механизм фиксации облицовки кумулятивных боевых частей с взаимоблокировкой деталей
Классы МПК: | F42B1/036 способы изготовления F16B31/00 Резьбовые соединения для восприятия растягивающей нагрузки; болты, разрушаемые при определенной нагрузке |
Автор(ы): | Чумачев А.А., Филисов А.Д., Глазков К.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество АК "Туламашзавод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-09-18 публикация патента:
27.04.2003 |
Изобретение относится к вооружению и связано с обеспечением стабильности действия по бронированным целям кумулятивных боевых частей, которые являются основной составной частью противотанковых управляемых снарядов, выстреливаемых из ствола пушки. Для этого в механизме фиксации облицовки кумулятивных боевых частей резьбовое кольцо выполнено разрезным с пружинящими свойствами и фиксирующим буртиком, обеспечивающим зацепление с проточкой корпуса боевой части по всей длине окружности, между облицовкой и разрезным резьбовым кольцом установлена упорная шайба с фиксирующим выступом, а в пазы корпуса и разрезного резьбового кольца установлена вкладная, ступенчатого профиля, шпонка с пазом, жестко заблокированная от перемещения в радиальном направлении резьбовой поверхностью гайки, при этом фиксирующий выступ шайбы сцеплен с пазом шпонки, а стыковка упорной шайбы с облицовкой происходит по конической поверхности, выполненной на торцах обеих деталей. Техническим результатом является повышение надежности фиксации облицовки в снаряженной боевой части и обеспечение стабильной пробиваемости гомогенной брони. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Механизм фиксации облицовки кумулятивных боевых частей с взаимоблокировкой деталей, состоящий из резьбового кольца и гайки, отличающийся тем, что резьбовое кольцо выполнено разрезным с пружинящими свойствами и фиксирующим буртиком, обеспечивающим зацепление с проточкой корпуса боевой части по всей длине окружности. 2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что между облицовкой и разрезным резьбовым кольцом установлена упорная шайба с фиксирующим выступом. 3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что в пазы корпуса и разрезного резьбового кольца установлена вкладная, ступенчатого профиля, шпонка с пазом, жестко заблокированная от перемещения в радиальном направлении резьбовой поверхностью гайки. 4. Механизм по п. 3, отличающийся тем, что фиксирующий выступ упорной шайбы сцеплен с пазом шпонки. 5. Механизм по п.2, отличающийся тем, что стыковка упорной шайбы с облицовкой происходит по конической поверхности, выполненной на торцах обеих деталей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области вооружения и связано с обеспечением стабильности действия по бронированным целям кумулятивных боевых частей, которые являются основной составной частью противотанковых управляемых снарядов, выстреливаемых из ствола пушки. Известен механизм фиксации облицовки в снаряженных боевых частях (техническое описание выстрела ЗУБК10М-3 с управляемым снарядом 9М117М, 1988 г., издание ГУП КБП, с. 10, п.4.2, рис.4.3). Анализ уровня техники в данной области показал, что известен механизм фиксации облицовок в снаряженных боевых частях, наиболее близкий по решаемой технической задаче и являющийся прототипом предложенного технического решения (техническое описание и инструкция по эксплуатации: "Выстрел ЗУБК10 с управляемым снарядом 9М117", Москва; Мин. обороны СССР, Воениздат, 1987 г., п.6.2. Боевая часть 9Н136М, рис. 17). Стабильность действия боевой части по бронированным целям в большей степени зависит от надежности фиксации облицовки воронки в снаряженной боевой части. Задача обеспечения надежной фиксации облицовки в осевом направлении в снаряженной боевой части особенно актуальна для боевой части тандемной конструкции, в которой, кроме основного заряда, предусмотрен так называемый лидирующий заряд, предназначенный для разрушения динамической защиты поражаемого объекта. При срабатывании лидирующего заряда (процесс взрыва) облицовка основного заряда испытывает значительные инерционные перегрузки, в результате воздействия которых может нарушиться точность расположения (центровка) облицовки относительно оси корпуса в случае ее ненадежной фиксации, что приводит к потере могущества боевой части (до 15-20% согласно статистическим данным). В известных конструкциях боевых частей фиксация облицовки после снаряжения осуществляется путем развальцовки "пассивной" ее части в специальную проточку (аналог), предусмотренную в корпусе, или с помощью резьбового соединения, в котором резьбовое кольцо с гайкой, фиксирующей облицовку, соединяется с корпусом боевой части радиально расположенными