пьезоэлектрический шаговый двигатель

Классы МПК:H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции
H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Окатов Юрий Владимирович (RU),
Буров Сергей Вячеславович (RU),
Самсунг Электроникс Ко., Лтд. (KR)
Приоритеты:
подача заявки:
1996-06-05
публикация патента:

Изобретение относится к пьезоэлектрическим двигателям, которые могут быть использованы в качестве исполнительных механизмов. Пьезоэлектрический шаговый двигатель содержит корпус с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть. Фиксирующие узлы выполнены из не менее двух вращательно-сдвигающе-фиксирующих пьезоблоков, которые расположены внутри корпуса в продольной плоскости друг за другом. Каждый пьезоблок выполнен из вращательного пьезоэлемента, сдвигающего пьезоэлемента, фиксирующего пьезоэлемента и фрикционного элемента, разделенных изоляторами. Промежутки между пьезоблоками заполнены эластичным изоляционным материалом. Технический результат - упрощение конструкции и технологии изготовления, повышение усилия и точности позиционирования. 14 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14

Формула изобретения

Пьезоэлектрический шаговый двигатель, содержащий корпус, с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть, отличающийся тем, что фиксирующие узлы выполнены из не менее двух вращательно-сдвигающе-фиксирующих пьезоблоков, которые расположены внутри корпуса в продольной плоскости друг за другом, причем каждый пьезоблок выполнен из вращательного пьезоэлемента, сдвигающего пьезоэлемента, фиксирующего пьезоэлемента и фрикционного элемента, разделенных изоляторами, а промежутки между пьезоблоками заполнены эластичным изоляционным материалом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электрических двигателей, а более точно касается пьезоэлектрических шаговых двигателей, и может быть использовано в качестве исполнительного механизма в электротехнике, телемеханике, радиотехнике и автоматике.

Известен пьезоэлектрический двигатель, статор которого содержит пьезоэлектрический полый цилиндр, внутри которого расположен цилиндрический ротор, фрикционно взаимодействующий со статором (Авторское свидетельство СССР N 573828, МКИ H 01 L 41/00).

Однако этот двигатель не может осуществлять линейное перемещение цилиндрического ротора.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является пьезоэлектрический шаговый двигатель, содержащий корпус с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть с рабочим элементом (Авторское свидетельство СССР N 720576, МКИ H 01 L 41/04 - прототип).

Однако этот двигатель имеет сложную конструкцию и осуществляет только линейное перемещение подвижной части и не может обеспечить вращение подвижной части.

В основу предлагаемого изобретения была положена задача создания пьезоэлектрического шагового двигателя, конструктивное выполнение которого позволило бы упростить конструкцию и технологию его изготовления, повысить усилия и точность позиционирования подвижной части при ее вращении, линейном перемещении и при совместном движении (одновременное вращение и линейное перемещение).

Это достигается тем, что в пьезоэлектрическом шаговом двигателе, содержащем корпус с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть, согласно изобретению, фиксирующие узлы выполнены из не менее двух вращательно-сдвигающе-фиксирующих пьезоблоков, которые расположены внутри корпуса в продольной плоскости друг за другом, причем каждый пьезоблок выполнен из вращательного пьезоэлемента, сдвигающего пьезоэлемента, фиксирующего пьезоэлемента и фрикционного элемента, разделенных изоляторами, а промежутки между пьезоблоками заполнены эластичным изоляционным материалом.

Далее изобретение поясняется описанием конкретного примера его выполнения и прилагаемыми чертежами, на которых:

фиг. 1 изображает пьезоэлектрический шаговый двигатель, вид спереди;

фиг. 2 - то же, продольный разрез;

фиг. 3 - 8 - такты работы пьезоэлектрического шагового двигателя при линейном перемещении подвижной части, продольный разрез;

фиг. 9 - первый такт работы двигателя при вращении подвижной части, поперечные разрезы двух пьезоблоков;

фиг. 10-14 - остальные такты работы пьезоэлектрического шагового двигателя при вращении подвижной части.

