аварийный дисковый тормоз подвижного состава
Классы МПК: | B61H5/00 Применение или устройство тормозов с радиальными тормозящими поверхностями, прижимаемыми друг к другу в аксиальном направлении, например дисковые тормоза B61H13/20 передаточные механизмы |
Автор(ы): | Вейтцель О.О. |
Патентообладатель(и): | Петербургский государственный университет путей сообщения, Вейтцель Олег Олегович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-04-17 публикация патента:
20.09.1999 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и позволяет упростить конструкцию тормоза и повысить надежность и безопасность движения подвижного состава. Тормоз содержит ось колесной пары, на которой жестко установлен диск, и тормозные башмаки с фрикционными накладками, установленными шарнирно на концах симметричного U-образного силового рычага, выполненного из материала с обратимой термически памятью формы. Рычаг установлен на бобышке между колонок подвижного кронштейна, который может поворачиваться на угол "
" на оси и опирается на несущую поперечную балку рамы тележки подвижного состава. Над бобышкой кронштейна на колонках установлена стойка с возвратной пружиной и управляющей тягой. В отключенном положении U-о6разный силовой рычаг повернут на угол "
" и тормозные башмаки находятся над тормозным диском. Достигаемый технический результат состоит в обеспечении возможности эффективной и надежной работы тормоза за счет использования кинетической энергии движения подвижного состава в аварийной ситуации. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


Формула изобретения
Аварийный дисковый тормоз подвижного состава, содержащий диск, установленный на оси колесной пары, и тормозные башмаки с фрикционными накладками, шарнирно установленные на концах симметричного U-образного силового рычага, выполненного из материала с обратимой термически памятью формы, служащего силовым приводом тормоза, который установлен на бобышке кронштейна, отличающийся тем, что указанный кронштейн U-образного силового рычага выполнен подвижным с возможностью поворота на поперечной оси на некоторый угол
Описание изобретения к патенту
Предполагаемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к дисковым тормозным системам подвижных составов, хотя может быть использовано и в других подвижных транспортных устройствах. Тормоза являются основным средством для обеспечения безопасности движения поездов и с их помощью производится регулирование скорости поезда на маршруте и при служебных и аварийных остановках. Как известно, в таких случаях для гашения скорости поезда основным видом является фрикционное (механическое) торможение, т. е. торможение с помощью сил трения тормозного башмака при воздействии его непосредственно на поверхность тормозного диска колесной пары. Такой фрикционный дисковый тормоз создает тормозной момент, приложенный к колесной паре, посредством тормозного диска, жестко установленного на оси колеса и тормозных башмаков, который направлен навстречу вращения колес подвижного состава. Сила нажатия на тормозные башмаки осуществляется за счет давления сжатого воздуха на поршень в тормозном цилиндре, который через систему промежуточных рычагов передается тормозным башмакам. К известным аналогам относится дисковый тормоз (см. к примеру: книгу "Автотормоза", автор В. М. Казаринцев, изд. "Транспорт", М., 1974 г., стр. 12-13, рис. 7 или "Справочник по тормозам", изд. "Транспорт", М., 1975г., стр. 350, рис.212, или "Справочник. Тормозные устройства", автор М.П. Александров и др., М., изд. "Машиностроение", 1985г., стр.167, рис.4.19), который позволяет освободить колеса вагонов подвижного состава от тепловой напряженности при торможении. Такой тормоз содержит на оси колесной пары жестко установленные диски, на которые от тормозного цилиндра через промежуточные рычаги передается нажатие на тормозные башмаки. Тормозные цилиндры и промежуточные рычаги установлены на несущей поперечной балке рамы колесной тележки, а тормозные башмаки - по бокам тормозного диска, на спаренных рычагах клещевого типа подвешены на специальных кронштейнах, также жестко установленных на поперечной балке тележки. Основными недостатками такого тормозного устройства являются: а) устройство сложно по конструкции, поскольку включает в себя целый комплекс дополнительных устройств: магистральный трубопровод, воздухораспределители, компрессор, привод компрессора, различные резервуары, краны, прокладки и пр. ; б) для управления устройством необходима сложная, разветвленная электрическая связь (цепь) и источники электропитания: аккумуляторы, генераторы и т.п.; в) у отделившейся одна от другой части состава такой тормоз становится неработоспособным; г) требует для своей установки много места; д) наличие многих и сложных элементов снижает надежность и удорожает конструкцию. Наиболее близким по своей технической сути к предлагаемому техническому решению является дисковый тормоз скоростного подвижного состава по патенту РФ N 2044668, кл. 6 В 61 H 5/00, 1995 г., у которого силовым приводом является силовой рычаг, выполненный в виде симметричного U-образного рычага, из материала с обратимой термической памятью формы, на средней части каждого из плеч которого установлены электронагревательные элементы, а на свободных концах - башмаки с фрикционными колодками, по бокам тормозного диска. U-образный силовой рычаг установлен на стационарном кронштейне, который жестко связан с несущей поперечной балкой рамы колесной тележки (см. фиг. 1; 2 и 3 патента РФ N 2044668). К недостаткам такого дискового тормоза прежде всего относится необходимость при управлении тормозом наличия электропитания для электронагревательных элементов, что в условиях, к примеру, при аварийной ситуации не всегда возможно. К примеру, если отсоединились (оторвались) один или несколько вагонов (аварийная ситуация) и при этом естественно нарушена цепь электропитания тормозов, а вагон (вагоны) идут под уклон, наращивая скорость, то угроза тяжелой аварии в этом случае весьма реальна. Таким образом известный прототип по патенту РФ N 2044668 за 1995 г при всех своих преимуществах и хорошей работе в нормальном режиме не обеспечивает полностью условия безопасности движения подвижного состава в аварийной ситуации. Задачей предполагаемого изобретения является создание аварийного дискового тормоза подвижного состава свободного от описанного недостатка, т.е. создание такого тормоза, который эффективно и надежно работал бы за счет кинетической энергии движения самого подвижного состава в аварийной ситуации и абсолютно не нуждался бы ни в каких дополнительных энергетических ресурсах (к примеру, ни в электроэнергии, ни в сжатом воздухе). Поставленная цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит тормозной диск, установленный на оси колесной пары, и тормозные башмаки с фрикционными накладками, шарнирно установленные на концах симметричного U-образного силового рычага, выполненного из материала с обратимой термически памятью формы, служащего силовым приводом тормоза, который установлен на бобышке кронштейна, причем указанный кронштейн U-образного силового рычага выполнен подвижным, с возможностью поворота на поперечной оси на некоторый угол