винтами, которые воспринимают нагрузку от затяжки гайки на заданный момент при сборке и перегрузках в процессе срабатывания лидирующего заряда. Под "пассивной" частью облицовки следует понимать ее цилиндрическую часть (длиной ~10-12 мм), предусмотренную спереди конуса и которая развальцовывается в проточку корпуса боевой части. Недостатками известных механизмов фиксации облицовки является низкая прочность сцепления "пассивной" части облицовки с проточкой в корпусе в случае ее развальцовки, которая обычно выполняется не по всей длине окружности, а местно, во избежание повреждения транзитных цепей, проходящих через корпус боевой части. Корпус боевой части представляет собой тонкостенную оболочку, в которой по условиям прочности не представляется возможным выполнить проточку с глубиной на сторону более 0,3-0,5 мм. Поэтому в процессе срабатывания лидирующего заряда в силу воздействия инерционных перегрузок возможно смещение облицовки относительно корпуса как по причине малой глубины проточки, так и вследствие низких механических характеристик материала облицовки (медь M1). Экспериментально установлено, что при подрыве боевой части в стационарных условиях возможно смещение облицовки относительно корпуса порядка 2-4 мм, в результате чего образовываются зазоры между облицовкой и взрывчатым веществом, что приводит к значительному снижению пробиваемости гомогенной брони. Те же самые недостатки относятся и к вариантам фиксации облицовок с помощью резьбовых соединений с использованием радиально расположенных винтов и других крепежных деталей для соединения с корпусом. Задачей предлагаемого технического решения является повышение надежности фиксации облицовки в снаряженной боевой части и обеспечение стабильной пробиваемости гомогенной брони. Технический результат изобретения достигается тем, что в механизме фиксации облицовки кумулятивных боевых частей с взаимоблокировкой деталей, состоящего из резьбового кольца и гайки, резьбовое кольцо выполнено разрезным с пружинящими свойствами и фиксирующим буртиком, обеспечивающим зацепление с проточкой корпуса боевой части по всей длине окружности; между облицовкой и разрезным кольцом установлена упорная шайба с фиксирующим выступом, при этом в пазы корпуса и резьбового кольца установлена вкладная, ступенчатого профиля, шпонка с пазом, жестко заблокированная от перемещения в радиальном направлении резьбовой поверхностью гайки, а фиксирующий выступ шайбы сцеплен с пазом шпонки. Стыковка упорной шайбы с облицовкой происходит по конической поверхности (фаске), выполненной на торцах обеих деталей. При снаряжении боевых частей брикеты взрывчатого вещества обычно распрессовываются в корпусе вместе с облицовкой на заданную плотность после снаряжения. Прочность сцепления облицовки с распрессованным брикетом за счет адгезии недостаточна для того, чтобы сохранить точность ее расположения относительно корпуса при воздействии всех видов перегрузок. В связи с этим необходима дополнительная фиксация облицовки механическим способом, обеспечивающим надежное сопротивление действующим перегрузкам. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан механизм фиксации облицовки в сборе; на фиг. 2 - конструкция разрезного кольца; на фиг.3 - упорная шайба с фиксирующим выступом; на фиг.4 - гайка; на фиг.5 - шпонка ступенчатого профиля с пазом. В проточке корпуса 1 (фиг.1,г) крепится механизм фиксации облицовки, габариты которого рассчитаны таким образом, чтобы между ним и облицовкой 2 в начальный момент сборки был выдержан определенный зазор. Механизм фиксации состоит из разрезного пружинящего кольца 3 (фиг.1,г, фиг.2), фиксирующий буртик И которого заводится при сборке путем сжатия в проточку корпуса боевой части, гайки 4 (фиг.4), упорной шайбы 5 с фиксирующим выступом Д (фиг.1, 3) и шпонки 6 (фиг.1,д) ступенчатого профиля с пазом Н (фиг.5) под фиксирующий выступ Д кольца упорного. Электрическая стыковка снаряженной боевой части с головным блоком осуществляется с помощью контактов 7 (фиг.1,б). Разрезное резьбовое кольцо с упорной внутренней резьбой (фиг.2) имеет буртик И, который является силовым элементом конструкции и воспринимает осевые перегрузки. После разрезки паза К (фиг.2,в) кольцо обладает пружинящими свойствами, благодаря которым при сжатии оно заводится в проточку корпуса и после отпускания принимает исходную форму, обеспечивающую сцепление буртика И с корпусом и свинчивание с гайкой (фиг.4). Одновременно паз К используется как силовой элемент конструкции, воспринимающий крутящий момент при затяжке гайки и тангенциальные перегрузки. Для исключения повреждения транзитных кабелей на кольце выполнены лыски (фиг.2,г). Упорная шайба (фиг. 3) является