конструкция колеса для подвижного транспорта
Классы МПК: | B60B21/10 отличающиеся формой реборды или посадочной поверхности для шины, например волнистой B60C7/24 отличающиеся средствами для закрепления шины на ободе или корпусе колеса |
Автор(ы): | Макарьян А.М. |
Патентообладатель(и): | Макарьян Арсен Маймекович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-04 публикация патента:
10.06.2003 |
Изобретение относится к конструкциям, которые позволяют производить нетрудоемкие сборку и разборку колеса для транспорта. Сущность изобретения: в малом диаметре шины на определенном расстоянии выполнены вогнутости в сторону большого ее диаметра. Шина выполнена закрытой, обод - без бортов. На поверхности обода выполнены вогнутости в сторону малого его диаметра, аналогичные и симметричные вогнутостям шины, с изменением при подаче давления в шину положения вогнутостей шины в противоположную сторону с заполнением вогнутостей обода с плотным прижимом к ободу. Технический результат - повышение надежности колеса, сокращение времени сборки и разборки. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Колесо для транспорта, включающее обод и резиновую шину, отличающееся тем, что в малом диаметре шины на определенном расстоянии выполнены вогнутости в сторону большого ее диаметра, при этом шина выполнена закрытой, обод выполнен без бортов, на поверхности обода выполнены вогнутости в сторону малого его диаметра, аналогичные и симметричные вогнутостям шины, с изменением при подаче давления в шину положения вогнутостей шины в противоположную сторону с заполнением вогнутостей обода с плотным прижимом к ободу.Описание изобретения к патенту
Конструкция колеса для подвижного транспорта, включающая обод, резиновую шину, позволяющая производить нетрудоемкую сборку и разборку. Предлагаемое изобретение относится к конструкциям, позволяющим производить нетрудоемкую сборку и разборку колеса для подвижного транспорта. В настоящее время на заводах, изготавливающих колеса, существует проблема их сборки и разборки при эксплуатации. Известны конструкции колес грузовых и легковых автомобилей. В первом варианте конструкции колес грузовых автомобилей сборка колеса производится следующим образом. На однобортный обод одевается шина с камерой, одевается съемный борт, затем сталистое кольцо. Во втором варианте на однобортный обод одевается шина с камерой и крепится второй борт прикручиванием болтов в количестве более 15 шт. В третьем варианте при сборке колеса легковых автомобилей шина с камерой одевается через борт. В первом варианте сборка небезопасна: при подаче давления в шину иногда выскакивают сталистые кольца. Во втором варианте сборка трудоемкая: прикручивание многочисленных болтов. В третьем варианте шина одевается через борт при помощи спецмонтировок, что приводит к порче ободов и иногда шины. Минимум - это царапины на ободе. Разбираются конструкции колес всех 3-х вариантов с помощью специальных станков в гаражах, в местах обслуживания и при помощи кувалд, молотков, уголков и специальных монтировок. Сборка и особенно разборка вышеперечисленных конструкций небезопасны и трудоемки, минимум - это царапина на ободе, максимум - травмы людей. Задача предлагаемого изобретения - расширить технические возможности конструкции колеса, позволяющего производить нетрудоемкую сборку и разборку. Поставленная задача достигается тем, что в известной конструкции сборка и разборка колеса производятся следующим образом. Полностью закрытая шина без усилий одевается на обод, который не имеет бортов. В шине в малом ее диаметре на определенном расстоянии выполнены вогнутости в сторону большого ее диаметра. На поверхности обода выполнены вогнутости в сторону малого его диаметра, аналогичные и симметричные вогнутостям шины. Поверхность обода с вогнутостями выполнена с расчетом на растяжение вогнутостей и цилиндрической поверхности шины. При подаче давления в шину вогнутости шины будут менять свое положение в противоположную сторону, заполняя вогнутости обода и, облегая верх обода плоскостью, шина плотно прижимается к ободу. Таким образом, шина за счет своих вогнутостей к вогнутостям в ободе становится неснимаемой и держится на ободе без бортов. Следовательно, колесо собрано и находится в рабочем состоянии. Разборка осуществляется выкачкой воздуха из шины под давлением. При этом вогнутости шины переходят в первоначальное положение, снимается шина и колесо разобрано также без усилий. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом. На фиг.1 изображен общий вид конструкции колеса, где:1. Шина. 2. Обод. 3. Вогнутости шины. 4. Вогнутости обода. 5. Отверстие для подачи воздуха. 6. Облегание вогнутостей шины в вогнутостях обода. 7. Отверстие для закачки воздуха в случаях необходимости. На фиг.2 - подготовка шины к снятию, где:
8. Протектор. 9. Плоскость шины с вогнутостями при откачке воздуха под давлением. 10. Верх боков шины. 11. Концы шины. На фиг.3 - правильные переходы вогнутостей, где:
