подшипник скольжения
Классы МПК: | F16C17/00 Подшипники скольжения F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия F16C33/74 подшипников скольжения |
Автор(ы): | Мендрух Денис Николаевич (RU), Мендрух Николай Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Мендрух Денис Николаевич (RU), Мендрух Николай Викторович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-04-09 публикация патента:
10.09.2014 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения, и может быть использовано в подшипниках скольжения с вкладышами из металлокерамики. Подшипник скольжения содержит корпус с антифрикционным вкладышем, выполненным из металлокерамики. С торцов вкладыша в корпусе установлены герметизирующие кольца с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру вкладыша, и выполненные из материала с износостойкостью не большей, чем износостойкость материала вкладыша. Технический результат: повышение триботехнических характеристик подшипника скольжения. 1 ил.
Формула изобретения
Подшипник скольжения, содержащий корпус с антифрикционным вкладышем, выполненным из металлокерамики, отличающийся тем, что с торцов вкладыша в корпусе установлены герметизирующие кольца с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру вкладыша, и выполненные из материала с износостойкостью не большей, чем износостойкость материала вкладыша.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения.
Известен подшипник скольжения, содержащий корпус и антифрикционный вкладыш в виде втулки - см., например, «Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр.437. Антифрикционный вкладыш выполнен из монолитного материала (или сплава) - например, бронзы, баббита и т.п.
Недостаток такого подшипника состоит в том, что при использовании антифрикционного вкладыша, выполненного из монолитного материала, в режиме смазывания, поверхность материала и, следовательно, зона трения этого материала, смазываются недостаточно эффективно, особенно при дефиците смазки. Это приводит к интенсификации процессов изнашивания в зоне трения пары вкладыш-вал.
В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения, состоящего из корпуса и антифрикционного вкладыша в виде втулки, выполненного из металлокерамики (например, из бронзографита или железографита) - см. «Справочник машиностроителя. В 6-ти т., Т.4, Кн.1. Под ред. Н.С. Ачеркана, Изд. 3-е, испр. и дополн., М.: Машгиз, 1962», стр.317. Металлокерамика является спеченным пористым материалом, пористостью 15-35%. Наличие пор в данном материале позволяет запасать в нем смазочный материал, используемый в процессе трения и снижающий интенсивность изнашивания пары трения вал-вкладыш.
Недостаток данного подшипника состоит в том, что смазочный материал из пористого вкладыша в процессе трения поступает не только на поверхность трения, но часть его вытекает с торцов вкладыша, что приводит к нерациональным его потерям.
Изобретением решается задача повышения триботехнических характеристик подшипника скольжения.
Для этого подшипник скольжения содержит корпус и вкладыш, выполненный из металлокерамики, причем с торцов вкладыша установлены герметизирующие кольца с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру вкладыша, и выполненные из материала с износостойкостью не большей, чем износостойкость материала вкладыша.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен подшипник в разрезе - вид с боку. На чертеже показаны: вал.1; корпус 2 механизма; корпус 3 подшипника; антифрикционный вкладыш 4; герметизирующие кольца 5 и 6, укрепленные в корпусе 2 подшипника.
Работает данный подшипник следующим образом. Смазочный материал, находящийся во вкладыше 4, выполненном из пористой металлокерамики, при вращении вала 1 вытесняется из пор вкладыша и поступает в зону трения вкладыша и вала. Герметизирующие кольца 5 и 6 предотвращают вытеснение смазочного материала на торцы подшипника - по порам вкладыша, тем самым предотвращая потери смазочного материала и сохраняя его в зоне трения вкладыша и вала. Материал герметизирующих колец 5 и 6 подбирается из учета его истирания в процессе взаимодействия с вращающимся валом с той же интенсивностью, как и материал антифрикционного вкладыша 4, например, из пластмассы или легкоистираемого сплава. Это позволяет обеспечить сохранение одинакового диаметра внутренних поверхностей вкладыша и колец, тем самым обеспечить требуемую площадь контакта с валом как вкладыша, так и герметизирующих колец.
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника - за счет наличия герметизирующих колец - позволяет предотвратить потери смазки, обеспечить требуемый режим смазывания трущихся поверхностей, повысить их износостойкость и долговечность.
Класс F16C17/00 Подшипники скольжения
Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия
Класс F16C33/74 подшипников скольжения