унифицированный мостовой комплекс
Классы МПК: | E01D15/127 комбинированные с наземными транспортными средствами для транспортировки, манипулирования или перемещения таких мостов или их секций |
Автор(ы): | Янбеков К.Ф., Китанов В.Ф., Котенко А.В., Кулаков М.В., Куракин Б.М., Моров А.А., Хиневич Г.А. |
Патентообладатель(и): | 15 Центральный научно-исследовательский испытательный институт МО РФ им. Д.М. Карбышева |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-09-20 публикация патента:
20.09.2003 |
Изобретение относится к передвижным сборно-разборным мостам. Унифицированный мостовой комплекс включает гусеничные и/или колесные мостоукладчики, каждый из которых оборудован аутригерами, механизмом монтажа моста, мостовым блоком, имеющим колейную проезжую часть, состоящим из среднего и двух концевых блоков, соединенных шарнирно со средним блоком по верхним силовым поясам, оснащенных механизмами, обеспечивающими их складывание - раскладывание на среднем блоке и замыкание стыковых соединений нижних силовых поясов. Новым является то, что проезжая часть мостовых блоков выполнена сплошной, с размещенными по краям складными уширителями с элементами, обеспечивающими их устойчивость, а в нижней части мостового блока выполнена выемка, в пазах которой на роликах с возможностью продольного перемещения и фиксации размещен механизм монтажа моста, выполненный в виде монтажного рычага, оснащенного проушинами, которые через неподвижный ложемент, размещенный в передней части мостоукладчика, шарнирно объединяют его с шасси и монтажным гидроцилиндром. На окончании монтажного рычага выполнены приспособления, обеспечивающие его замыкание с аналогичным приспособлением на кормовом окончании шасси мостоукладчика. По бортам мостоукладчики оснащены экранами-выстилками на креплениях, аутригеры совместно с монтажными рычагами с проушинами и ложементом обеспечивают жесткое объединение мостоукладчиков в единый стапель. Технический результат заключается в увеличении пропускной способности моста, улучшении габаритных показателей мостоукладчиков, исключении из состава комплекса транспортных машин и обеспечении возможности совместного использования мостоукладчиков, в том числе колесных и/или гусеничных, для сборки большепролетного моста. 2 з.п. ф-лы, 23 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23
Формула изобретения
1. Унифицированный мостовой комплекс, включающий гусеничные и/или колесные мостоукладчики, каждый из которых оборудован аутригерами, механизмом монтажа моста, мостовым блоком, имеющим колейную проезжую часть, состоящим из среднего и двух концевых блоков, соединенных шарнирно со средним блоком по верхним силовым поясам, оснащенных механизмами, обеспечивающими их складывание - раскладывание на среднем блоке и замыкание стыковых соединений нижних силовых поясов, отличающийся тем, что проезжая часть мостовых блоков выполнена сплошной с размещенными по краям складными уширителями с элементами, обеспечивающими их устойчивость, а в нижней части мостового блока выполнена выемка, в пазах которой на роликах с возможностью продольного перемещения и фиксации размещен механизм монтажа моста, выполненный в виде монтажного рычага, оснащенного проушинами, которые через неподвижный ложемент, размещенный в передней части мостоукладчика, шарнирно объединяют его с шасси и монтажным гидроцилиндром, на окончании монтажного рычага выполнены приспособления, обеспечивающие его замыкание с аналогичным приспособлением на кормовом окончании шасси мостоукладчика, по бортам мостоукладчики оснащены экранами-выстилками на креплениях, аутригеры совместно с монтажными рычагами с проушинами и ложементом обеспечивают жесткое объединение мостоукладчиков в единый стапель. 2. Унифицированный мостовой комплекс по п. 1, отличающийся тем, что концевые блоки на наклонных участках оснащены резьбовыми стыковыми устройствами, позволяющими объединять их внахлест с другими концевыми блоками. 3. Унифицированный мостовой комплекс по п. 1, отличающийся тем, что на окончаниях концевых блоков выполнены стыковые элементы, позволяющие объединять их с краями экранов-выстилок.