система вооружения трала

Классы МПК:A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой) 
A01K73/04 устройства для развертывания трала или установки его в определенном положении, например устройства для управления тралом
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Оболонский Петр Гаврилович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-08
публикация патента:

Изобретение может быть использовано для обеспечения раскрытия трала. Сущность: система вооружения трала включает четыре траловые доски, связанные с ваером и соответствующими концами крыльев трала, наплава и грузила. Траловые доски, расположенные на уровне соответствующей подборы крыла, связаны непосредственно с ней и посредством оттяжек связаны с подборой крыла, расположенной на другом уровне, или топенантом. Размеры и распирающие усилия всех траловых досок одинаковы, при этом траловые доски, скрепленные с верхними подборами, отрегулированы на всплытие, а траловые доски, скрепленные с нижними подборами, отрегулированы на погружение. Шкентели траловых досок скреплены с кабелями, которые связаны с соответствующими ваерами. Кроме того, траловым доскам придана нулевая плавучесть. Изобретение позволит упростить процесс регулирования режима вертикальной работы системы, расширить возможности использования ее для донных тралов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Система вооружения трала, включающая четыре траловые доски, связанные с ваером и соответствующими концами крыльев трала, наплава и грузила, отличающаяся тем, что траловые доски, расположенные на уровне соответствующей подборы крыла, связаны непосредственно с ней и посредством оттяжек связаны с подборой крыла, расположенной на другом уровне, или топенантом, кроме того, размеры и распирающие усилия всех траловых досок одинаковы, при этом траловые доски, скрепленные с верхними подборами, отрегулированы на всплытие, а траловые доски, скрепленные с нижними подборами, отрегулированы на погружение, кроме того, шкентели траловых досок скреплены с кабелями, которые связаны с соответствующими ваерами.

2. Система вооружения трала по п. 1, отличающаяся тем, что траловым доскам придана нулевая плавучесть.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано для обеспечения раскрытия трала.

Известна система вооружения трала, включающая траловые доски, связанные непосредственно с крыльями трала и ваером (см. книгу В.Н. Лукашова "Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства". - М.: Пищевая промышленность, 1972, с.233-235, рис. 89б).

Недостаток этого технического решения - неудобство в работе с тралом из-за громоздкости досок, кроме того, велика опасность попадания трала под винт судна.

Известна система вооружения трала, включающая две траловые доски, связанные с ваером, размещенные на расстоянии от крыльев трала по обеим его сторонам и связанные с крыльями посредством кабелей (см. книгу В.Н. Мельникова "Устройство орудий лова и технология добычи рыбы". - М.: Агропромиздат, 1991, с.261, рис.62 и книгу В.Н. Лукашова "Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства". - М.: Пищевая промышленность, 1972, с.244-245, рис.103).

Недостаток этого технического решения обусловлен тем, что верхний и нижний кабели от крыльев сходятся в одной точке на траловой доске, что для избежания значительных вертикальных усилий, вызывающих уменьшение высоты раскрытия трала по вертикали, требует увеличения длины кабелей, что приводит к переносу досок дальше от крыльев трала в зону меньшей эффективности их работы (а следовательно, способствует росту размеров траловых досок), кроме того, это вызывает необходимость увеличения числа наплавов и грузил. Тем самым это приводит к неизбежному повышенному расходу мощности двигателей судна, буксирующего трал.

Известна также система вооружения трала, включающая четыре траловые доски, связанные с ваером и соответствующими концами крыльев трала, наплава и грузила (см. книгу В.Н. Мельникова "Устройство орудий лова и технология добычи рыбы". - М.: Агропромиздат, 1991, с.263).

Недостаток этого технического решения - сложность регулировки вертикальной работы системы (нижние доски больше верхних), кроме того, это устройство предназначено для использования на разноглубинных тралах.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, выражается в упрощении регулировки режима вертикальной работы системы, расширении возможности ее использования на донных тралах.

Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в обеспечении возможности достижения заданной траектории хода трала по глубине при одновременном обеспечении вертикальных и горизонтальных распорных усилий, кроме того, обеспечивается снижение энергозатрат на буксировку трала и "закрытие" его устья при снижении хода судна.

Для решения поставленной задачи в системе вооружения трала, включающей четыре траловые доски, связанные с ваером и соответствующими концами крыльев трала, наплава и грузила, траловые доски, расположенные на уровне соответствующей подборы крыла, связаны непосредственно с ней и посредством оттяжек связаны с подборой крыла, расположенной на другом уровне или топенантом, кроме того, размеры и распирающие усилия всех траловых досок одинаковы, при этом траловые доски, скрепленные с верхними подборами, отрегулированы на всплытие, а траловые доски, скрепленные с нижними подборами, отрегулированы на погружение, кроме того, шкентели траловых досок скреплены с кабелями, которые, в свою очередь, связаны с соответствующими ваерами. Кроме того, траловым доскам придана нулевая плавучесть.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи:

Признаки "траловые доски, расположенные на уровне соответствующей подборы крыла, связаны непосредственно с ней и посредством оттяжки связаны с подборой крыла, расположенной на другом уровне или топенантом", задают ориентировку доски в вертикальной плоскости и обеспечивают максимальное сближение доски с соответствующим концом снасти, что имеет значение при донном тралении (обеспечивает "плотное притирание" трала к дну), кроме того, ускоряется и усиливается реакция снасти на работу доски.

