полибарьерный соединительный узел для металлических трубопроводов
Классы МПК: | F16L19/02 концы труб с буртами или фланцами, составляющими или не составляющими одно целое с трубой и соединяемые с помощью резьбового элемента |
Автор(ы): | Куликов И.П. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-30 публикация патента:
20.08.2002 |
Изобретение относится к конструкциям штуцерных неподвижных разъемных соединений для металлических трубопроводов высокого давления пневмогидравлических систем, работающих с высокотекучими, пожаровзрывоопасными и химически активными средами и в зонах с ограниченным или невозможным доступом для обслуживания. Соединительный узел для металлических трубопроводов содержит трубчатый корпус с камерами, соединительное кольцо, стопорное и крепежное приспособления, соосный с корпусом стопорный элемент и уплотнительную прокладку. Уплотнительные прокладки выполнены в виде колец из биметалла с герметизирующим внутренним слоем из металла, аналогичного материалу трубчатого корпуса, и блокирующим слоем из более пластичного и легко деформируемого по сравнению с материалом трубчатого корпуса металла с коэффициентом линейного расширения, максимально приближенным к значению аналогичного коэффициента материала трубчатого корпуса, соединительного кольца и стопорного элемента в диапазоне рабочих температур. Поверхности уплотнения трубчатого корпуса и соединительного кольца снабжены концентрично расположенными кольцевыми камерами трапециевидного сечения. Поверхности камер взаимодействуют с уплотняющими прокладками. Каждая пара камер одного барьера составляет общую камеру формообразования своей уплотняющей прокладки. Объем общей камеры первого барьера равен объему первой уплотняющей прокладки. Объемы общих камер второго и последующих барьеров равны или больше ее объемов соответствующих уплотняющих прокладок. Минимальный диаметр каждой из общих камер соответственно равен минимальному диаметру своей уплотняющей прокладки. Общая длина каждой камеры меньше длины соответствующей уплотняющей прокладки в состоянии до начала деформации при сборке узла и размерах днищ, меньших толщины соответствующей уплотняющей прокладки в состоянии до начала деформации. На поверхности уплотнения трубчатого корпуса введены кольцевые выступы позиционирования уплотняющей прокладки и соединительного кольца, на поверхности уплотнения соединительного кольца введены кольцевые выступы позиционирования уплотняющих прокладок, также введены капиллярные трубчатые выводы контроля герметичности каждого из барьеров уплотнения, заканчивающиеся капиллярными отверстиями, выполненными в каждом из промежутков между камерами. Изобретение обеспечивает требуемую герметичность и коррозионную стойкость соединительного узла, а одновременная деформация внешнего слоя кольца стабилизирует взаимодействие внутреннего кольца биметалла с трубчатым корпусом и соединительным кольцом в условиях внешних механических и температурных воздействий, т.е. обеспечивает необходимую надежность. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Полибарьерный соединительный узел для металлических трубопроводов, преимущественно для транспортных средств и космических аппаратов, содержащий трубчатый корпус и соединительное колесо с камерами, стопорное и крепежное приспособления, соосный с корпусом стопорный элемент и уплотнительные прокладки, отличающийся тем, что уплотнительные прокладки выполнены в виде колец из биметалла с герметизирующим внутренним слоем из металла, аналогичного материалу трубчатого корпуса, и блокирующим слоем из более пластичного и легко деформируемого по сравнению с материалом трубчатого корпуса металла с коэффициентом линейного расширения, максимально приближенным к значению аналогичного коэффициента материала трубчатого корпуса, соединительного кольца и стопорного элемента в диапазоне рабочих температур, поверхности уплотнения трубчатого корпуса и соединительного кольца снабжены концентрично расположенными кольцевыми камерами трапециевидного сечения, поверхности которых взаимодействуют с уплотняющими прокладками, при этом каждая пара камер одного барьера составляет общую камеру формообразования своей уплотняющей прокладки, при этом объем общей камеры первого барьера равен объему первой уплотняющей прокладки, а объемы общих камер второго и последующих барьеров равны или более объемов соответствующих уплотняющих прокладок, минимальный диаметр каждой из общих камер соответственно равен минимальному диаметру своей уплотняющей прокладки, при общей длине каждой камеры, меньшей длины соответствующей уплотняющей прокладки в состоянии до начала деформации при сборке узла и размерах днищ, меньших толщины соответствующей уплотняющей прокладки в состоянии до начала деформации, на поверхности уплотнения трубчатого корпуса введены кольцевые выступы позиционирования уплотняющей прокладки и соединительного кольца, на поверхности уплотнения соединительного кольца введены кольцевые выступы позиционирования уплотняющих прокладок, а также введены капиллярные трубчатые выводы контроля герметичности каждого из барьеров уплотнения, заканчивающиеся капиллярными отверстиями, выполненными в каждом из промежутков между камерами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструкциям штуцерных неподвижных разъемных соединений для металлических трубопроводов высокого давления пневматических и гидравлических систем транспортных средств и космических аппаратов, работающих с высокотекучими, пожаровзрывоопасными и химически активными средами, в широких пределах рабочих температур и в зонах с ограниченным или невозможным доступом для обслуживания. Известно штуцерное неподвижное разъемное соединение с плоской металлической прокладкой, представленное отраслевым стандартом ОСТ 92-8497-93, принятое за аналог, в котором герметичность соединения деталей обеспечивается поджатием в замкнутом объеме кольцевой металлической прокладки по ГОСТ 19752 с выдавливанием части материала