шлифовальная головка
Классы МПК: | B24B41/00 Детали станков, например рамы, станины, каретки, шпиндельные бабки B23F9/02 шлифованием |
Автор(ы): | Беляев А.И., Сирицин А.И., Широких Э.В., Носков С.С. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-03 публикация патента:
10.05.2000 |
Изобретение относится к устройствам для обработки металлов, в частности для отделочной обработки рабочих поверхностей арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес. Головка снабжена не менее чем двумя равномерно расположенными по окружности чашечными шлифовальными кругами, размещенными на радиально-осевых опорах. Верхний шлифовальный круг снабжен кольцевой канавкой для размещения клинового ремня. С расположенными ниже шлифовальными кругами он связан водилами. Водила выполнены в виде пальцев, один конец каждого из которых жестко закреплен на ведомых кругах, а другой - вставлен в радиальные пазы ведущих шлифовальных кругов. Радиально-осевые опоры установлены на шпинделе. Шпиндель выполнен составным из элементов с базовыми шейками для установки на них этих опор. В каждой паре соседних сопрягаемых элементов один из них выполнен с эксцентрично расположенным коническим хвостовиком, а другой - с эксцентричным коническим отверстием и все элементы стянуты между собой болтом. Режущие кромки шлифовальных кругов разнесены друг относительно друга в осевом направлении на равные расстояния. При обработке рабочих поверхностей арочных зубчатых колес расстояние между крайними режущими кромками определяется расчетным путем и зависит от модуля обрабатываемого колеса и числа шлифовальных кругов в головке, а оси вращения соседних кругов смещены друг относительно друга на равную между собой величину эксцентриситета, значение которого зависит от модуля обрабатываемого колеса, числа шлифовальных кругов в головке и угла станочного зацепления при шлифовании арочных зубьев. Техническим результатом изобретения является повышение производительности и качества чистовой обработки за счет увеличения числа одновременно работающих режущих кромок по высоте зуба и расширение технологических возможностей шлифовальной головки путем изменения угла профиля
*г, боковой абразивной поверхности исходного контура. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения
1. Шлифовальная головка, содержащая шлифовальный круг, установленный на невращающемся шпинделе, размещенном на опорах, отличающаяся тем, что шлифовальный круг выполнен чашечной формы, головка снабжена водилами и, дополнительно, по меньшей мере, одним чашечным шлифовальным кругом, круги размещены на радиально-осевых опорах, смонтированных на шпинделе, шпиндель выполнен составным из элементов с базовыми шейками для установки на них радиально-осевых опор, в каждой паре соседних сопрягаемых элементов один из них выполнен с эксцентрично расположенным коническим хвостовиком, а другой - с эксцентричным коническим отверстием и все элементы стянуты между собой центральным болтом, верхний шлифовальный круг выполнен с кольцевой канавкой для размещения клинового ремня, с расположенными ниже кругами он связан водилами, выполненными в виде пальцев, один конец каждого из которых жестко закреплен на ведомых чашечных кругах, другой - установлен в радиальные пазы, выполненные на ведущих кругах, при этом режущие кромки шлифовальных кругов разнесены друг относительно друга в осевом направлении на равные расстояния. 2. Шлифовальная головка по п.1, отличающаяся тем, что для шлифования арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес, чашечные шлифовальные круги выполнены в виде стальных секторов с шлифовальными кромками из эльборового абразива, на внешней стороне - для шлифования вогнутой поверхности арочного зуба и на внутренней стороне - для шлифования выпуклой поверхности арочного зуба, режущие кромки шлифовальных кругов равномерно расположены по окружности, а расстояние l между крайними режущими кромками определено из выраженияl = 2m(1 - 1/n),
где m - модуль шлифуемого зубчатого колеса, мм;
n - число чашечных шлифовальных кругов, минимально возможное число которых равно двум,
оси вращения соседних кругов смещены друг относительно друга на равную между собой величину эксцентриситета e, определенного из выражения
e = [2m/(n - 1)](1 - 1/n)tg

где

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для обработки металлов, в частности к изготовлению зубчатых колес, к конструкциям шлифовальных головок с чашечным шлифовальным кругом, используемых для отделочной (шлифовальной) обработки рабочих поверхностей арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес. Известно устройство шлифовальной головки, реализующее способ шлифования эвольвентных профилей круговых (арочных) зубьев цилиндрических колес, содержащее чашечный шлифовальный абразивный круг с нулевым профилем, закрепленный на конце шпинделя, размещенного на опорах, и имеющего привод вращательного движения круга (RU, патент N 2047330, кл. В 23 F 9/02, 1995). Недостатком известного устройства является наличие одной профилирующей режущей кромки круга, требующей многократных проходов при шлифовании, что существенно снижает производительность чистовой обработки. Известна шлифовальная головка, принятая за прототип, содержащая шлифовальный круг, установленный на невращающемся шпинделе, и размещенный на опорах (US 3422578, В 24 В 41/00, 1969). Недостатком известной шлифовальной головки является то, что при диагональном ее перемещении в станочном зацеплении в работе находится лишь один узкий поясок абразивного круга. Это требует многократных проходов при обработке, что снижает производительность шлифования, а также не обеспечивает высокой точности изготовления зубьев колеса. Так как конструкция шлифовального круга не обладает возможностью изменения угла профиля боковой абразивной поверхности, то при этом снижаются технологические возможности шлифовальной головки. Недостатком также является невозможность использования чашечного шлифовального круга. Кроме того, при шлифовании рабочих поверхностей зубьев шлифовальным кругом возможны прижоги из-за обработки непрерывной режущей кромкой (пояском), что снижает качество обработки рабочих поверхностей арочных зубьев. Техническим результатом изобретения является повышение производительности, точности и качества чистовой обработки за счет увеличения числа одновременно работающих режущих кромок по высоте зуба и расширение технологических возможностей шлифовальной головки путем изменения угла профиля
l = 2


где m - модуль шлифуемого зубчатого колеса, мм;
n - число чашечных шлифовальных кругов, минимально возможное число которых равно двум,
оси вращения соседних кругов смещены друг относительно друга на равную между собой величину эксцентриситета e, определяемого из выражения
e = [2




где

l = 2


где m - модуль шлифуемого колеса, мм;
n - число чашечных шлифовальных кругов, минимально возможное число которых равно двум. Значение эксцентриситетов e1-2 = e2-3 = e между базовыми шейками 10, 11 и 12 (фиг. 4) радиально-осевых опор 7,8, 9 (фиг. 1) чашечных шлифовальных кругов 1, 2, 3 зависит от угла станочного зацепления

e1-2= e2-3= e = [2




Работа шлифовальной головки осуществляется следующим образом. В процессе обработки как выпуклой, так и вогнутой сторон арочного зуба вращательное движение шлифовальному кругу 1 головки передается от электродвигателя через клиновой ремень 19. Синхронное вращение среднего 2 и нижнего 3 чашечных шлифовальных кругов обеспечивается соответственно водилами 20 и 21 при неподвижном составном шпинделе 13. Обработка боковых поверхностей арочных зубьев вогнутой (фиг. 1) и выпуклой (фиг. 3) сторон осуществляется непосредственно секторными режущими кромками 4, 5 и 6 с эльборовым абразивом методом обката поочередно каждого зуба при дискретной подаче шлифовальной головки на величину 2







Класс B24B41/00 Детали станков, например рамы, станины, каретки, шпиндельные бабки