бронированная машина с повышенной противоминной защитой
Классы МПК: | F41H7/04 бронекорпуса |
Автор(ы): | Поткин В.И., Тумасов В.Д., Стафеев О.М., Андронов В.А., Молодняков Н.А., Хейфиц Г.А., Пересторонин В.Н., Тэн Ю.В. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-04-06 публикация патента:
27.10.2001 |
Изобретение относится к бронетанковой и специальной инженерной технике, предназначенной для преодоления заминированной местности и заминированных путей движения техники и людей. Оно позволяет повысить защиту экипажа от воздействия фугасных и кумулятивных мин. Сущность изобретения заключается в том, что бронированная машина содержит корпус с днищем, приваренные с внутренней стороны днища поперечные ребра, а с наружной стороны - продольные и поперечные ребра, наружное фальшднище с пазами, установленное на продольные и поперечные ребра. Наружные продольные и поперечные ребра соединены между собой в "гребенку", а с наружным фальшднищем - посредством имеющихся на торцах ребер выступов, входящих в пазы наружного фальшднища. Кроме того, днище корпуса и наружное фальшднище соединены между собой стяжками таврового сечения, проходящими через отверстия наружного фальшднища и днища корпуса. В вертикальных стенках стяжек выполнены клинообразные пазы, в которые с внутренней стороны днища корпуса установлены стягивающие клинья. На внутренних поперечных ребрах закреплено внутреннее фальшднище, а в воздушном зазоре между внутренним фальшднищем и днищем корпуса размещен наполнитель, сочетающий свойства противорадиационного и противокумулятивного материала. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Бронированная машина с повышенной противоминной защитой, содержащая корпус с днищем, поперечные ребра, приваренные с внутренней стороны днища, наружные продольные и поперечные ребра, приваренные с наружной стороны днища, наружное фальшднище с пазами, установленное на наружных продольных и поперечных ребрах, и наполнитель, отличающаася тем, что она снабжена внутренним фальшднищем, выполненным из броневых листов, и стяжками таврового сечения, причем наружные продольные и поперечные ребра между собой соединены в "гребенку", а с наружным фальшднищем посредством выступов, выполненных на торцах упомянутых ребер, установленных в пазы наружного фальшднища, кроме того, последнее и днище корпуса соединены между собой посредством упомянутых стяжек, размещенных в отверстиях, выполненных в наружном фальшднище и днище корпуса, при этом в вертикальных стенках упомянутых стяжек выполнены клинообразные пазы, в которых с внутренней стороны днища корпуса установлены дополнительно введенные стягивающие клинья, а внутреннее фальшднище закреплено на поперечных ребрах, приваренных с внутренней стороны днища корпуса, причем наполнитель размещен в воздушном зазоре между днищем корпуса и внутренним фальшднищем.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к бронетанковой и специальной инженерной технике и может быть использовано на танках, минных тральщиках, бронированных машинах разминирования, инженерных машинах разграждения и других бронированных машинах, предназначенных для преодоления заминированной местности и заминированных путей движения техники и людей. Известно изобретение по патенту РФ N 2111441 "Транспортная машина для использования в зоне чрезвычайных ситуаций" (1), выбранное в качестве прототипа. Транспортная машина содержит корпус с днищем, приваренную снаружи к днищу рамную конструкцию в виде продольных и поперечных балок, образующих ячейки, закрытые листами-экранами. В полостях ячеек встроена композитная набивка, состоящая из слоев энергопоглощающих элементов. Известна также боевая машина разминирования (БМР) (2), в конструкции днища которой использованы основные признаки изобретения по патенту РФ N 2111441. При этом вместо листов-экранов ячейки на БМР закрыты фальшднищем, в котором имеются местные сквозные пазы, расположенные против продольных и поперечных балок и через которые путем сварки соединяются балки с фальшднищем. Кроме того, днище усилено поперечными ребрами, приваренными к нему изнутри. Над поперечными ребрами с зазором от них установлен полик с расположенными на нем агрегатами внутреннего оборудования. Недостатком указанных конструкций днища является то, что соединение продольных и поперечных балок между собой и с листами-экранами или фальшднищем выполнено посредством сварки и таким образом ячеистое днище не является равнопрочным. Кроме того, известное днище с композитными энергопоглощающими вставками, расположенными в ячейках под днищем корпуса, не обладает требуемой жесткостью и стойкостью к воздействию фугасных и кумулятивных мин. Как показали проведенные испытания (3), при взрыве мины фугасного действия ударная волна вследствие неравнопрочной конструкции днища вначале разрушает сварные швы, как наиболее слабый элемент, затем деформирует последовательно наружное фальшднище и днище корпуса. При этом из-за недостаточной жесткости днища величина динамического прогиба днища корпуса превышает расстояние до полика, что ведет к соударению днища корпуса с поликом и нарушению работоспособности экипажа и внутреннего оборудования, расположенных на полике. При взрыве мины кумулятивного действия образовавшаяся кумулятивная струя проходит через наружное фальшднище, днище корпуса, воздушный зазор между днищем корпуса и поликом, полик и выводит из строя экипаж и внутреннее оборудование. Композитная вставка, предназначенная в известном изобретении для