На чертеже буквами обозначены:

P - сила, прижимающая силовой рычаг при торможении к кронштейну;
Kт - сила нажатия тормозного башмака;
Q - масса уравновешивающего груза;
Б - расстояние (зазор) между тормозными башмаками в исходном положении тормоза;
В - толщина (ширина) тормозного диска;

Г - направление движения управляющей тяги при включении тормоза;
Д - направление движения управляющей тяги при отключении тормоза;
r - радиус скругления острых кромок по периметру тормозного диска;
Е - направление поворота кронштейна при включении;
Fn - усилия возвратной пружины. Предлагаемый аварийный дисковый тормоз подвижного состава (см. фиг. 1; 2; 3 и 4) содержит ось 1 колесной пары, на которой жестко установлен тормозной диск 2 толщиной (шириной) В, имеющий по своему периметру (окружности) скругленные острые кромки радиусом "r". По горизонтальной оси (линии) симметрии на виде сверху (см. фиг. 4) общей с тормозным диском 2, на подвижном кронштейне 3, с жестко установленными (к примеру, приваренными) на нем бобышкой 4 и колонками 5 расположен симметричный U-образный силовой рычаг 6, выполненный из материала с обратимой термической памятью формы (к примеру, из никелево-титанового сплава). Подвижный кронштейн 3 установлен на несущей поперечной балке 7 рамы тележки подвижного состава и соединен с ней шарнирно с помощью поперечной оси 8. Кронштейн 3 имеет в поперечном сечении П-образную форму и расположен асимметрично относительно вертикальной оси (см. фиг. 1 и 3): большая его часть 9 расположена в сторону тормозного диска 2, а меньшая, противоположная ей, переходит в рычаг 10 (который может быть выполнен заодно с кронштейном 3 или жестко приварен к нему), на котором закреплен регулируемый уравновешивающий груз 11 (балансир) массою Q, с помощью крепящего элемента 12 (к примеру, болта, винта). Над большей частью 9 кронштейна 3, на поперечной балке 7 рамы тележки подвижного состава жестко установлено опорное основание 13 с амортизирующей прокладкой 14 (к примеру, из резины). Над бобышкой 4, на колонках 5, с помощью крепящих элементов 12 установлена стойка 15 с возвратной пружиной 16 и шарнирно соединенной с ней управляющей тягой 17 с управляющим рычагом (на чертеже не показан). На свободных концах симметричного U-образного силового рычага 6, с помощью осей 18 шарнирно установлены тормозные башмаки 19 с фрикционными накладками 20. Тормозные башмаки 19 на своей нижней заходной части (см. фиг. 2) имеют симметричные скосы 21, а расстояние Б (зазор) между ними в исходном положении тормоза равно или несколько меньше В - толщины (ширины) тормозного диска 2 (т. е. Б





Класс B61H5/00 Применение или устройство тормозов с радиальными тормозящими поверхностями, прижимаемыми друг к другу в аксиальном направлении, например дисковые тормоза
Класс B61H13/20 передаточные механизмы
стояночный тормоз локомотива (варианты) - патент 2523854 (27.07.2014) | ![]() |
тормозное устройство вагона - патент 2506179 (10.02.2014) | |
тормозная система вагона подвижного состава - патент 2501692 (20.12.2013) | ![]() |
тормозная система железнодорожного транспортного средства - патент 2493034 (20.09.2013) | ![]() |
непрямодействующий тормоз - патент 2491190 (27.08.2013) | ![]() |
тормоз рельсового экипажа - патент 2489290 (10.08.2013) | ![]() |
тормоз рельсового экипажа - патент 2487808 (20.07.2013) | ![]() |
механическая часть тормоза железнодорожного транспортного средства - патент 2478505 (10.04.2013) | ![]() |
тормозное устройство вагона - патент 2464186 (20.10.2012) | ![]() |
непрямодействующий тормоз вагона - патент 2461477 (20.09.2012) | ![]() |