способ изготовления подшипника скольжения
Классы МПК: | F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия F16C33/26 выполненные из проволочных спиралей; из большого количества дисков, колец, стержней и других элементов B29C53/60 с использованием внутренних формующих поверхностей, например оправок |
Автор(ы): | Богачев Анатолий Петрович (RU), Савочкин Виктор Степанович (RU), Щербина Денис Витальевич (RU), Аникевич Римма Вячеславовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-03-26 публикация патента:
20.06.2013 |
Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия. Перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном. Последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют. В качестве оси используют болт. Опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения. Для опрессовки используют тарельчатую шайбу, которую устанавливают между головкой болта и шаблоном. В качестве полимерной композиции, которой пропитывают жгут, используют лак этиноль 1 м.ч. с наполнителями в виде графита 0,45-0,5 м.ч. и фторопласта 0,45-0,5 м.ч. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения. 1 ил.
Формула изобретения
Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, при этом в качестве оси используют болт, а опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения и для опрессовки используют тарельчатую шайбу, которую устанавливают между головкой болта и шаблоном, отличающийся тем, что в качестве полимерной композиции, которой пропитывают жгут, используют лак этиноль 1 м.ч. с наполнителями в виде графита 0,45-0,5 м.ч. и фторопласта 0,45-0,5 м.ч.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения.
Известен способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия (патент РФ № 2243095, В29С 53/60, F16C 33/04, БИ № 36 от 27.12.2004).
Указанный способ трудоемок и сложен из-за несовершенства технологической оснастки.
Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения и для опрессовки используют тарельчатую шайбу, которую устанавливают между головкой болта и шаблоном (патент РФ № 2382248, В29С 53/60, F16C 33/04, БИ № 5 от 20.02.2010).
Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия на фланце из-за того, что полимерная композиция на фланце не обеспечивает прочного сцепления жгута с фланцем, в результате чего подшипник является недолговечным.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.
Указанная задача решается тем, что в способе, включающем нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения и для опрессовки используют тарельчатую шайбу, которую устанавливают между головкой болта и шаблоном, согласно изобретения в качестве полимерной композиции, которой пропитывают жгут, используют лак этиноль 1 м.ч. с наполнителями в виде графита 0,45-0,5 м.ч. и фторопласта 0,45-0,5 м.ч.
Использование в качестве полимерной композиции для пропитки жгута лака этиноль 1 м.ч. с наполнителями в виде графита 0,45-0,5 м.ч. и фторопласта 0,45-0,5 м.ч. позволяет повысить прочность сцепления жгута с фланцем и износостойкость торцевого покрытия, так как лак этиноль имеет более высокие прочностные свойства по сравнению с эпоксидной смолой, используемой в прототипе.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема намотки и опрессовки жгута.
Пример реализации способа.
Для осуществления способа используют металлическую втулку 1 с фланцем 2, шаблон 3 и болт 4 с головкой 5 и гайкой 6. Шаблон 3 и металлическую втулку 1 (на которой на внутренней цилиндрической поверхности предварительно изготовлено антифрикционное покрытие 7) устанавливают по скользящей посадке на болт 4 и осуществляют нанесение покрытия путем заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 намоткой слоями пропитанного полимерной композицией из лака этиноль 1 м.ч. с наполнителями в виде графита 0,45-0,5 м.ч. и фторопласта 0,45-0,5 м.ч жгута 8 (например, из стекловолокна). После полного заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 производят опрессовку полученного покрытия шаблоном 3 через головку 5 посредством поворачивания гайки 6 по резьбе. При этом при передаче давления со стороны головки 5 на шаблон 3 применяют тарельчатую шайбу 9, которая своей кромкой задает равномерную нагрузку на всю поверхность шаблона 3 через его середину и исключает его перекос.
Затем полимерную композицию отверждают, разбирают конструкцию путем отворачивания гайки 6 болта 4 и производят чистовую механическую обработку покрытия.
Перед каждым сформированием покрытия на фланце 2 производят обработку контактирующей с полимерной композицией поверхности шаблона 3 и болта 4 известным антиадгезионным составом.
В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает повышение долговечности подшипника скольжения в процессе эксплуатации за счет повышения качества покрытия на фланце, увеличения однородности по толщине покрытия, отсутствия отслоений. Кроме того, повышается износостойкость и ударная прочность подшипника скольжения.
Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия
Класс F16C33/26 выполненные из проволочных спиралей; из большого количества дисков, колец, стержней и других элементов
Класс B29C53/60 с использованием внутренних формующих поверхностей, например оправок