Признаки "размеры и распирающие усилия всех траловых досок одинаковы" обеспечивают упрощение взаимной регулировки работы досок и тем самым режима вертикальной работы системы.

Признаки "траловые доски, скрепленные с верхними подборами, отрегулированы на всплытие, а траловые доски, скрепленные с нижними подборами, отрегулированы на погружение" обеспечивают раскрытие устья снасти и по вертикали, и по горизонтали, что позволяет уменьшить количество наплавов и грузил и тем самым обеспечивается снижение энергозатрат на буксировку трала и обеспечивается "автоматическое" закрытие его устья при снижении хода судна.

Признаки "шкентели траловых досок скреплены с кабелями, которые, в свою очередь, связаны с соответствующими ваерами" обеспечивают возможность использования по одному ваеру на каждое крыло трала, а при необходимости вообще использовать один ваер на трал.

Признак второго пункта формулы изобретения исключает влияние траловых досок на вес трала и устойчивость движения на горизонте траления при малых скоростях хода.

На фиг. 1 показан вид трала спереди; на фиг.2 - вид сбоку (оба вида показаны для варианта с креплением оттяжек к топенанту); на фиг.3 показан вид трала сбоку при креплении оттяжек к подборам.

На чертежах показаны трал 1, ваеры 2, траловые доски 3, шкентели 4, оттяжки 5, топенанты 6, кабели 7, груз-заглубитель 8, наплава 9 и грузила 10, верхняя 11 и нижняя 12 подборы и направление действия сил 13, возникающих на траловой доске при тралении

Как трал 1 используется трал известной конструкции. Размеры и конструкция трала соответствуют объекту промысла и энерговооруженности промыслового судна. Диаметр ваеров 2 (от 17 до 28 мм) также определяется размерами трала и энерговооруженностью промыслового судна (он может быть выполнен из каната диаметром порядка 20 мм типа "геркулес", снабженного стальными армирующими нитями и имеющего отрицательную плавучесть), его длина определяется глубиной места лова и скоростью хода судна. Шкентели 4, оттяжки 5, топенанты 6 и кабели 7 выполнены из стального троса диаметром, который определяется величиной нагрузок, испытываемых этими элементами. Траловая доска 3 по конструкции не отличается от известных, кроме максимальной облегченности (до нулевой плавучести), при этом каждая из траловых досок скреплена непосредственно с подборой крыла, на уровне которой она расположена, и посредством оттяжки 5 связана или с подборой крыла, расположенной на другом уровне (см. фиг.3), или топенантом 6 (см. фиг.1 и 2). Площадь траловой доски варьирует в зависимости от размеров трала от 1,5 до 5-6 м2. Траловые доски 3, скрепленные с верхними подборами 11, регулируют на всплытие, а траловые доски 3, скрепленные с нижними подборами 12, регулируют на погружение, кроме того, шкентели 4 траловых досок скрепляют с кабелями 7 (посредством соединительных скоб, не показанных на чертежах), которые, в свою очередь, связывают с соответствующими ваерами 2. Наплава 9 и грузила 10 не отличаются от известных, только их число существенно уменьшено.

Груз-заглубитель 8 набран из чугунных отливок, надетых на один несущий стержень, его вес изменяется в широких пределах в зависимости от конкретных условий, кроме того, груз-заглубитель может быть выполнен из связок цепей, металлических бобинцов, заполненных балластом и т.п.

Заявленное устройство работает следующим образом.

Трал 1 вводят в режим траления по общепринятой технологии.

Оказавшись в воде, траловые доски под действием набегающего потока воды формируют распорные усилия (верхние доски 3 создают усилия, направленные от оси трала и вверх, а нижние создают усилия 13, направленные от оси трала и вниз). Тем самым они растягивают устье трала и по вертикали, и по горизонтали. Поскольку усилия досок разнонаправлены, трал остается на заданной глубине.

Выборку снасти осуществляют обычным способом. Далее поднимают снасть, вытягивая за ваер 2. Выпуск (вылив) улова осуществляют рыбонасосом или выпускают, распуская гайтан на кутке трала 1 (не показаны). Далее все повторяется.

Класс A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой) 

способ определения коэффициента уловистости трала -  патент 2440589 (20.01.2012)
способ и устройство для тралового промысла -  патент 2377773 (10.01.2010)
сортирующая решетка для трала и способ ее изготовления -  патент 2354115 (10.05.2009)
способ определения уловистости трала -  патент 2346432 (20.02.2009)
устройство для предотвращения выхода рыбы из трала -  патент 2343704 (20.01.2009)
устройство трала -  патент 2298319 (10.05.2007)
способ определения коэффициента уловистости трала -  патент 2275021 (27.04.2006)
канатный разноглубинный трал -  патент 2249948 (20.04.2005)
трал тимина для лова рыбы в придонной зоне -  патент 2239998 (20.11.2004)
система для тралового рыбопромысла -  патент 2238644 (27.10.2004)

Класс A01K73/04 устройства для развертывания трала или установки его в определенном положении, например устройства для управления тралом

Наверх