подшипниковый узел центробежной машины
Классы МПК: | F04D29/04 валы, подшипники или их сборочные узлы F03B11/06 расположение подшипников F16C32/00 Опорные устройства, не отнесенные к другим рубрикам |
Автор(ы): | Смольников В.В., Соколовский М.И., Погребнов А.А., Глушков Б.К. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-01-10 публикация патента:
10.09.2001 |
Изобретение относится к производству центробежных машин и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипниковых узлов этих машин (компрессоров, насосов, турбин и пр.). Подшипниковый узел содержит цапфу вала, корпус и опорные ролики с гребнями, расположенные по окружности вокруг цапфы вала. Сопряжение ролика и цапфы вала выполнено таким образом, что прямая, проходящая через линию контакта ролика и цапфы вала, проходит через точки контакта гребней ролика и сопрягаемых частей цапфы вала, причем эта прямая параллельна оси цапфы вала. Бурты на ролике могут быть расположены с одной стороны от цилиндрической поверхности контакта ролика и цапфы вала. Использование изобретения позволяет обеспечивать высокую радиальную жесткость и воспринимать реверсивную осевую нагрузку с обеспечением минимального износа, минимальных потерь на трение и высокой надежности всего подшипникового узла. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел, содержащий цапфу вала, корпус и опорные ролики с гребнями, расположенные по окружности вокруг цапфы вала, отличающийся тем, что сопряжение ролика и цапфы вала выполнено таким образом, что прямая, проходящая через линию контакта ролика и цапфы вала, проходит через точки контакта гребней ролика и сопрягаемых частей цапфы вала, причем эта прямая параллельна оси цапфы вала. 2. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что бурты на ролике расположены с одной стороны от цилиндрической поверхности контакта ролика и цапфы вала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области производства центробежных машин и может быть использовано при создании для этих машин (компрессоров, насосов, турбин и пр.) опорно-упорных подшипниковых узлов. Совершенствование конструкций центробежных машин связано с обеспечением несущей способности и долговечности их подшипниковых узлов при высоких окружных скоростях вращения опорных шеек валов. При высоких скоростях вращения роторов традиционная схема опорных узлов с использованием подшипников качения непосредственно на валу не позволяет обеспечить приемлемую долговечность вращающихся элементов контактных пар и требуемый ресурс. Известны опорные узлы в виде роликовых блоков, объединенных в единой рамной конструкции (см. рекламные проспекты балансировочных станков фирмы SCHENCK), на которые опирается вал ротора. Опоры функционируют очень непродолжительное время при стендовых испытаниях по балансировке роторов. Известна опора (А. С. СССР N 310065, F 16 C 32/00, 1969 г.), содержащая корпус и диски, равномерно расположенные по окружности, взаимодействующие с валом, имеющие оси, параллельные его оси, и вращающиеся в подшипниках качения. Диски выполнены с цапфами, каждая из которых установлена на двух подшипниках качения, взаимодействующих своими наружными поверхностями с поверхностью этой цапфы. При этом опора снабжена плавающими кольцами, каждое из которых охватывает цапфы всех дисков, расположенные от последних по одну сторону. Недостатком данной конструкции является то, что она не воспринимает осевых сил, действующих на вал. В техническом решении (А. С. СССР 1784771 A1, F 16 C 32/00), выбранном за прототип, предлагается подшипниковый узел, содержащий цапфу вала, корпус и подшипники качения в виде несущих роликов, расположенных на окружности вокруг цапфы вала. Причем на цапфе вала и на фрикционных поверхностях несущих роликов выполнены профилированные гребни, обеспечивающие точечный контакт фрикционных поверхностей. Эта конструкция позволяет существенно уменьшить геометрическое скольжение и обеспечивает восприятие осевых усилий, действующих на вал ротора. Однако точечный контакт элементов фрикционной пары существенно снижает несущую способность стенок взаимодействующих деталей. Незначительный их износ приводит к появлению осевого и радиального люфта. Так, если осевой люфт до
Класс F04D29/04 валы, подшипники или их сборочные узлы
Класс F03B11/06 расположение подшипников
гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину - патент 2508466 (27.02.2014) | ![]() |
гидроэлектрическая турбина с плавающим ротором - патент 2490513 (20.08.2013) | ![]() |
гидрогенератор - патент 2418979 (20.05.2011) | ![]() |
подшипник скольжения - патент 2252343 (20.05.2005) | ![]() |
подшипник опоры гидравлического забойного двигателя - патент 2231678 (27.06.2004) | |
подпятник гидрогенератора - патент 2221931 (20.01.2004) | |
гидрогенератор - патент 2161730 (10.01.2001) | |
осевая турбоустановка - патент 2161729 (10.01.2001) | |
вертикальный генератор - патент 2146773 (20.03.2000) | |
водяной двигатель привод магакьяна вс-1 - патент 2078985 (10.05.1997) |
Класс F16C32/00 Опорные устройства, не отнесенные к другим рубрикам