тангенциальная магнитная подвеска (варианты)
Классы МПК: | B61B13/08 скользящие или левитационные системы |
Автор(ы): | Прохоров А.Г. |
Патентообладатель(и): | Пермский государственный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-01-23 публикация патента:
27.06.2003 |
Группа изобретений относится к транспортным механизмам, обеспечивающим неконтактный подвес линейно перемещаемого объекта. Подвеска включает установленный на объекте источник постоянного поля с горизонтальной ориентацией вектора магнитной индукции, а также неподвижный профилированный ферромагнитный элемент. По первому варианту источник поля состоит из двух разнесенных по горизонтали согласно ориентированных плоских постоянных магнитов и ферромагнитной вставки между ними. Неподвижный ферромагнитный элемент представляет собой трубу круглого профиля с продольной прорезью снизу, в которую частично входит источник поля. Труба снабжена установленными по горизонтальному диаметру распорками. По второму варианту профиль ферромагнитного элемента состоит из среднего горизонтального участка и двух выступов треугольной формы по краям, а полюса источника поля обращены друг к другу и расположены с обеих сторон неподвижного профилированного ферромагнитного элемента. Изобретения позволяют снизить боковую неустойчивость подвески при одновременном повышении ее нагрузочной способности. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Тангенциальная магнитная подвеска линейно перемещаемого объекта, например высокоскоростного транспортного средства, включающая установленный на объекте источник постоянного поля с горизонтальной ориентацией вектора магнитной индукции, а также неподвижный профилированный ферромагнитный элемент, отличающаяся тем, что источник поля состоит из двух разнесенных по горизонтали согласно ориентированных плоских постоянных магнитов и ферромагнитной вставки между ними, а неподвижный ферромагнитный элемент представляет собой трубу круглого профиля с продольной прорезью снизу, в которую частично входит источник поля, при этом труба снабжена периодически установленными по горизонтальному диаметру распорками. 2. Подвеска по п.1, отличающаяся тем, что продольной прорези в трубе соответствует центральный угол круглого профиля 100-140o. 3. Подвеска по п.1 или 2, отличающаяся тем, что верхняя часть профиля имеет горизонтальный участок по хорде окружности. 4. Подвеска по п.3, отличающаяся тем, что горизонтальный участок профиля выполнен из материала с меньшей индукцией насыщения и соответственно большей толщины. 5. Тангенциальная магнитная подвеска линейно перемещаемого объекта, например высокоскоростного транспортного средства, включающая установленный на объекте источник постоянного поля с горизонтальной ориентацией вектора магнитной индукции, а также неподвижный профилированный ферромагнитный элемент, отличающаяся тем, что профиль ферромагнитного элемента состоит из среднего горизонтального участка и двух выступов треугольной формы по краям, а полюса источника поля обращены друг к другу и расположены с обеих сторон неподвижного профилированного ферромагнитного элемента. 6. Подвеска по п.5, отличающаяся тем, что краевой угол при основании выступа треугольной формы составляет 50-70o. 7. Подвеска по п.5 или 6, отличающаяся тем, что горизонтальная часть неподвижного профилированного ферромагнитного элемента выполнена из материала с меньшей индукцией насыщения и соответственно большей толщины. 8. Подвеска по любому из пп.5-7, отличающаяся тем, что источник поля представляет собой два отдельных плоских магнита, внешние полюса которых снабжены магнитопроводами в виде идущих вниз вертикальных пластин постепенно уменьшающейся толщины, а верхние части магнитопроводов имеют форму продольных полуцилиндрических поверхностей выпуклостями наружу от неподвижного профилированного ферромагнитного элемента. 9. Подвеска по п.8, отличающаяся тем, что высота пластин равна ширине неподвижного профилированного ферромагнитного элемента или превосходит ее.