регулятор температуры энергетической установки транспортного средства
Классы МПК: | B60K11/06 с воздушным охлаждением |
Автор(ы): | Луков Н.М., Космодамианский А.С. |
Патентообладатель(и): | Российский государственный открытый технический университет путей сообщения |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-04 публикация патента:
27.10.2003 |
Регулятор содержит источник электроэнергии переменного тока, например синхронный генератор, приводимый во вращение от теплового двигателя, управляющий орган, асинхронный двигатель и вентилятор охлаждения. Асинхронный двигатель выполнен с фазным ротором, статорная обмотка его подключена к источнику электроэнергии, а роторная - к преобразователю частоты. Преобразователь частоты подключен к источнику электроэнергии и к блоку управления преобразователя частоты, соединенному с управляющим органом и роторной обмоткой асинхронного двигателя. Технический результат изобретения - повышение КПД и надежности установки, а также снижение ее веса и габаритов. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Регулятор температуры энергетической установки транспортного средства, содержащий источник электроэнергии переменного тока, например, синхронный генератор с регулятором напряжения, приводимый во вращение от теплового двигателя, управляющий орган, асинхронный двигатель и вентилятор охлаждения, вал которого соединен с валом асинхронного двигателя, отличающийся тем, что асинхронный двигатель выполнен с фазным ротором, его статорная обмотка подключена к источнику электроэнергии переменного тока, а роторная на выходы преобразователя частоты, также подключенного к источнику электроэнергии переменного тока, а на входы преобразователя частоты подаются управляющие сигналы с выводов блока управления, один из которых соответствует изменению частоты, а второй - изменению напряжения на выходе преобразователя частоты, один вход блока управления подключен к выходу преобразователя частоты, а другой вход - к выходу управляющего органа.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к области автоматических систем регулирования температуры теплоносителей (воды, масла, наддувочного воздуха), нагревающейся детали теплового двигателя, обмоток тяговых электрических машин, трансформаторов, элементов полупроводниковых перобразователей и др. в системах охлаждения транспортных средств (автомобилей, локомотивов и др.)Любая автоматическая система содержит две функциональные части: объект регулирования (например, система охлаждения энергетической установки) и автоматический регулятор [1]. Любой автоматический регулятор содержит две основные соединенные последовательно функциональных части: управляющий орган (например, термореле в автоматическом регуляторе температуры) и исполнительно-регулирующее устройство (например, привод вентилятора охлаждения и собственно вентилятор охлаждения энергетической установки транспортного средства). В свою очередь исполнительно-регулирующее устройство содержит две основные функциональные части: исполнительный механизм (например, привод вентилятора охлаждения) и регулирующий орган (например, вентилятор охлаждения) [2, 3]. Известные автоматические регуляторы температуры непрерывного действия с электроприводом вентилятора охлаждения на переменном токе содержат источник электроэнергии (например, тяговый или вспомогательный генератор). Известны автоматические регуляторы температуры энергетических установок транспортных средств с электроприводом вентилятора охлаждения на переменном токе трех типов. Автоматический регулятор температуры первого типа содержит источник электроэнергии, к которому подключен преобразователь частоты (обычно со звеном постоянного тока - выпрямителем), соединенный со статорной обмоткой асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, соединенным с валом вентилятора охлаждения. К преобразователю частоты подключен управляющий орган, управляющий им по регулируемой температуре tp в системе охлаждения энергетической установки транспортного средства [1, 3, 4]. В таком электроприводе вентилятора охлаждения реализован принцип частотного управления асинхронным двигателем [5, 6, 8]. Автоматический регулятор второго типа содержит источник электроэнергии, к которому подключен преобразователь фазного напряжения, соединенный со статорной обмоткой специального асинхронного двигателя с двухслойным (или двухпакетным) ротором, соединенным с валом вентилятора охлаждения. К преобразователю напряжения подключен управляющий орган, управляющий им по регулируемой температуре tp. В электроприводе вентилятора охлаждения этого типа реализован принцип фазного управления специальными асинхронными двигателями [5, 7]. Автоматические регуляторы температуры третьего типа содержат источники электроэнергии, к которым непосредственно подключена статорная обмотка асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, соединенным с валом вентилятора охлаждения переменной подачи (с поворотными лопатками рабочего колеса). К механизму поворота лопаток рабочего колеса вентилятора охлаждения переменной подачи подключен управляющий орган, управляющий им по регулируемой температуре tp [1, 2, 3, 8, 9, 12]. Известные автоматические регуляторы температуры энергетических установок транспортных средств с электроприводом вентилятора охлаждения на переменном токе имеют существенные недостатки. В автоматических регуляторах температуры с частотным управлением асинхронным двигателем вентилятора охлаждения применяются преобразователи частоты со звеном постоянного тока, имеющие определенные габаритные размеры, вес и стоимость. При частотном управлении асинхронным двигателем с вентиляторной нагрузкой его КПД снижается, а нагрев увеличивается из-за несинусоидальности напряжения, особенно в зоне частичных нагрузок. Трудности с возвратом реактивной мощности Q от асинхронного двигателя к источнику электроэнергии вынуждают создавать электроприводы вентиляторов охлаждения не с плавным, а со ступенчатым изменением скорости вращения вала










Знак "минус" в (1) соответствует вращению магнитного поля статора и ротора в одном направлении, знак "+" - в противоположных направлениях. Изменяя




S = 1-(




В предлагаемом регуляторе температуре асинхронный двигатель 4 работает в режиме электрической машины двойного питания (от источника электроэнергии 1 и от преобразователя частоты 6) [12, 13]. При S=0 асинхронный двигатель 4 работает в режиме синхронного двигателя. При






Процесс изменения величин tp, IУ1, IУ2, IУ3,














1. Луков Н.М. Основы автоматики и автоматизации тепловозов. - М.: Транспорт, 1989. 2. Луков Н.М. Автоматическое регулирование температуры двигателей. - М.: Машиностроение, 1977. 3. Луков Н.М. Автоматическое регулирование температуры двигателей. - М.: Машиностроение, 1995. 4. Булгаков А. А. Частотное управление асинхронными двигателями. - М.: Наука, 1966. 5. Могильников B.C., Олейников А.М. Асинхронный электродвигатель с двухслойным ротором. - М.: Энергия, 1983. 6. Винокуров В. А. , Попов Д.А. Электрические машины железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1986. 7. Торба С.В. Применение фазового регулирования частоты вращения асинхронного мотор-вентилятора охлаждающего устройства электровоза // Конструкция и производство транспортных машин. - Харьков, 1982. - Вып.14. - С. 48-50. 8. А.с. СССР 246165. 9. А.с. СССР 206627. 10. Патент ФРГ 2121209. 11. А.с. СССР 127540. 12. Ботвинник М.М., Шакарян Ю.Г. Управляемая машина переменного тока. - М.: Наука, 1969. 13. Собинин Ю.А., Грузов В.Л. Частотно-регулируемый электропривод. - Л.: Энергоатомиздат, 1985.
Класс B60K11/06 с воздушным охлаждением