способ изготовления подшипника скольжения

Классы МПК:F16C17/00 Подшипники скольжения
F16C33/28 с заделанной усиливающей арматурой в виде рам или сеток 
B29C53/60 с использованием внутренних формующих поверхностей, например оправок
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-04
публикация патента:

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения заключается в намотке ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки. При намотке первого слоя ленты под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состоянии за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки. Наружную и внутреннюю поверхности подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения обрабатывают в размер, включая рабочую поверхность таблеток. Технический результат: повышение износостойкости и долговечности изготавливаемых подшипников скольжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

способ изготовления подшипника скольжения, патент № 2492368 способ изготовления подшипника скольжения, патент № 2492368

Формула изобретения

1. Способ изготовления подшипника скольжения намоткой ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки, отличающийся тем, что при намотке первого слоя ленты под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состоянии за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки.

2. Способ изготовления подшипника скольжения по п.1, отличающийся тем, что наружную и внутреннюю поверхности подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения обрабатывают в размер, включая рабочую поверхность таблеток.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения методом намотки на оправку ленты с полимерным связующим с последующим отверждением (патент РФ № 2147699, кл. F16C 33/04, В29С 53/60 от 20.04.2000).

Однако указанный способ допускает расслоение получаемых подшипников скольжения, что приводит к износу и разрушению корпуса подшипника при эксплуатации узлов трения.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения намоткой ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки (патент РФ № 2238448, кл. F16C 33/04, В29С 53/60 от 20.10.2004).

Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость подшипника скольжения из-за того, что применяемые наполнители в зоне трения не обеспечивают низкого трения, что приводит к разрушению узла трения по границе наполнителей со связующим при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур при длительной эксплуатации.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение износостойкости и долговечности изготавливаемых подшипников скольжения.

Указанная цель достигается тем, что в способе, включающем намотку ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки согласно изобретения, при намотке первого слоя ленты под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состояние за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки. Кроме того, наружную и внутреннюю поверхности подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения обрабатывают в размер, включая рабочую поверхность таблеток.

Размещение при намотке первого слоя ленты под ней самосмазывающихся брикетов в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состояние за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки, позволяет создавать в зоне трения низкое трение, что повышает износостойкость и долговечность подшипников скольжения.

Обработка в размер наружной и внутренней поверхностей подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения, включая рабочую поверхность таблеток, обеспечивает надежное крепление подшипника в корпусе изделия и высокую прирабатываемость, что увеличивает долговечность подшипника скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема намотки; на фиг.2 - общий вид с разрезом по оси подшипника скольжения после реализации способа.

Пример реализации способа.

Непрерывную ленту 1 сматывают с бобины, пропитывают композицией (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА, порошками графита и фторопласта и др.) и наматывают на цилиндрическую оправку 2 за счет ее вращения. Необходимое давление намотки между слоями ленты 1 создают путем натяжения ленты торможением вращения бобины и фиксацией первого слоя ленты 1 посредством полуотвержденной композиции на оправке.

При намотке первого слоя ленты 1 под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток 3 из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состояние за счет натяжения ленты 1 и тарельчатыми металлическими пружинами 4, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки 3.

Процесс намотки продолжают до достижения требуемой толщины подшипника скольжения.

После создания требуемой толщины производят отверждение и термообработку. В процессе отверждения композиции за счет статического напряжения ленты и термической усадки происходит опрессовка, которая значительно увеличивает антифрикционные и прочностные свойства получаемых подшипников скольжения.

После полного отверждения композиции подшипник скольжения снимают с оправки и обрабатывают на токарном станке путем обточки наружной и внутреннюю поверхности подшипника скольжения в размер, включая рабочую поверхность таблеток.

После каждого изготовления подшипника скольжения цилиндрическую оправку 2 обрабатывают известным антиадгезионным составом.

Величину напряженного состояния устанавливают экспериментально и обеспечивают натяжением ленты.

В процессе эксплуатации подшипник скольжения не требует смазки, так как таблетки 3 из фторопласта, посредством сжатых предварительно тарельчатых металлических пружин 4, имеют возможность обеспечивать узел трения сухой смазкой. В случае перегрузки узла трения происходит его разогрев до температуры, при которой фторопласт-4 (находящийся в напряженном состояние) расширяется и воздействует с одной стороны на поверхность трения, смазывая ее, а с другой стороны сжимает тарельчатые металлические пружины 4. При восстановлении нормального режима работы узла трения (от дополнительной подачи в узел трения фторопласта-4) подшипник скольжения охлаждается и тарельчатые металлические пружины 4 компенсируют израсходованный объем таблеток 3, путем надвижения по скользящей посадке (которая обеспечивается усадкой фторопласта-4 и его антифрикционными характеристиками) на поверхность трения, убирая полученный зазор между таблетками 4 и зоной трения. Это обеспечивает постоянную высокую износостойкость независимо от динамических нагрузок и перепада температур.

В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает постоянную дозированную подпитку поверхностей трения самосмазывающимся материалом (фторопластом-4), что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации, независимо от наличия динамических нагрузок и перепада температур.

Класс F16C17/00 Подшипники скольжения

газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
подшипник скольжения -  патент 2528246 (10.09.2014)
подшипник в сборе -  патент 2526305 (20.08.2014)
подшипник, имеющий, по меньшей мере, две части, вращающиеся относительно друг друга -  патент 2522187 (10.07.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
радиально-осевой подшипник скольжения -  патент 2506468 (10.02.2014)
упорный подшипник скольжения -  патент 2505719 (27.01.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)

Класс F16C33/28 с заделанной усиливающей арматурой в виде рам или сеток 

Класс B29C53/60 с использованием внутренних формующих поверхностей, например оправок

устройство для изготовления подшипника скольжения намоткой -  патент 2529101 (27.09.2014)
способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов, оправка для осуществления способа изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов, форма для заливки антиадгезионного эластичного материала разделительного слоя оправки для осуществления способа изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов и секция несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов -  патент 2509649 (20.03.2014)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2493447 (20.09.2013)
способ изготовления корпуса транспортно-пускового контейнера из композиционных материалов (варианты) -  патент 2492048 (10.09.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2486379 (27.06.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2485367 (20.06.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2460908 (10.09.2012)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2456485 (20.07.2012)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2445523 (20.03.2012)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2445522 (20.03.2012)
Наверх