способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения
Классы МПК: | F16C17/00 Подшипники скольжения F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия |
Автор(ы): | Богачев А.П., Иванов В.А. |
Патентообладатель(и): | Хабаровский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-08-04 публикация патента:
20.01.2001 |
Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения. Способ заключается в том, что на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки нарезают винтовые канавки, наматывают на нее проволоку в несколько слоев, на наружные слои проволоки наматывают ткань, пропитанную связующим составом, отверждают заготовку, а затем обтачивают ее в размер под посадку. Намотанная на наружные витки проволоки ткань, пропитанная связующим составом, после отверждения образует оправку для всех нижележащих слоев проволоки. Технический результат - удержание витков проволоки от разрушения в процессе запрессовки самосмазывающегося подшипника скольжения в корпус, а также в процессе эксплуатации при динамических нагрузках. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, при котором нарезают винтовые канавки на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки, наматывают на нее проволоку в несколько слоев, пропитывают жидкой смазкой и запрессовывают втулку в корпус изделия, отличающийся тем, что перед запрессовкой втулки в корпус на наружные слои проволоки наматывают ткань, пропитанную связующим составом, отверждают заготовку, а затем обтачивают ее в размер под посадку.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения. Известен способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, включающий намотку проволоки на наружную цилиндрическую поверхность пористой спеченной втулки в несколько слоев, пропитку жидкой смазкой и запрессовку втулки в корпус изделия (а.с. СССР 1574373, БИ N 24,1990 г.). Недостатком самосмазывающихся подшипников, полученных данным способом, является то, что при запрессовке втулки в корпус в результате сдвига намотанный слой может отделиться от внутреннего, что ведет к разрушению самосмазывающегося подшипника. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, при котором нарезают винтовые канавки на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки, наматывают на нее проволоку в несколько слоев, пропитывают жидкой смазкой и запрессовывают втулку в корпус изделия (патент N 2123624, 1998 г., БИ N 35). Указанный способ имеет следующий недостаток. В процессе работы подшипникового узла под действием динамических нагрузок, вибрации, наружной слой проволоки может ослабнуть и разойтись, в результате чего втулка теряет посадку в корпусе изделия, что приводит к заклиниванию узла и повреждению вала. Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, - повышение долговечности подшипника скольжения. Указанная цепь достигается тем, что, согласно изобретению, перед запрессовкой втулки в корпус на наружные слои проволоки наматывают ткань, пропитанную связующим составом, отверждают заготовку, а затем обтачивают ее в размер под посадку. Намотка ткани, пропитанной связующим составом, на наружные слои проволоки с последующим отверждением заготовки и обточкой в размер позволяет скреплять наружные витки с нижележащими внутренними витками, предохраняя тем самым втулку от разрушения при запрессовке и эксплуатации. Сущность способа поясняется чертежом, где изображен общий вид пористой спеченной втулки после намотки проволоки, и ткани пропитанной связующим составом. Пример конкретного выполнения способа изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения. На пористой спеченной втулке 1 на наружной цилиндрической поверхности нарезают винтовые канавки 2, в которые впоследствии укладывают первый слой наматываемой проволоки 3. Затем производят намотку проволоки 3 в несколько слоев и пропитывают полученную заготовку жидкой смазкой. После этого производят намотку ткани 4 (например, стеклоткани), пропитанной связующим составом (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА), на наружные витки проволоки 3. Полученную заготовку отверждают и обтачивают в размер для запрессовки готового самосмазывающегося подшипника скольжения в корпус изделия. Намотанная на наружные витки проволоки ткань, пропитанная связующим составом, образует оправку для всех нижележащих витков проволоки. Оправка удерживает витки от разрушения в процессе запрессовки самосмазывающегося подшипника скольжения в корпус, а также в процессе эксплуатации при динамических нагрузках.Класс F16C17/00 Подшипники скольжения
Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия