привод клапана кранового типа и ручной дублер привода
Классы МПК: | F16K31/14 предназначенные для установки на ручных клапанах или в сочетании с ними F16K31/60 рукоятки, маховички |
Автор(ы): | Ваганов Л.А., Чернышов А.А., Сиверт К.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Уралтурбо" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-10 публикация патента:
20.02.2002 |
Изобретения относятся к трубопроводной арматуре и предназначены в качестве исполнительного механизма для управления шаровыми кранами магистральных газопроводов. Привод содержит корпус, два пневмодвигателя, закрепленных на корпусе, механизм передач, ведущий элемент которого связан с пневмодвигателем, а ведомый - с поворотным затвором клапана, и ручной дублер привода, который связан с одним из кинематических звеньев механизма передач. Пневмодвигатели выполнены нереверсивными вращательного действия и связаны посредством пусковых муфт с противоположными концами ведущего элемента механизма передач, состоящего из последовательно соединенных зубчатых передач. Ручной дублер привода содержит маховик, вал и устройство задействования ручного дублера привода. Маховик снабжен рукояткой, установленной с возможностью регулирования величины плеча приложения силы. Вал ручного дублера установлен внутри трубообразного кронштейна. Устройство задействования ручного дублера выполнено в виде самоуправляемой муфты, дающей возможность соединения маховика с валом дублера. Изобретения позволяют создать надежный привод клапана кранового типа (шарового крана) с удобным и безопасным ручным дублером для магистрального газопровода при условии использования энергии сжатого транспортируемого газа, а в аварийной ситуации (в режиме ручного дублирования) - за счет физических сил одного рабочего (оператора). 2 с. и 5 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Привод клапана кранового типа, содержащий корпус, по меньшей мере, один пневмодвигатель, закрепленный на корпусе, и механизм передач, ведущий элемент которого связан с пневмодвигателем, а ведомый - с поворотным затвором клапана, кроме того, снабженный ручным дублером, который связан с одним из кинематических звеньев механизма передач, отличающийся тем, что пневмодвигатели выполнены нереверсивными вращательного действия и связаны посредством пусковых муфт с противоположными концами ведущего элемента механизма передач, состоящего из последовательно соединенных зубчатых передач. 2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что пневмодвигатели выполнены по типу струйно-реактивных. 3. Привод по п. 1, отличающийся тем, что пусковая муфта выполнена в виде фрикционной дисковой с возможностью автоматического включения за счет сжатого газа. 4. Ручной дублер привода, содержащий маховик, вал и устройство задействования ручного дублера, отличающийся тем, что маховик ручного дублера снабжен рукояткой с возможностью регулирования величины плеча приложения силы, вал ручного дублера установлен внутри трубообразного кронштейна, а устройство задействования ручного дублера выполнено в виде самоуправляемой муфты, дающей возможность соединения маховика с валом дублера. 5. Ручной дублер по п. 4, отличающийся тем, что рукоятка ручного дублера имеет возможность радиального перемещения за счет паза в диске маховика, при этом рукоятка снабжена фиксирующей гайкой. 6. Ручной дублер по п. 4, отличающийся тем, что самоуправляемая муфта содержит храповик, неподвижно связанный с валом ручного дублера, и собачку, имеющую возможность двустороннего взаимодействия с храповиком за счет управляющего элемента внутри кронштейна ручного дублера и поводка, взаимодействующего своим выступом с управляющим элементом, и - посредством пружины кручения - с собачкой, при этом собачка и поводок подвижно связаны с осью, закрепленной в водиле, взаимосвязанном посредством пружины кручения с втулкой, кроме того, втулка неподвижно связана с маховиком ручного дублера и подвижно - посредством подшипника качения - с валом ручного дублера. 7. Ручной дублер привода по п. 6, отличающийся тем, что управляющий элемент выполнен в виде, по меньшей мере, одного винта, резьбой связанного с кронштейном ручного дублера привода, рабочий конец которого выступает за внутреннюю цилиндрическую поверхность кронштейна.Описание изобретения к патенту
Изобретения относятся к трубопроводной арматуре и могут быть использованы в качестве исполнительного механизма для управления шаровыми кранами магистральных газопроводов. Известен привод поворотного клапана с ручным дублером привода (см. заявку РФ на изобретение 97100388/06 от 06.01.97, МПК 6 F 16 К 31/33), который содержит следующие признаки. Привод:1. Корпус, выполненный с возможностью установки на клапане;
2. Реверсивный электродвигатель;
3. Механизм передач в виде червячного колеса, установленного для вращения в корпусе и выполненного с возможностью соединения с штоком клапана для сообщения ему вращательного движения, и червячного вала, установленного с возможностью вращения и ограниченного перемещения в корпусе;
4. Средства соединения двигателя с червячным валом. Узел ручного дублера привода:
1. Маховик;
2. Шток;
3. Устройство задействования маховика. Признаки 1, 3 привода и 1, 2, 3 ручного дублера аналога совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения. Причиной, препятствующей получению требуемого технического результата, является невозможность использования реверсивного электродвигателя в условиях отсутствия оснащения магистрального газопровода линией электроснабжения промышленных параметров 220/380 В, 50 Гц. Наиболее близким по совокупности существенных признаков является поворотный пневмопривод с ручным дублером (см. патент РФ на изобретение 2047805 С1 от 10.11.95, МПК 6 F 16 K 31/14), принятый за прототип, который содержит следующие признаки. Привод:
1. Корпус привода;
2. Пневмодвигатель;
3. Пневмодвигатель поршневого типа, поступательного действия, реверсивный;
4. Механизм передач, ведущий элемент которого связан с пневмодвигателем, а ведомый - с поворотным затвором регулирующего органа;
5. Ведущим элементом механизма передач является внешняя часть штока поршневого пневмодвигателя, выполненная в виде червяка;
6. Червячная часть штока при использовании пневмодвигателя работает в качестве зубчатой рейки, взаимодействующей с зубчатым колесом;
7. Ведомым элементом механизма передач является зубчатое колесо, зацепляющееся с червяком. Ручной дублер привода:
1. Маховик на валу;
2. Маховик, связанный с червячной частью штока пневмодвигателя;
3. Устройство задействования ручного дублера;
4. Устройство задействования ручным дублером, выполненное в виде тормозного устройства для стопорения штока пневмодвигателя от осевых перемещений. Признаки 1, 2, 4 привода и 1, 3 ручного дублера прототипа совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения. Причинами, препятствующими получению требуемого технического результата, являются следующие. 1. Невозможность функционирования привода от ручного дублера за счет физических сил одного рабочего (оператора) в связи с малой величиной передаточного числа механизма передач в режиме ручного дублирования. 2. Непригодность пневмодвигателя поступательного действия в приводе с большим передаточным числом механизма передач ввиду ограниченности величин хода и скорости штока пневмодвигателя. Это препятствует требованию сокращения времени поворота затвора клапана. 3. Отсутствие устройств, обеспечивающих плавность соединения пневмодвигателя с механизмом передач и отсоединения от механизма передач - в режиме работы привода от ручного дублера. 4. Отсутствие автоматичности устройства задействования ручного дублера, что снижает безопасность привода. 5. Отсутствие в ручном дублере устройств, предназначенных для сокращения времени поворота затвора клапана, если учитывать, что момент сопротивления повороту затвора заметно уменьшается по величине после страгивания с места (преодоление трения покоя). Задачей заявляемого изобретения является создание надежного привода клапана кранового типа (шарового крана) с удобным и безопасным ручным дублером для магистрального газопровода при условии использования энергии сжатого транспортируемого газа, а в аварийной ситуации (в режиме ручного дублирования) - за счет физических сил одного рабочего (оператора). Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем. Привод клапана кранового типа содержит корпус, по меньшей мере один пневмодвигатель, закрепленный на корпусе и механизм передач. Ведущий элемент механизма передач связан с пневмодвигателем, а ведомый - с поворотным затвором клапана. Привод, кроме того, снабжен ручным дублером привода, связанным с одним из кинематических звеньев механизма передач. От прототипа заявляемый привод отличается тем, что содержит два нереверсивных пневмодвигателя вращательного действия. Механизм передач составлен из последовательно связанных зубчатых передач в количестве, обеспечивающем такую величину передаточного числа, чтобы один оператор смог вручную закрыть или открыть клапан в аварийной ситуации. Каждый пневмодвигатель связан с одним из концов ведущего элемента механизма передач посредством пусковой муфты, что обеспечивает плавность соединения пневмодвигателя с механизмом передач. В ручном дублере привода, содержащем маховик и вал, связанный с одним из кинематических звеньев механизма передач, а также устройство задействования ручного дублера, маховик снабжен рукояткой с возможностью регулирования плеча приложения силы, что способствует сокращению времени поворот затвора клапана, вал ручного дублера установлен внутри трубообразного кронштейна, а устройство задействования ручного дублера выполнено в виде самоуправляемой муфты, дающей возможность