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к передвижным сборно-разборным мостам. Известен унифицированный мостовой комплекс для сборки и установки моста, включающий гусеничные и колесные машины, одна из которых является мостоукладчиком, а другая - транспортировщиком (1). Мостоукладчик состоит из базового шасси, оборудованного в носовой части аутригерами, мостовых блоков, механизма монтажа моста, выполненного в виде монтажного рычага, шарнирно соединенного через гидроцилиндр с шасси. Монтажный рычаг через вспомогательные механизмы взаимодействует с мостовыми блоками, размещенными один над другим. В кормовой части мостоукладчика размещены монтажные тяги, также взаимодействующие с мостовыми блоками. Транспортировщик комплекса состоит из базового шасси с монтажно-транспортной рамой, через накаточные ролики взаимодействующей со средним мостовым блоком. Известен унифицированный мостовой комплекс для сборки моста, включающий мостоукладчик и транспортные машины (2). Мостоукладчик оснащен блоками моста, опорным механизмом, механизмом монтажа моста, выполненным в виде монтажного рычага и двух вспомогательных поворотных тяг, оснащенных телескопическими захватами. В передней части монтажного рычага размещены устройства, обеспечивающие перемещение блоков моста. На транспортных машинах размещены секции наводочной балки и мостовые блоки. Известен унифицированный мостовой комплекс для сборки моста, включающий мостоукладчик и транспортную машину (3). Мостоукладчик включает базовое шасси, аутригеры, мостовые блоки, механизм монтажа моста, выполненный в виде монтажных рычагов с механизмом выдвижения и тяг. Монтажные рычаги и тяги обеспечивают возможность горизонтальной сдвижки и незначительного вертикального поворота мостовых блоков. Мостовые блоки выполнены со встроенными с возможностью горизонтального перемещения секциями наводочной балки. Транспортная машина комплекса включает базовую машину с аутригерами, мостовые блоки со встроенными секциями наводочной балки, дополнительный механизм монтажа - гидроманипулятор. Указанные аналоги имеют недостатки, снижающие их характеристики. К ним относятся: наличие в комплексе транспортных машин, которые при поломке мостоукладчика делаются бесполезными (1; 2; 3);необходимость дополнительного времени для сборки наводочной балки (2);
проблематичность достаточно точного заезда транспортных машин в ось мостоукладчика без дополнительных приспособлений (1; 2);
низкая транспортабельность машин из-за больших габаритов (3). Известен также унифицированный мостовой комплекс, включающий гусеничные и/или колесные мостоукладчики, каждый из которых оборудована аутригерами, механизмом монтажа моста, мостовым блоком, имеющим колейную проезжую часть, состоящим из среднего и двух концевых блоков, соединенных шарнирно со средним блоком по верхним силовым поясам, оснащенных механизмами, обеспечивающими их складывание - раскладывание на среднем блоке и замыкание стыковых соединений нижних силовых поясов (4-прототип). Указанный комплекс имеет ряд недостатков, к ним относятся:
низкая пропускная способность колейного моста;
низкие габаритные показатели, обусловленные вмонтированной в мостовой блок наводочной балкой. Задачей изобретения является увеличение пропускной способности моста, улучшение габаритных показателей мостоукладчиков, исключение из состава комплекса транспортных машин и обеспечение возможности совместного использования мостоукладчиков, в том числе колесных и/или гусеничных для сборки большепролетного моста. Решение указанной задачи достигается тем, что в мостовом комплексе, включающем гусеничные и/или колесные мостоукладчики, каждый из которых размещен на базовом шасси, оборудован аутригерами, механизмом монтажа моста, мостовым блоком, состоящим из среднего и двух концевых блоков, соединенных шарнирно со средним блоком по верхним силовым поясам, оснащенных механизмами, обеспечивающими их складывание - раскладывание на среднем блоке и замыкание стыковых соединений нижних силовых поясов, согласно изобретению проезжая часть мостовых блоков выполнена сплошной, с размещенными по краям складными уширителями с элементами, обеспечивающими их устойчивость, а в нижней части мостового блока выполнена выемка, в пазах которой на роликах с возможностью продольного перемещения и фиксации размещен механизм монтажа моста, выполненный в виде монтажного рычага, оснащенного проушинами, которые через неподвижный ложемент, размещенный в передней части мостоукладчика, шарнирно объединяют его с шасси и монтажным гидроцилиндром, на окончании монтажного рычага выполнены приспособления, обеспечивающие его замыкание с аналогичным приспособлением на кормовом окончании шасси мостоукладчика, по бортам мостоукладчики оснащены экранами-выстилками на креплениях, аутригеры совместно с монтажными рычагами с проушинами и ложементом обеспечивают жесткое объединение мостоукладчиков в единый стапель. При этом концевые блоки на наклонных участках могут быть оснащены резьбовыми стыковыми устройствами, позволяющими объединять их внахлест с другими концевыми блоками. А на окончаниях концевых блоков могут быть выполнены стыковые элементы, позволяющие объединять их с краями экранов-выстилок. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в увеличении пропускной способности моста, улучшении габаритных показателей мостоукладчиков, исключении из состава комплекса транспортных машин и обеспечении возможности совместного использования мостоукладчиков, в том числе колесных и/или гусеничных, для сборки большепролетного моста. Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен гусеничный мостоукладчик унифицированного мостового комплекса в транспортном положении, вид сбоку;