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным механизмам, а именно к классу устройств, обеспечивающих неконтактный подвес линейно перемещаемого объекта за счет сил магнитного взаимодействия, и может быть использовано при создании систем высокоскоростного транспорта. Важнейшим преимуществом тангенциальной магнитной подвески является гарантированная устойчивость подвижного объекта (экипажа), тогда как при использовании других технических решений вполне возможна аварийная ситуация - отказ подвески на полной скорости. Так, у системы "ТРАНСРАПИД" (Германия) существует риск отключения сети переменного тока, а у системы "МАГЛЕВ" (Япония) возможен выход из строя сверхпроводящего источника поля. Указанный риск объясняет многолетнюю задержку в массовом использовании, о чем создатели обеих конкурирующих систем тщательно умалчивают. Известна магнитная подвеска транспортного средства, содержащая установленный вертикально на полотне дороги направляющий рельс и закрепленные с двух сторон от него на экипаже источники магнитного поля, выполненные в виде горизонтально расположенных постоянных магнитов, полярность которых чередуется по вертикали. На боковых поверхностях направляющего рельса установлены дополнительные источники магнитного поля с шагом, равным шагу расположения источников магнитного поля экипажа, причем полюса рабочих поверхностей последних и обращенных к ним рабочих поверхностей дополнительных источников разноименны (см. а.с. СССР 807557, МПК В 61 В 13/08, бюл. 43, 1987 г.). Общий принцип действия тангенциальной магнитной подвески (ТМП) можно рассмотреть на примере устройства по а.с. 807557. Здесь имеются подвижная часть (бегунок или слайдер от англ. slide - "скользить") и неподвижная часть ("полотно" или статор). На подвижной и неподвижной частях закреплены источники поля с горизонтальной ориентацией вектора магнитной индукции. Подъемная сила возникает за счет "деформации", искажения магнитного потока при малом вертикальном смещении слайдера относительно статора. Таким образом, подъемная сила действует по касательной (лат. Tangens) к поверхности магнитных полюсов - в отличие от более распространенных устройств, у которых подъемная сила развивается перпендикулярно поверхности полюсов. Отсюда и предлагаемое автором настоящего изобретения специальное название - "тангенциальная магнитная подвеска". Главный недостаток прототипа очевиден - это наличие магнитов на неподвижной части, что экономически нерационально. Следующий шаг - выполнение неподвижной части подвески (статора) в виде сплошной профилированной ферромагнитной полосы, что делает ТМП экономически выгодной по сравнению с другими известными техническими решениями. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому (для обоих вариантов) является техническое решение под названием "Магнитная силовая система для транспортировки грузов с малыми потерями на трение" (см. патент РФ 2069156, МПК В 61 В 13/08, бюл. 32, 1996 г.). Тангенциальная магнитная подвеска линейно перемещаемого объекта, например скоростного транспортного средства, включает установленный на объекте источник постоянного поля с горизонтальной ориентацией вектора магнитной индукции, а также неподвижный профилированный ферромагнитный элемент. В прототипе принцип ТМП реализуется за счет взаимодействия источника поля (постоянного магнита) с ферромагнитным профилем П-образной формы, внутрь которого снизу частично входит источник поля. Имеется также описание системы с несколькими магнитами (фиг.3), но форма несущего профиля является основополагающей и отражена в формуле изобретения. Итак, в патенте 2069156 вполне ясно описан профиль "с двумя параллельными вертикальными продольными стенками", причем "поверхности полюсов магнита размещены в плоскостях, параллельных указанным стенкам". Главный недостаток прототипа становится понятным, если применить известную формулу магнитного взаимодействия:
где Ф - магнитный поток сквозь параллельные полюса,
S - площадь полюсов. Из формулы следует, что для получения максимальной подъемной силы необходимо концентрировать магнитный поток. В прототипе же происходит нечто обратное - поток распределяется на площадь, большую площади полюсов магнита (это происходит из-за расхождения силовых линий по краям). При малом вертикальном смещении магнита относительно профиля поток в зазорах все равно имеет преимущественно горизонтальную направленность, а вертикальная компонента поля существует только вблизи краев профиля. Соответственно силовое взаимодействие развивается преимущественно по горизонтали и большая часть потока "не работает", не создает вертикальной подъемной силы. Далее, наличие "холостого" магнитного потока значительно усиливает боковую неустойчивость. Следует подчеркнуть - сама по себе ТМП неустойчива по горизонтали, магнит стремится к одной из стенок профиля. Для практики же важна "степень" неустойчивости, выражаемая отношением горизонтальной и вертикальной сил при равном отклонении. Однако у прототипа при смещении магнита от центрального положения усилие в сокращающемся зазоре нарастает весьма круто, поскольку параллельные поверхности обладают высокой "магнитной проводимостью"