автоматического соединения маховика и вала ручного дублера. В целом заявляемые изобретения позволяют повысить эффективность, надежность и безопасность привода клапана кранового типа и ручного дублера привода. Устройство поясняется чертежами. На фиг. 1 показана конструктивная схема привода клапана кранового типа и ручной дублер привода. На фиг. 2 - выносной элемент А (фиг. 1), где изображена конструкция устройства задействования ручного дублера (самоуправляемая муфта). На фиг. 3 - разрез Б-Б (фиг. 1) по храповику и собачке. На фиг. 4 - разрез В-В (фиг. 1) по поводку, пружине кручения и управляющим элементам (винтам), взаимодействующим с поводком. На фиг. 5 - разрез Г-Г (фиг. 1) по втулке и водилу с показом пружины кручения и углов закрутки пружины. Привод содержит пылевлагозащитный корпус 1 сварной конструкции, состоящий из ряда отсеков. В нижней части корпус 1 посредством крепежных деталей 2 неподвижно скрепляется с фланцем Д клапана (шарового крана) 3. В верхней части к корпусу 1 посредством крепежных деталей прикреплены пневмодвигатели 4, 5. С правой стороны на фиг. 1 размещен ручной дублер 6, установленный на корпусе 1 посредством кронштейна 7 трубообразной формы, прикрепленного к корпусу. В нижнем отсеке корпуса 1 размещена планетарная передача, непосредственно связанная с поворотным затвором 8 клапана 3. Регулирующая часть поворотного затвора 8 имеет сферическую (шаровую) форму и находится внутри клапана 3. Планетарная зубчатая передача состоит из водила 9, ступица Е которого через шпонку 10 неподвижно связана с поворотным затвором 8, сателлитов 11, внутреннего центрального колеса 12 и наружного центрального колеса 13, неподвижно прикрепленного к корпусу 1. Описанная конструкция передачи показана на фиг. 1 с изображением двух сателлитов 11, что условно обозначает четное их количество в передаче. В отсеках корпуса 1, расположенных выше над передачей, непосредственно связанной с поворотным затвором 8, размещены еще три планетарные передачи с нечетным числом сателлитов. Условно это обозначается показом в схеме (фиг. 1) одного сателлита. Наружные центральные колеса 14, 15, 16 этих передач неподвижно связаны с корпусом 1. Сателлиты 17, 18, 19 взаимодействуют с водилами 20, 21, 22, при этом водило 20 неподвижно связано с внутренним центральным колесом 12 - эти детали составляют единое кинематическое звено. Аналогично единые кинематические звенья составляют связанные неподвижно внутреннее центральное колесо 23 и водило 21, а также внутреннее центральное колесо 24 и водило 22. Все четыре планетарных передачи кинематически связаны последовательно и выполнены по типу 2К-Н (по классификации Кудрявцева В. Н. ). Внутреннее центральное колесо 25 верхней планетарной передачи неподвижно связано с ведомым зубчатым коническим колесом 26, состоящим в зацеплении с ведущим коническим колесом 27. Колеса 26, 27 размещены в отдельном отсеке корпуса 1 и составляют коническую передачу. Ведущее коническое колесо 27 неподвижно связано с ведомым валом 28 цилиндрической передачи, в которую входят ведомое колесо 29, промежуточное колесо 30 и ведущее колесо 31. Ведомое колесо 29 неподвижно связано с валом 28, а ведущее колесо 31 - с валом 32, снабженным двумя выходными концами. Все описанные передачи - цилиндрическая (с колесами 29, 30, 31), коническая (с колесами 26, 27), а также четыре планетарные - в целом составляют механизм передач (на чертежах не обозначено отдельной выноской). Все передачи связаны последовательно, ведущим элементом механизма передач является вал 32, а ведомым - водило 9 нижней планетарной передачи. Механизм передач предназначен для согласования (по величине) момента сопротивления повороту затвора 8 клапана с тяговыми возможностями (крутящим моментом) пневмодвигателя, а также с физическими возможностями оператора - при ручном дублировании. Для газопровода с условным проходным сечением 1 м при давлении транспортируемого газа 8,5 МПа расчетный момент сопротивления повороту шарового затвора составляет 27000 кГс


Класс F16K31/14 предназначенные для установки на ручных клапанах или в сочетании с ними
Класс F16K31/60 рукоятки, маховички
ручка для кранов и вентилей, обеспечивающая чистоту рук после мытья - патент 2503779 (10.01.2014) | |
регулятор текучей среды - патент 2495323 (10.10.2013) | |
задвижка - патент 2455550 (10.07.2012) | |
водопроводный клапан со стержневой ручкой управления - патент 2434171 (20.11.2011) | |
узел клапана - патент 2403483 (10.11.2010) | ![]() |
устройство крана - патент 2387907 (27.04.2010) | ![]() |
санитарно-техническое устройство - патент 2349821 (20.03.2009) | ![]() |
устройство для выбора рабочего режима головок управления, в частности, для термостатических клапанов - патент 2320913 (27.03.2008) | ![]() |
клапан - патент 2311581 (27.11.2007) | ![]() |
клапан - патент 2275538 (27.04.2006) | |