способ изготовления подшипника скольжения

Классы МПК:F16C17/00 Подшипники скольжения
F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 
F16C33/28 с заделанной усиливающей арматурой в виде рам или сеток 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Хабаровский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
2001-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения заключается в изготовлении тонкостенной антифрикционной детали, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезают винтовые канавки. В канавки укладывают упругий элемент в виде пружины с предварительным натяжением, концы которой жестко фиксируют в корпусе тонкостенной антифрикционной детали. Затем на антифрикционную деталь наматывают тканый материал, пропитанный связующим. Технический результат - повышение долговечности подшипников скольжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют тонкостенную антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения, отличающийся тем, что перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности тонкостенной антифрикционной детали нарезают винтовые канавки, в которые укладывают упругий элемент с предварительным натяжением.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве упругого элемента используют пружину, концы которой жестко фиксируют в корпусе тонкостенной антифрикционной детали.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения из полимерных материалов методом литья (Б.Д.Воронков. Подшипники сухого трения. Машиностроение, Л., 1979, с.70).

Недостатком этого способа является большая толщина стенки подшипника скольжения, необходимая для надежной фиксации его в изделии, что при температурных колебаниях приводит к изменению зазора и заклиниванию узла трения, из-за разных коэффициентов температурного расширения полимерного материала и металлического корпуса изделия.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют тонкостенную антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения (Цыплаков О. Г. Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов. Л., Машиностроение, 1984, с.122-125).

Недостатком данного способа является ненадежное крепление тонкостенной антифрикционной детали в обойме подшипника скольжения. В процессе длительной эксплуатации из-за потери свойств полимерного материала в результате старения, антифрикционная деталь теряет посадку, проворачивается в обойме и заклинивает в узле трения. Кроме того, под воздействием динамических нагрузок (вибрации, ударов и т.д.) происходит выдавливание тонкостенной антифрикционной детали из обоймы, что снижает долговечность узла трения.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения.

Для решения указанной задачи в предлагаемом способе перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности тонкостенной антифрикционной детали нарезают винтовые канавки, в которые укладывают упругий элемент с предварительным натяжением. В качестве упругого элемента используют пружину, концы которой жестко фиксируют в корпусе тонкостенной антифрикционной детали.

Нарезание винтовых канавок, в которые укладывают упругий элемент с предварительным натяжением, повышает прочность скрепления намотанной обоймы с наружной поверхностью тонкостенной антифрикционной детали, так как прилежащие слои намотки ткани копируют рельеф поверхности антифрикционной детали, а упругий элемент исключает деформацию тонкостенной антифрикционной детали под воздействием динамических нагрузок.

Наличие пружины создает предпосылки для стабилизации размеров рабочего зазора (между валом и подшипником) вне зависимости от температурных колебаний и обеспечивает жесткость подшипника при запрессовке в изделие.

Фиксация концов пружины в корпусе тонкостенной антифрикционной детали исключает отслоение пружины и стабилизирует размеры подшипника скольжения за счет сохранения первоначального натяжения пружины.

Сущность способа поясняется чертежом, где изображен общий вид подшипника скольжения.

Пример конкретного выполнения способа изготовления подшипника скольжения.

В качестве тонкостенной антифрикционной детали выбрана свертная втулка 1 из ленты в виде композиции на основе фторопласта с наполнителями из порошков графита и дисульфида молибдена. Приготовление такой композиции осуществляют известными способами переработки фторопласта. Антифрикционную ленту режут и сворачивают втулку 1, например на оправке 2. Затем на наружной цилиндрической поверхности свертной втулки 1, не снимая ее с оправки 2, нарезают винтовые канавки 3, в которые укладывают с предварительным натяжением упругий элемент, в качестве которого используют пружину 4 (например, стальную). Предварительное натяжение устанавливают экспериментально, и оно должно обеспечивать крепление стыков свертной втулки 1, с последующей стабилизацией размеров подшипникового узла в целом. Концы пружины 4 жестко фиксируют в корпусе свертной втулки 1, например с помощью отверстий 5. Затем наматывают плотно на наружную поверхность свертной втулки 1 тканый материал 6 (например, стеклоткань или хлопчатобумажную ткань), пропитанный связующим (эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА). После отверждения заготовку обрабатывают механически путем обточки поверхности 7 под посадку в изделие и торцевания подшипника скольжения.

В отличие от аналогов предлагаемый способ позволяет обеспечить надежность крепления тонкостенной антифрикционной детали в обойме, что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации под воздействием динамических нагрузок и перепада температур.

Класс F16C17/00 Подшипники скольжения

газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
подшипник скольжения -  патент 2528246 (10.09.2014)
подшипник в сборе -  патент 2526305 (20.08.2014)
подшипник, имеющий, по меньшей мере, две части, вращающиеся относительно друг друга -  патент 2522187 (10.07.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
радиально-осевой подшипник скольжения -  патент 2506468 (10.02.2014)
упорный подшипник скольжения -  патент 2505719 (27.01.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)

Класс F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 

подшипник турбокомпрессора -  патент 2500932 (10.12.2013)
блоки опорной втулки и подъемного механизма -  патент 2494954 (10.10.2013)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2494298 (27.09.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
трущаяся деталь в смазочной среде, работающая при контактном давлении, превышающем 200 мпа -  патент 2466307 (10.11.2012)
комбинированный способ смазки моторно-осевого подшипника и устройство для его реализации -  патент 2458265 (10.08.2012)

Класс F16C33/28 с заделанной усиливающей арматурой в виде рам или сеток 

Наверх