Пьезоэлектрический шаговый двигатель содержит цилиндрический корпус 1 (фиг. 1 и 2), фиксирующие узлы в виде двух пьезоблоков 2 и 3 и подвижную часть 4, выполненную в виде цилиндрического стержня. Пьезоблоки 2 и 3 являются вращательно-сдвигающе-фиксирующими. Каждый пьезоблок состоит из соединенных между собой (например, склеенных) вращательного пьезоэлемента 5, сдвигающего пьезоэлемента 6, фиксирующего пьезоэлемента 7, изоляторов 8 и фрикционного элемента 9. Вращательный пьезоэлемент 5 осуществляет поворот подвижной части 4 вокруг собственной оси и вектор его начальной поляризации направлен под углом к продольной плоскости двигателя. Сдвигающий пьезоэлемент 6 имеет вектор начальной поляризации, направленный под углом к продольной оси двигателя и осуществляет перемещение подвижной части 4 вдоль продольной оси двигателя.

Фиксирующий пьезоэлемент 7 производит фиксацию подвижной части 4, вектор его начальной поляризации направлен (радиально) перпендикулярно продольной оси двигателя.

Фрикционные элементы 9 выполнены в виде разрезного кольца, что обеспечивает более плотное обжатие подвижной части 4 фиксирующими пьезоэлементами 7 пьезоблоков 2 и 3.

Каждый пьезоэлемент имеет электроды, к которым подключены провода (эти элементы на чертеже не показаны).

Промежутки между пьезоблоками 2 и 3 заполнены эластичным изоляционным материалом 10.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче на электроды вращательного пьезоэлемента 5 (фиг. 9) положительного напряжения за счет обратного пьезоэффекта происходит поворот внутренней части кольца против часовой стрелки на угол пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 относительно диаметральной линии A1 А2, а при подаче отрицательного напряжения осуществляется поворот внутренней части по часовой стрелке на угол пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 относительно диаметральной линии A1 A2. При подаче на электроды сдвигающих пьезоэлементов 6 положительного напряжения за счет обратного пьезоэффекта происходит сдвиг внутренней части влево относительно внешней части кольца, а при подаче отрицательного напряжения - сдвиг внутренней части вправо относительно внешней части кольца. При подаче положительного напряжения на электроды фиксирующего пьезоэлемента 7 происходит обжим им подвижной части 4, а при подаче отрицательного напряжения он отжимается от подвижной части 4.

Пьезоэлектрический шаговый двигатель может осуществлять различные виды движений: линейное перемещение подвижной части; вращательное движение; совместно линейное и вращательное движение; различные комбинации этих движений.

Рабочий цикл двигателя состоит из шести тактов.

Работа двигателя в режиме линейного перемещения подвижной части показана на фиг. 3-8. При этом в работе участвуют сдвигающие пьезоэлементы 6 пьезоблоков 2 и 3 и фиксирующие пьезоэлементы 7 тех же пьезоблоков.

Первому такту соответствует положение пьезоэлементов 6 и 7 пьезоблоков 2 и 3, показанное на фиг. 3. На пьезоэлементы 6 и 7 пьезоблока 2 и на пьезоэлемент 7 пьезоблока 3 подано положительное напряжение, а на пьезоэлемент 6 пьезоблока 3 - отрицательное напряжение, при этом пьезоэлемент 6 пьезоблока 2 смещен влево, пьезоэлемент 6 пьезоблока 3 смещен вправо. Фиксирующие пьезоэлементы 7 пьезоблоков 2 и 3 зажимают подвижную часть 4. Вращательные пьезоэлементы 5 не участвуют в линейном перемещении и могут занимать любое положение, которое не изменяется во время работы двигателя в режиме линейного перемещения.

Во втором такте на фиксирующий пьезоэлемент 7 (фиг. 4) пьезоблока 3 подается отрицательное напряжение, при этом он отжимается от подвижной части 4.

В третьем такте на сдвигающий пьезоэлемент 6 (фиг. 5) пьезоблока 2 подается отрицательное напряжение и он, смещаясь вправо, перемещает фиксирующий пьезоэлемент 7 и подвижную часть 4 на один шаг. Одновременно на сдвигающий пьезоэлемент 5 пьезоблока 3 подается положительное напряжение и он смещается совместно с фиксирующим пьезоэлементом 7 влево.

В четвертом такте положительное напряжение подается на фиксирующий пьезоэлемент 7 (фиг. 6) пьезоблока 3, который обжимает подвижную часть 4.

В пятом такте на фиксирующий пьезоэлемент (фиг. 7) пьезоблока 2 подается отрицательное напряжение и он отжимается от подвижной части 4.

