заряд смесевого твердого топлива
Классы МПК: | F02K9/36 опоры топливных зарядов |
Автор(ы): | Аликин В.Н., Кузьмицкий Г.Э., Федченко Н.Н., Семенов В.В. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им. С.М. Кирова" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-21 публикация патента:
20.09.2001 |
Заряд смесевого твердого топлива ракетных двигателей содержит корпус, защитно-крепящий слой, узел скрепления торцевой части заряда в виде эластичной вставки, расположенной между топливом и внутренней поверхностью корпуса. Размеры эластичной вставки с учетом разномодульности материала вставки и топлива из условия равнопрочности заряда должны удовлетворять соотношениям
размер от торца заряда (длина вставки);
размер по торцу заряда (толщина вставки), где Ер - модуль упругости резины на заданную температуру; Ет - модуль ползучести топлива на нижнюю температуру хранения двигателя; В - внешний радиус заряда. Изобретение обеспечивает повышение равнопрочности зарядов. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


Формула изобретения
Заряд смесевого твердого топлива, содержащий корпус, защитнокрепящий слой, узел скрепления торцевой части заряда в виде эластичной вставки, расположенной между топливом и внутренней поверхностью корпуса, отличающийся тем, что размеры эластичной вставки с учетом разномодульности материала вставки и топлива из условия равнопрочности заряда должны удовлетворять соотношениям
размер от торца заряда (длина вставки);

размер по торцу заряда (толщина вставки);
где Ер - модуль упругости резины на заданную температуру;
Ет - модуль ползучести топлива на нижнюю температуру хранения двигателя;
R - внешний радиус заряда.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области военной техники, а именно к конструкции зарядов смесевого твердого топлива (СТТ) ракетных двигателей. Заряды, скрепленные с силовой обечайкой корпуса двигателя, имеют у торцов резко выраженные зоны концентрации напряжений (в основном, при действии тепловой нагрузки). Концентрация отрывных напряжений (при охлаждении) обусловлена тепловым перепадом между равновесной температурой заряда Тр (температура, близкая к температуре полимеризации топлива) и температурой эксплуатации двигателя Тэ:


где


B - внешний радиус заряда. Данная конструкция заряда принята за прототип (фиг. 1). Основное допущение описанного технического решения - близость жесткостей резины и топлива или равенство модулей упругости резины Eр и топлива Eт(Eр




размер по оси заряда от торца


размер по торцу заряда


где Eр - модуль упругости резины на заданную температуру;
Eт - модуль ползучести топлива на крайнюю нижнюю температуру хранения двигателя;
B - внешний радиус заряда. На фиг. 5 показаны типовые диаграммы распределения отрывных температурных напряжений по границе топливо-резина защитно-крепящего слоя при различных соотношениях Eр и Eт. Как следует из практических результатов, представленных на фиг. 4 и 5, именно установленные соотношения размеров эластичной вставки в зависимости от соотношения жесткостей резины и топлива обеспечивают равнопрочность заряда. В случае выхода параметров вставки за установленные пределы соотношений условие равнопрочности заряда не обеспечивается, при выходе параметров вставки за нижний предел ухудшаются прочностные характеристики заряда, при завышении верхнего предела повышается пассивный вес заряда и ухудшаются энергетические характеристики двигателя.
Класс F02K9/36 опоры топливных зарядов