где Z - величина воздушного зазора при Z-->0, G-->

Изобретение иллюстрируется прилагаемыми чертежами, где на фиг.1 дан поперечный разрез ТМП по 1-му варианту в соответствии с п.1 формулы изобретения, на фиг.2 представлена конструкция источника поля по 1-му варианту, на фиг.3 дан поперечный разрез ТМП по 2-му варианту в соответствии с п.5 формулы изобретения, на фиг.4 дан поперечный разрез ТМП в соответствии с п.8 формулы изобретения, а на фиг.5 отдельно показан профиль неподвижного ферромагнитного элемента. Фиг.6 и 7 поясняют принцип действия заявленного устройства. Тангенциальная магнитная подвеска по 1-му варианту (п.1 формулы изобретения) содержит следующие элементы:
1 - источник поля с горизонтальной ориентацией вектора магнитной индукции и разнесенными полюсами, 2 - неподвижный ферромагнитный элемент в форме трубы с продольной прорезью, 3 и 4 - входящие в состав источника поля плоские постоянные магниты, 5 - ферромагнитная вставка, 6 - диаметральные распорки. Позицией 7 (штриховая линия) обозначен "укороченный" профиль, в котором верхняя часть окружности заменена хордой, например, из другого материала. Тангенциальная магнитная подвеска по 2-му варианту (п.5 формулы изобретения) содержит следующие элементы:
8 - источник поля, "охватывающий" неподвижный ферромагнитный элемент, 9 - горизонтальная часть профиля, 10 и 11 - выступы треугольной формы, 12 и 13 - обращенные друг к другу плоскопараллельные полюса источника поля, 14 - несущая бетонная конструкция (ферма, балка). Горизонтальная часть профиля 9 может быть выполнена из дешевого материала большей толщины. Тангенциальная магнитная подвеска в соответствии с п.8 формулы изобретения содержит следующие элементы:
9-10-11 - неподвижный ферромагнитный профиль с горизонтальным средним участком и двумя выступами (аналогично п.5), 14 - несущая бетонная конструкция (аналогично п.5), 15 и 16 - плоские постоянные магниты, 17 и 18 - магнитопроводы постепенно уменьшающейся книзу толщины, 19 и 20 - полуцилиндрические выступы в верхней части магнитопроводов 17 и 18. Позицией 21 обозначен каркас или корпус экипажа, на котором закреплены все элементы 15-20. Устройство работает следующим образом. Благодаря заявленным геометрическим формам элементов вдоль краев (точнее, под краями) профилей 2 и 9-10-11 создаются зоны максимальной плотности энергии магнитного поля, пропорциональной квадрату величины магнитной индукции. При выполнении условия b>>2Z индукция поля В на поверхности профиля в зоне концентрации потока приближается к значению нас (для АРМКО-железа - 2,15 Тл, для сплава железа с кобальтом "пермендюр" - 2,4 Тл). Соответственно на единицу поверхности профиля в зоне концентрации потока действует сила

где


где





Таким образом, ТМП по вертикали в целом ведет себя аналогично упругому элементу. При использовании достаточно мощных магнитов вертикальная жесткость ТМП может достигать 500.000 Н/м в расчете на 1 погонный метр профиля. Фиг.6 и 7 отражают "эволюцию" ферромагнитного профиля. На фиг.6/а и 6/б показаны конфигурации с углом




Класс B61B13/08 скользящие или левитационные системы