на фиг. 2 - то же, вид спереди;
на фиг. 3 - колесный мостоукладчик унифицированного мостового комплекса в транспортном положении, вид сбоку;
на фиг. 4 - то же, вид спереди;
на фиг. 5 - гусеничный мостоукладчик унифицированного мостового комплекса с уширителями проезжей части мостовых блоков, переведенными в рабочее положение и зафиксированными элементами, обеспечивающими их устойчивость, вид сбоку;
на фиг. 6 - то же, вид спереди;
на фиг. 7 - колесный мостоукладчик унифицированного мостового комплекса с уширителями проезжей части мостовых блоков, переведенными в рабочее положение и зафиксированными элементами, обеспечивающими их устойчивость, вид сбоку;
на фиг. 8 - то же, вид спереди;
на фиг. 9-14 - этапы монтажа моста одним гусеничным мостоукладчиком;
на фиг. 15-20 - этапы монтажа моста одним колесным мостоукладчиком;
на фиг. 21-23 - этапы монтажа большепролетного моста гусеничным и колесным мостоукладчиками. Унифицированный мостовой комплекс включает гусеничный и/или колесный мостоукладчики 1, которые могут обеспечивать совместную сборку большепролетных мостов в составе: два гусеничных мостоукладчика; два колесных мостоукладчика; гусеничный и колесный мостоукладчики. Каждый из мостоукладчиков 1 комплекса включает гусеничное или колесное базовое шасси (фиг.1-4), бортовые экраны-выстилки 2 на специальных креплениях; унифицированные передний 3 и задний 4 аутригеры; мостовой блок 5; монтажный рычаг 6 с механизмом выдвижения моста. Дополнительно мостоукладчики 1 имеют неподвижный ложемент 7 с механизмом привода, обеспечивающего перемещение и фиксацию монтажного рычага 6, монтажные гидроцилиндры 8. По бортам мостоукладчиков 1 размещены устройства, обеспечивающие стопорение мостового блока 5 в транспортном положении, а на корме корпуса - двойные проушины 9 с гидрозамками и одиночные проушины 10 на торцевом окончании. Унифицированный передний аутригер 3 имеет парные проушины с гидрозамками. Монтажный рычаг 6 по боковым граням оснащен накаточными роликами 11, а по нижней грани - проушинами 12,13, 14,15. Мостовой блок 5 каждого из мостоукладчиков состоит из среднего блока 16 и двух концевых 17, 18, причем последние закреплены на окончаниях верхнего силового пояса среднего блока 16 шарнирно. Средний блок 16 оснащен гидросистемой с гидроцилиндрами и тягами продольного раскрытия блоков 17, 18. Все блоки пролетного строения выполнены со сплошной проезжей частью, а в нижней плоскости имеют продольную выемку 19 (фиг.1-4). По боковым окончаниям проезжей части блоков 16, 17, 18 размещены на шарнирах 20 уширители 21, закрепленные в транспортном положении вертикально. Уширители 21 выполнены с возможностью их поворота относительно шарниров 20 на 90o и фиксации данного положения. Концевые блоки 17, 18 оснащены стыковыми устройствами 22, 23, позволяющими объединять их "внахлест" с аналогичными стыковыми устройствами концевых блоков другого мостоукладчика комплекса. На окончаниях въездных участков концевых блоков 17, 18 выполнены стыковые элементы 24, позволяющие объединять их с краями экранов-выстилок 2. Мостовой блок 5 на протяжении всей длины моста по вертикальным стенкам продольной выемки 19 имеет пазы 25, в которых размещены накаточные ролики 11 монтажного рычага 6. Установку моста одним мостоукладчиком унифицированного комплекса производят следующим образом. На блоках пролетного строения 16, 17, 18 (в исходном районе) уширители 21 поворачиваются относительно шарниров 20 на 90o, после чего фиксируются (фиг. 5-8). Мостоукладчик заезжает на ось собираемого моста. Унифицированный передний аутригер 3 и задние аутригеры 4 переводятся в рабочее положение. Монтажный рычаг 6 перемещается назад механизмом привода, размещенным на неподвижном ложементе 7 (фиг. 10). Концевые блоки 17, 18 посредством гидроцилиндров и тяг продольного раскрытия поворачиваются на 180o и фиксируются, а монтажный рычаг 6 перемещается механизмом