поглощения энергии ударного воздействия, не способствует разрыву и размыванию кумулятивной струи и таким образом не уменьшает в значительной степени бронепробивного действия струи. Целью настоящего изобретения является создание бронированной машины с равнопрочным многослойным днищем, обеспечивающим работоспособность экипажа и внутреннего оборудования при подрыве фугасных и кумулятивных мин. Указанная цель достигается тем, что наружные продольные и поперечные ребра соединены между собой в "гребенку", а с наружным фальшднищем - посредством имеющихся на торцах ребер выступов, входящих в пазы наружного фальшднища. Кроме того, днище корпуса и наружное фальшднище соединены между собой стяжками таврового сечения, проходящими через отверстия наружного фальшднища и днища корпуса, при этом в вертикальных стенках стяжек выполнены клинообразные пазы, в которые с внутренней стороны днища корпуса установлены стягивающие клинья, а к ребрам, приваренным к внутренней стороне днища корпуса, закреплены броневые листы внутреннего фальшднища. В воздушном зазоре между внутренним фальшднищем и днищем корпуса размещен наполнитель, сочетающий свойства противорадиационного и противокумулятивного материала. Для увеличения жесткости днища над торсионами подвесок приварены поперечные ограждения коробчатой формы. Для исключения соударения внутреннего фальшднища о полик с размещенным на нем оборудованием полик установлен на расстоянии, превышающем величину динамического днища. Отличительными признаками являются:- соединение между собой наружных продольных и поперечных ребер в "гребенку";
- соединение наружных продольных и поперечных ребер с наружным фальшднищем посредством имеющихся на торцах ребер выступов, входящих в пазы фальшднища;
- соединение днища корпуса с наружным фальшднищем с помощью стяжек таврового сечения;
- наличие стягивающих клиньев, разгружающих сварные швы;
- наличие внутреннего фальшднища, выполненного из броневых листов и закрепленного к поперечным ребрам;
- размещение наполнителя с противорадиационными и противокумулятивными свойствами в зазоре между внутренним фальшднищем и днищем корпуса. При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое устройство, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявляемое устройство обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники. Изобретение может быть применено при изготовлении бронетанковой техники и специальной инженерной техники, предназначенной для преодоления заминированной местности и заминированных путей движения техники и людей. Предлагаемое устройство представлено на чертежах, где на фиг. 1 изображен продольный разрез бронированной машины; на фиг. 2 изображен ее поперечный разрез (сеч. А-А, фиг. 1); на фиг. 3 изображено соединение стяжкой таврового сечения наружного фальшднища и днища корпуса (выносной элемент Б, фиг. 2); на фиг. 4 изображено соединение наружных и продольных ребер с наружным фальшднищем (выносной элемент В, фиг. 2); на фиг. 5 изображено соединение продольных и поперечных ребер между собой в "гребенку" (сеч. Г-Г, фиг. 2). Бронированная машина содержит корпус 1, днище 2 корпуса 1, наружное фальшднище 3, внутреннее фальшднище 4, внутренние поперечные ребра 5, наружные продольные ребра 6, наружные поперечные ребра 7, наполнитель 8, стяжки 9 таврового сечения, выступы 10 ребер 6,7, стягивающие клинья 11, полик 12, ограждения 13 коробчатого сечения, торсионы 14 подвески ходовой части, ребра 15, отверстия "а","в" в наружном фальшднище 3, отверстия "б" в днище 3, пазы "г" в стяжках 9, пазы "д" в ребрах 6, 7. Бронированная машина работает следующим образом. При подрыве кумулятивной мины под ее днищем кумулятивная струя, проходя через наружное фальшднище 3, днище 2, наполнитель 8, внутреннее фальшднище 4, воздушные зазоры, теряет свою энергию. Особенно активно воздействуют на струю частицы наполнителя 8 (расположенного в тыльных слоях многослойной преграды и выполненного из противорадиационного материала или пенополиуретана), отрывающиеся от стенок каверны и нарушающие сплошность струи. При взрыве мины фугасного действия энергия ударной волны поглощается днищем за счет его деформации. При этом клиновые и замковые соединения ребер 6, 7 как между собой, так и с наружным фальшднищем 3, соединение днища 2 с фальшднищем 3 с помощью стяжек 9, клиньев 11 разгружают сварные швы и трехслойное днище работает как целое сечение, примерно, равного сопротивления. Внутреннее фальшднище 4, закрепленное на ребрах 5, ограждения 13 коробчатого сечения, приваренные к днищу 2, создают дополнительную жесткость конструкции всего днища, что способствует уменьшению динамических прогибов от ударных нагрузок. Применение соединений ребер 6,7 между собой в "гребенку", установленных в пазы "д", и с фальшднищем 3 посредством выступов 10, входящих в пазы "в" фальшднища 3, соединений днища 2 с фальшднищем 3 с помощью стяжек 9 таврового сечения, установленных в отверстия "а", "б", стягивающих клиньев 11, установленных в пазах "г", внутреннего фальшднища 4, закрепленного на ребрах 5, обеспечивает деформацию днища, не превышающую зазоров между внутренним фальшднищем 4 и поликом 12, и таким образом увеличивает защищенность экипажа и оборудования, размещенного на нем, от ударного воздействия фугасной мины. Источники информации
1. Патент РФ 2111441 от 20.05.1998 г., F 41 H 5/00, 7/00. 2. 05. С.070.00.000ТО-01 - Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 3. Отчет в/ч 68054 по испытанию изделия БМР-3.