также силовым элементом в конструкции механизма и воспринимает осевые перегрузки со стороны облицовки, контакт с которой осуществляется по конической поверхности М (фиг.3,а) (фаске), благодаря чему увеличивается площадь их контакта. Фиксирующий выступ Д (фиг.3,г) и лыски Н (фиг.3,в) исключают возможность проворота и повреждения транзитных кабелей при затяжке гайки (фиг.4). Вкладная шпонка (фиг.5) ступенчатого профиля устанавливается в паз К (фиг.2,в) и имеет силовые элементы конструкции М и Л и паз Н, которые соответственно обеспечивают сцепление разрезного резьбового кольца с корпусом и фиксацию упорной шайбы (фиг.3) при затяжке гайки. Порядок сборки и работы предложенного механизма фиксации заключается в следующем. На торец воронки устанавливается упорная шайба 5 (фиг.1,г), фиксирующий выступ Д (фиг.3) которой совмещается путем поворота относительно оси с пазом Г корпуса 1. Пружинящее разрезное кольцо 3 сжимают, фиксирующий буртик И заводят в проточку корпуса 1, при этом паз К (фиг.2) располагают симметрично относительно паза Г корпуса путем разворота кольца. Шпонку 6 устанавливают выступом Л в паз Г корпуса, а другая ее часть заводится в паз К разрезного кольца. Одновременно шпонка должна быть установлена таким образом, чтобы в ее паз Н (фиг.3) вошел направляющий выступ Д кольца упорного. В этом положении перечисленные детали связаны друг с другом и с корпусом. При последующем ввинчивании гайки 4 до упора в шайбу 5 происходит взаимоблокировка всех деталей предложенного механизма. Резьбовая поверхность гайки блокирует шпонку от перемещения в радиальном направлении, что делает невозможным поворот всего механизма относительно корпуса и упорного кольца относительно облицовки, в результате чего исключается возможность повреждения транзитных цепей, выполняемых чаще всего из ленточного кабеля 8 (фиг.1,в) с приклейкой его к корпусу боевой части. Гайка ставится на грунтовке и затягивается обычно моментом порядка 2-3 кгсм, чем обеспечивается ее надежное стопорение. В результате этого разрезное кольцо не может сжаться и его фиксирующий буртик И (фиг. 1, г) выйти из зацепления с проточкой корпуса, поскольку жестко блокировано ввернутой в него гайкой. Осевая перегрузка воспринимается буртиком разрезного кольца по всей длине окружности и таким образом обеспечивается жесткое надежное закрепление облицовки в корпусе боевой части. Через упорную шайбу 5 на торец облицовки передается осевое усилие от затяжки гайки на заданный момент и с противоположного направления ею воспринимаются инерционные перегрузки со стороны облицовки в момент срабатывания лидирующего заряда. Стыковка упорной шайбы с облицовкой происходит по конической поверхности (фаске М), выполненной на торцах обеих деталей, что увеличивает площадь их контакта, воспринимающую инерционные перегрузки. Перед ввертыванием гайки в паз разрезного резьбового кольца вкладывается шпонка, имеющая ступенчатый профиль, которая своей узкой частью вставляется в паз корпуса боевой части, за счет чего обеспечивается сцепление механизма с корпусом и возможность затяжки гайки на заданный момент. Задняя часть шпонки (если смотреть по направлению движения кумулятивной струи) имеет паз Н, в который входит фиксирующий выступ упорного кольца. Благодаря этому упорное кольцо при затяжке не может провернуться относительно оси и повредить транзитный кабель. Вместе с этим при ввертывании гайки в пружинящее кольцо происходит блокирование шпонки от перемещения в радиальном направлении резьбовой поверхностью гайки, в результате чего шпонка постоянно находится в зацеплении с пазом корпуса, длина которого выполняется равной длине шпонки. Когда операция фиксации облицовки в снаряженном корпусе боевой части закончена, все детали предложенного механизма фиксации взаимозаблокированы, и при действии всех видов вибрации в процессе транспортировки и полета снаряда и инерционных перегрузок со стороны лидирующего заряда в момент срабатывания последнего разрезное резьбовое кольцо не может сжаться и выйти из проточки корпуса и провернуться в силу того, что шпонка жестко заблокирована от перемещения в радиальном направлении резьбовой поверхностью гайки. В осевом направлении перемещение шпонки ограничено стенками паза корпуса боевой части, гайка в свою очередь стопорится с помощью грунтовки. Предложенная конструкция механизма обеспечивает жесткую фиксацию облицовки в снаряженной боевой части за счет изготовления деталей из высокопрочной легированной стали и позволяет добиться стабильной пробиваемости гомогенной брони.Класс F42B1/036 способы изготовления
Класс F16B31/00 Резьбовые соединения для восприятия растягивающей нагрузки; болты, разрушаемые при определенной нагрузке