торцов прокладки в кольцевые канавки соединяемых деталей. Очевидным недостатком аналога является непрогнозируемая во времени надежность соединения из-за контакта алюминиевой прокладки по ГОСТ 19752 с агрессивной средой трубопровода и значительной разницы коэффициентов линейного расширения соединяемых деталей и прокладки. Наиболее близким по технической сущности к предложенному устройству, принятым за прототип является патент США 4586735 МПК F 16 L 19/00. К недостаткам прототипа следует отнести: принципиальную невозможность обеспечения высокой степени герметичности с помощью уплотнения витой по спирали прокладки, необходимость последующих дополнительных мер по герметизации его соединения с частями трубопровода, невозможность оценки герметичности соединения при контакте прокладки с агрессивной средой внутри трубопровода и в известном диапазоне температурных воздействий. Техническим эффектом от решения поставленной задачи явилось создание конструкции полибарьерного соединительного узла для металлических трубопроводов, обеспечивающей требуемую герметичность при необходимой надежности в условиях механических и температурных воздействий и стойкость к воздействию транспортируемых трубопроводом продуктов. Это достигается тем, что в полибарьерном соединительном узле для металлических трубопроводов, содержащем трубчатый корпус и соединительное кольцо с камерами, стопорное и крепежное приспособления, соосный с корпусом стопорный элемент и уплотнительные прокладки, уплотнительные прокладки выполнены в виде колец из биметалла с герметизирующим внутренним слоем из металла, аналогичного материалу трубчатого корпуса, и блокирующим слоем из более пластичного и легко деформируемого по сравнению с материалом трубчатого корпуса металла с коэффициентом линейного расширения, максимально приближенным к значению аналогичного коэффициента материала трубчатого корпуса, соединительного кольца и стопорного элемента в диапазоне рабочих температур, поверхности уплотнения трубчатого корпуса и соединительного кольца снабжены концентрично расположенными кольцевыми камерами трапециевидного сечения, поверхности которых взаимодействуют с уплотняющими прокладками, при этом каждая пара камер одного уровня составляет общую камеру формообразования своей уплотняющей прокладки, объем общей камеры первого барьера равен объему первой уплотняющей прокладки, а объемы общих камер второго и последующих барьеров равны или более объемов соответствующих уплотняющих прокладок, минимальный диаметр каждой из общих камер соответственно равен минимальному диаметру своей уплотняющей прокладки, при общей длине каждой камеры меньшей длины соответствующей уплотняющей прокладки в состоянии до начала деформации при сборке узла и размерах днищ, меньших толщины соответствующей уплотняющей прокладки в состоянии до начала деформации, на поверхности уплотнения трубчатого корпуса введены кольцевые выступы позиционирования уплотняющей прокладки и соединительного кольца, на поверхности уплотнения соединительного кольца введены кольцевые выступы позиционирования уплотняющих прокладок, а также введены капиллярные трубчатые выводы контроля герметичности каждого из барьеров уплотнения, заканчивающиеся капиллярными отверстиями, выполненными в каждом из промежутков между камерами. Суть предлагаемого решения поясняется чертежами, представленными на фиг. 1-3:на фиг.1 приведен общий вид полибарьерного узла соединения с тремя барьерами;
на фиг.2 показано положение уплотнительных прокладок полибарьерного узла соединения с тремя барьерами в исходном состоянии;
на фиг. 3 отражено изменение формы сечения уплотнительных прокладок в рабочем состоянии. Прописными буквами обозначены характерные зоны и участки деталей узла: А - герметизирующие слои колен из биметалла, Б - блокирующие слои колец из биметалла, В, В1, В2 - конусы камер соединительного кольца, деформирующие слои "А", Г, Г1, Г2 - конусы камер трубчатого корпуса, деформирующие слои "А", Д, Д1, Д2 - выступы позиционирования уплотнительных прокладок, Е, Е1, Е2 - поверхности камер соединительного кольца, деформирующие слои "Б", Ж, Ж1, Ж2 - поверхности камер трубчатого корпуса, деформирующие слои "Б", И, И1, И2 - днища камер соединительного кольца, K, K1, K2 - днища камер трубчатого корпуса, Л - выступ позиционирования соединительного кольца, М - крепежное приспособление, Н - стопорное приспособление, О - капиллярные отверстия контроля герметичности, П - места пережатия капиллярных трубок контроля герметичности. Предлагаемое устройство содержит: трубчатый корпус 1, соединительное кольцо 2, стопорный элемент 3, уплотнительную прокладку первого барьера 4, уплотнительную прокладку второго барьера 5 и уплотнительную прокладку третьего барьера 6, капиллярные трубки контроля герметичности - 7 и 8. Обычно детали металлических трубопроводов высокого давления пневмогидравлических систем транспортных средств и космических аппаратов, работающих с высокотекучими, пожаровзрывоопасными и химически активными средами, в широких пределах рабочих температур, выполняются из достаточно прочных нержавеющих сталей типа Х18Н9Т. Поэтому для предотвращения возникновения течей в соединительном узле, связанных с механическими воздействиями и колебаниями температуры, в качестве уплотнительных прокладок предлагаются кольца 4, 5 и 6 из биметалла с герметизирующим внутренним более тонким слоем "А" из металла, аналогичного материалу трубчатого корпуса, например нержавеющей стали типа Х18Н9Т, толщиной от 0,02 до 0,2 мм и блокирующим слоем "Б" из более пластичного и легко деформируемого по сравнению с материалом трубчатого корпуса металла с коэффициентом линейного расширения, максимально приближенным к значению аналогичного коэффициента материала трубчатого корпуса и остальных деталей узла (





























Класс F16L19/02 концы труб с буртами или фланцами, составляющими или не составляющими одно целое с трубой и соединяемые с помощью резьбового элемента