В шестом такте пьезоблоки 2 (фиг. 8) и 3 расходятся, т. е. на электроды сдвигающего пьезоэлемента 6 пьезоблока 2 подается положительное напряжение и он смещается влево, а на сдвигающий пьезоэлемент 6 пьезоблока 3 подается отрицательное напряжение и он совместно с фиксирующим пьезоэлементом 7 и подвижной частью 4 смещается вправо. Происходит перемещение подвижной части 4 еще на один шаг. На этом рабочий цикл завершается, подвижная часть переместилась на два шага.

Далее процесс линейного перемещения продолжается в той же последовательности.

При вращении подвижной части 4 работа двигателя осуществляется по схеме, представленной на фиг. 9-14.

На фиг. 9 изображено положение, соответствующее первому такту. В работе участвуют вращательные пьезоэлементы 5 и фиксирующие пьезоэлементы 7 пьезоблоков 2 и 3. Пьезоэлементы 6 в работе не участвуют и могут занимать любое положение, которое не изменяется в процессе работы. На пьезоэлементы 5 и 7 пьезоблока 2 подано положительное напряжение, при этом вращательный пьезоэлемент 5 смещает фиксирующий пьезоэлемент 7 на угол пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 против часовой стрелки, пьезоэлемент 7 зажимает подвижную часть 4. На вращательный пьезоэлемент 5 пьезоблока 3 подано отрицательное напряжение, при этом он смещает фиксирующий пьезоэлемент 7 на угол пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 против часовой стрелки, пьезоэлемент 7 зажимает подвижную часть 4.

Во втором такте на фиксирующий пьезоэлемент 7 (фиг. 10) пьезоблока 3 подается отрицательное напряжение, при этом он отжимается от подвижной части 4.

В третьем такте отрицательное напряжение подается на вращательный пьезоэлемент 5 (фиг. 11) пьезоблока 2, который поворачивает совместно фиксирующий пьезоэлемент 7 и подвижную часть 4 на угол 2пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 по часовой стрелке. При этом на вращательный пьезоэлемент 5 пьезоблока 3 подается положительное напряжение и происходит сдвиг фиксирующего пьезоэлемента 7 на угол 2пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 против часовой стрелки.

В четвертом такте на фиксирующий пьезоэлемент 7 (фиг. 12) пьезоблока 2 подается положительное напряжение и он обжимает подвижную часть 4.

В пятом такте на фиксирующий пьезоэлемент 7 (фиг. 13) пьезоблока 2 подается отрицательное напряжение и он отжимается от подвижной части 4.

В шестом такте положительное напряжение подается на вращательный пьезоэлемент 5 пьезоблока 2, который смещается на угол 2пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 против часовой стрелки. На вращательный пьезоэлемент 5 пьезоблока 3 подается отрицательное напряжение и он поворачивает подвижную часть 4 на угол 2пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364 по часовой стрелке.

За один рабочий цикл подвижная часть 4 поворачивается на угол 4пьезоэлектрический шаговый двигатель, патент № 2161364. Далее происходит повторение циклов, при этом подвижная часть 4 вращается по часовой стрелке.

Для осуществления реверса необходимо изменить порядок подачи напряжения на фиксирующие пьезоэлементы.

Предлагаемый пьезоэлектрический шаговый двигатель имеет простую конструкцию и технологию изготовления, небольшие габаритные размеры и массу, большое усилие на подвижной части и большой крутящийся момент, а также позволяет совмещать линейное движение подвижной части и ее вращение.

Класс H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции

пьезоустройство пошагового перемещения -  патент 2516258 (20.05.2014)
система генерирования электрической энергии и способ с использованием указанной системы -  патент 2507672 (20.02.2014)
пьезоэлектрический генератор постоянного тока на основе эффекта казимира -  патент 2499350 (20.11.2013)
способ получения электроэнергии от проезжающих транспортных средств -  патент 2491704 (27.08.2013)
устройство для точного позиционирования -  патент 2475354 (20.02.2013)
генератор для пьезоэлектрического преобразователя -  патент 2473154 (20.01.2013)
устройство для получения электрической энергии путем деформирования пьезоэлектрического материала под действием внешнего гидростатического давления -  патент 2470452 (20.12.2012)
инерционный шаговый двигатель -  патент 2465712 (27.10.2012)
способ реализации пошагового перемещения и устройство для его реализации (варианты) -  патент 2457608 (27.07.2012)
пьезоэлектрический генератор -  патент 2446551 (27.03.2012)

Класс H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом

Наверх