12. Облегание шины на цилиндрической поверхности и в вогнутости обода. 13, 14. Правильные переходы. 15. Фрагмент обода с вогнутостью. На фиг.4 - вариант рисунка для увеличения силы трения. На фиг.5 - правильные переходы варианта фиг.4. Конструкцией для реализации удобной сборки и разборки служат шина 1 и обод 2 (см. фиг.1). Шина выполнена полностью закрытой, а в малом ее диаметре на определенном расстоянии выполняют вогнутости 3 в виде полушарий (или любой другой формы) в сторону большого ее диаметра. Обод выполнен без бортов, на поверхности которого выполняют вогнутости 4 в сторону малого его диаметра, аналогичные симметричным вогнутостям шины с расчетом на растяжение цилиндрической поверхности с вогнутостями шины. Сборка колеса осуществляется следующим образом. Шина 1 (см. фиг.1) без усилий одевается на обод 2. При подаче давления в шину через отверстие 5 все вогнутости шины 3 меняют свое положение в противоположную сторону 6, заполняя вогнутости обода и облегая верх обода плоскостью, шина плотно прижимается к ободу. Таким образом, шина за счет своих вогнутостей с вогнутостями в ободе становится неснимаемой и держится на ободе без бортов. Следовательно, колесо собрано и находится в рабочем состоянии. Разборка колеса осуществляется следующим образом. Через отверстие 5 (см. фиг.1) под давлением откачивается воздух пока вогнутости 6 не перейдут в положение 3. Воздух под давлением откачивается до тех пор, пока цилиндрическая поверхность с вогнутостями шины не примет положение 9 (см. фиг.2). Так как протектор 8 и верх боков шины 10 выполнены по толщине несколько толще, чем цилиндрическая поверхность с вогнутостями, давление отожмет прилипание всех вогнутостей и цилиндрической поверхности шины от обода и приподнимет весь низ шины с вогнутостями в положение 9 из горизонтального в дугообразное. Когда это произойдет, будет видно по концам шины 11, прилегающей к ободу, они начнут смещаться к центру обода. В это время откачку воздуха нужно прекратить и снять шину. Следовательно, колесо разобрано. Для непредвиденной или аварийной разборки колеса предусмотрено отверстие 7 (см. фиг.1), которое находится в центре малого диаметра обода. Под давлением производится закачка воздуха, между поверхностью обода и шиной, облегающей его. Сила давления отожмет вогнутости и цилиндрическую поверхность шины от обода. После чего можно без труда снять шину. Правильные переходы конструкции обода 15 (см. фиг.3) при облегании в них вогнутостей шины 12 показаны стрелками 13 и 14. Переходы могут быть любой формы: полукруглой, овальной и т. д. , нежелательны резкие, напоминающие острый, угол, так как при нагрузке на шину она в местах, показанных стрелками 13 и 14, будет приходить к быстрому износу. Если вогнутости в шине и ободе выполнены в какой-нибудь менее объемистой форме, можно увеличить силу трения между ободом и прилегающей шины к нему, применив по всей цилиндрической поверхности обода с вогнутостями один из вариантов рисунка в виде сетки (см. фиг.4). Правильные переходы рисунка показаны на фиг.5 - все они полукруглые, без острых углов, что нежелательно. Использование изобретения позволяет расширить возможности конструкции колеса для подвижного транспорта, позволяющих производить удобную сборку и разборку, так как благодаря вогнутостям цилиндрической поверхности обода без бортов полностью закрытой шины с вогнутостями, водители могут менять шины, даже не снимая обода. Водителям большегрузного транспорта, где ставят по два колеса, если пришло в негодность второе, также не надо раскручивать никаких болтов, достаточно снять первую шину, затем вторую негодную, поставить новую и ехать дальше. Практически такая конструкция позволяет водителям вообще не снимать обода. Время разборки и сборки колеса предложенного изобретения сокращено до минимума - считанные минуты. Надежность конструкции в сравнении с предыдущими увеличится, так как при случаях боковых ударов о шину, шина выскакивала через борт обода и колесо мгновенно приходило в негодность. Объясняется это тем, что в предыдущих конструкциях боковая часть шины держится, упираясь в борт самостоятельно, в предложенной конструкции бок шины связан с плоскостью, где расположены вогнутости, а значит, такого рода случаи исключены или доведены до минимума. Обода колес, а иногда и шины не будут становиться со временем менее надежными, они будут без вмятин и царапин, так как кувалды, уголки для отбития шины, использование различного рода монтировок, раскручивание многочисленных болтов при предложенной новой конструкции нетрудоемкой разборки и сборки станут ненужными. Надежность колеса приводит к сокращению аварийных ситуаций и аварий. Водители будут обезопасены от травм, которые они получали, и простудных заболеваний, так как сокращение времени процесса разборки и сборки уменьшит пребывание водителей особенно на трассах в зимнее время вне кабины. Время, сэкономленное в целом при сборке и разборке колес в какой-то степени благоприятно отразится на грузоперевозках, а значит, и на экономике страны.
Класс B60B21/10 отличающиеся формой реборды или посадочной поверхности для шины, например волнистой
Класс B60C7/24 отличающиеся средствами для закрепления шины на ободе или корпусе колеса
колесо транспортного средства - патент 2493022 (20.09.2013) | |
массивная шина - патент 2042531 (27.08.1995) |