привода ложемента 7 в положение для надвижки мостового блока 5 (фиг.9,10,11,15,16,17). Проушина 14 шарнирно замыкается на ложементе 7, а проушина 15 шарнирно замыкается на проушинах монтажных гидроцилиндров 8. Монтажный рычаг 6 зафиксирован. Устройства, обеспечивающие транспортное стопорение мостового блока 5 на мостоукладчике, освобождают его. Мостовой блок 5 пазами 25 в выемке 19 перемещается на преграду по накаточным роликам 11 монтажного рычага 6 до положения, показанного на фиг.12 и фиг.18. После остановки мостового блока 5 штоки монтажных гидроцилиндров 8 выдвигаются через проушины 15, поворачивая монтажный рычаг 6 относительно оси проушины 14 на ложементе 7. Консоль надвинутого моста опускается на противоположный берег преграды (фиг.13 и фиг.19). Дальнейший поворот рычага 6 приводит к освобождению последних по ходу надвижки накаточных роликов 11 из пазов 25 на вертикальных стенках выемки 19 и опусканию окончания моста на исходный берег (фиг.14 и фиг.20). С помощью гидросистемы мостового блока 5 угол въезда (съезда) с моста уменьшается до 0o. Монтаж моста на преграде закончен. При необходимости со специальных креплений мостоукладчика снимают бортовые экраны-выстилки 2 (в транспортном положении защищающие мостоукладчик от кумулятивных средств поражения) и укладывают перед въездом (съездом) на мост, объединяют между собой, а краями, обращенными к мосту, объединяют со стыковыми элементами 24. Унифицированный передний аутригер 3 и задние аутригеры 4 переводятся в транспортное положение. Мостоукладчик отъезжает назад и выезжает от оси моста. Демонтаж моста (как с исходного, так и с противоположного берега) осуществляется в обратной последовательности. Установку моста двумя мостоукладчиками производят следующим образом. На блоках пролетного строения 16, 17, 18 обоих мостоукладчиков (в исходном районе) уширители 21 поворачиваются относительно шарниров 20 на 90o, после чего фиксируются (фиг.5-8). Мостоукладчики заезжают на ось собираемого моста (фиг.21). Далее процесс установки проходит аналогично процессу установки моста одним мостоукладчиком до начала его надвижки на преграду (фиг.22). Находясь на оси моста, второй мостоукладчик подъезжает к корме первого мостоукладчика. Посредством замыкания двойных проушин 9 с проушиной 12, проушин 14 с ложементом 7, одиночных проушин 10 на торцевом окончании шасси первого мостоукладчика и парных проушин унифицированного переднего аутригера 3 второго мостоукладчика (фиг.22), носовое окончание корпуса второго мостоукладчика жестко сочленяется с кормой базового шасси первого мостоукладчика 1. Задние аутригеры 4 второго мостоукладчика остаются в транспортном положении. Концевые блоки пролетного строения 17, 18 второго мостоукладчика поворачиваются на 180o, после чего фиксируются. Концевой блок 18 первого мостоукладчика через стыковые устройства 22, 23 объединяется "внахлест" с концевым блоком 17 мостового блока второго мостоукладчика (фиг.22). Мостовые блоки 5 обоих мостоукладчиков образовали большепролетный мост. Последний надвигается по монтажному рычагу 6 первого мостоукладчика, пока не перекроет преграду. Путем поворота рычага 6 консоль надвинутого моста опускается на противоположный берег преграды. Дальнейший поворот рычага 6 приводит к освобождению последних по ходу надвижки накаточных роликов 11 из пазов и опусканию окончания моста на исходный берег (фиг.23). С помощью гидросистем мостовых блоков 5 угол въезда на мост съезда с моста уменьшается до 0o. Монтаж моста на преграде закончен. При необходимости со специальных креплений мостоукладчиков снимаются бортовые экраны-выстилки 2, стыкуются между собой и укладываются перед въездом (съездом) на мост. Края экранов-выстилок 2, обращенные к мосту, объединяются со стыковыми элементами 24. Унифицированный передний аутригер 3 и задние аутригеры 4 переводятся в транспортное положение. Мостоукладчики расстыковываются, после чего их аутригеры переводятся в транспортное положение. Второй, затем первый мостоукладчики отъезжают от собранного моста. Демонтаж моста (как с исходного, так и с противоположного берега) осуществляется в обратной последовательности. Источники информации
1. DE 3433178 A1,MKИ E 01 D 15/12. 20.3.1986. 2. DE 3625321 Cl, МКИ Е 01 D 21/00, E 01 D 15/12. 19.6.1987. 3. EP 0442956 В1, МКИ Е 01 D 5/12. 17.05.1990. 4. Ж. "Wehrtechnik", 3. Переправочно-мостовые средства 80-х годов. ФРГ, 1979 г. стр. 78 - прототип.
Класс E01D15/127 комбинированные с наземными транспортными средствами для транспортировки, манипулирования или перемещения таких мостов или их секций