник качения - патент 2471093 (27.12.2012) | |
подшипник гироскопа бессепараторный - патент 2435996 (10.12.2011) | |
бессепараторный подшипник качения (варианты) и способ его сборки (варианты) - патент 2427734 (27.08.2011) | |
элемент качения и способ его изготовления - патент 2425263 (27.07.2011) | |
способ изготовления элемента качения и элемент качения - патент 2425262 (27.07.2011) |
Класс F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523872 (27.07.2014) | |
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523871 (27.07.2014) | |
шариковый бессепараторный подшипник качения - патент 2523357 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
шарикоподшипник радиальный - патент 2519105 (10.06.2014) | |
шарикоподшипник радиальный - патент 2518384 (10.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
способ повышения маслоемкости шарикоподшипника - патент 2495287 (10.10.2013) |