универсальная электрическая машина белашова

Классы МПК:H02K23/54 двигатели или генераторы с дисковым якорем 
H02K27/10 с коммутирующими устройствами для различных работ, например репульсионные асинхронные двигатели 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Белашов Алексей Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-18
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям универсальных электрических машин модульного типа, предназначенных для использования в любых отраслях народного хозяйства в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, машины постоянного тока, однофазного или многофазного двигателя переменного тока, сварочного аппарата переменного или постоянного тока. Сущность изобретения состоит в том, что универсальная электрическая машина имеет четное или нечетное количество модулей. Каждый модуль машины содержит статор, ротор с магнитными системами и магнитопроводами, статор с многовитковыми обмотками, корпус, замкнутый коллектор, съемный вал, проводящие ток щетки, электронный коммутатор, систему автоматического слежения и регулирования, элементы качения или скольжения. Согласно изобретению, каждый модуль и замкнутый коллектор имеет отверстие для соединения и передачи крутящих моментов на съемный вал. Ротор и статор взаимодействуют между собой через четное или нечетное количество элементов качения или скольжения. При этом ротор каждого модуля состоит из двух дисков, каждый из которых снабжен цилиндрическим выступом с отверстием для взаимодействия со съемным валом, а статор модуля выполнен в виде втулок, внутри которых размещен магнитопровод статора. Технический результат состоит в получении экономичных, энергосберегающих электрических машин, способных работать от любого источника напряжения или тока. 16 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Универсальная электрическая машина, содержащая корпус с четным или нечетным количеством модулей, каждый модуль включает в себя ротор с магнитными системами и магнитопроводами, статор с многовитковыми обмотками, замкнутый коллектор с контактными пластинами, проводящие ток щетки, электронный коммутатор, систему автоматического слежения и регулирования, элементы качения, отличающаяся тем, что в каждом модуле ротор состоит из двух дисков, каждый из которых снабжен цилиндрическим выступом с отверстием для взаимодействия со съемным валом, при этом статор модуля выполнен в виде втулок, внутри которых размещен магнитопровод статора, при этом статор модуля взаимодействует с ротором модуля через четное или нечетное количество элементов качения или скольжения, магнитопровод статора содержит внешние и внутренние ребра жесткости, которые размещены на стойках, магнитопровод и многовитковые обмотки статора закрыты диамагнитными экранами, на каждом диске ротора размещены магнитопровод и магниты, имеющие фиксатор, статор, ротор и замкнутый коллектор модуля содержат систему теплообмена, верхняя и нижняя части корпуса взаимодействуют со съемным валом через другие элементы качения, каждый модуль и замкнутый коллектор имеет отверстие для соединения и передачи крутящих моментов на съемный вал, при этом магнитопровод статора изготовлен из диамагнитного или парамагнитного материала.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде генератора переменного тока, имеющего четное или нечетное количество фаз.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде генератора постоянного тока.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде двигателя переменного тока, имеющего четное или нечетное количество фаз.

5. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде машины постоянного тока.

6. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде сварочного аппарата постоянного или переменного тока.

7. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде измерительного устройства.

8. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде преобразователя напряжения и тока.

9. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины выполнен в виде стабилизатора напряжения.

10. Машина по п.1, отличающаяся тем, что модуль машины содержит четное или нечетное количество статоров и роторов.

11. Машина по п.1, отличающаяся тем, что содержит четное или нечетное количество фаз.

12. Машина по п.1, отличающаяся тем, что вырабатывает несколько э.д.с. различного рода.

13. Машина по п.1, отличающаяся тем, что электронный коммутатор управления выполнен на транзисторах.

14. Машина по п.1, отличающаяся тем, что система автоматического слежения и регулирования выполнена в виде устройства измерения тока.

15. Машина по п.1, отличающаяся тем, что система автоматического слежения и регулирования оборудована устройством защиты от перегрузок по току.

16. Машина по п.1, отличающаяся тем, что система автоматического слежения и регулирования дополнительно содержит устройство передачи информации в информационно-вычислительную машину.

17. Машина по п.1, отличающаяся тем, что система автоматического слежения и регулирования выполнена отдельным блоком.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции универсальных электрических машин Белашова и предназначено для использования в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, машины постоянного тока, однофазного или многофазного двигателя переменного тока, сварочного аппарата переменного или постоянного тока, измерительного устройства, преобразователя напряжения и тока, стабилизатора напряжения и т.д. для использования в любых отраслях народного хозяйства и может быть применено в военных целях.

Известен коллектор Белашова, содержащий диэлектрическую втулку с замкнутыми между собой контактными пластинами, которые электрически связаны с контактными кольцами, электронным коммутатором, проводящими ток щетками и разъемным соединением. Смотрите Патент России 2073296, Кл. Н 02 К 13/14, 27/22 - аналог.

Известен генератор Белашова, содержащий индуктор с постоянными магнитами, которые взаимодействуют с многовитковыми обмотками немагнитного якоря, способного одновременно вырабатывать несколько эдс различного рода. Модульная конструкция генератора состоит из идентичных взаимозаменяемых частей и деталей. Смотрите Патент России 2025871, Кл. Н 02 К 21/00 - аналог.

Известна универсальная электрическая машина Белашова, содержащая корпус с четным или нечетным количеством модулей, каждый модуль включает в себя ротор с магнитными системами и магнитопроводами, статор с многовитковыми обмотками, замкнутый коллектор с контактными пластинами, проводящие ток щетки, электронный коммутатор, систему автоматического слежения и регулирования, элементы качения или скольжения. Смотрите Патент России 2118036, Кл. Н 02 К 23/54 - прототип.

Цель изобретения - повысить кпд, надежность и безопасность электрических машин. Расширить функциональные возможности и область применения модульных универсальных электрических машин. Применить систему автоматического слежения и контроля за работой машины от различных источников неизвестного напряжения. Упростить и усовершенствовать технологию изготовления и ремонта универсальных электрических машин, имеющих полную взаимозаменяемость всех частей и деталей. Добиться того, чтобы сам потребитель, из отдельных модулей, сумел собрать машину заданной мощности, на заданное напряжение и заданное количество оборотов.

Сущность технического решения состоит в том, что универсальная электрическая машина содержит корпус с четным или нечетным количеством модулей. Каждый модуль машины включает в себя ротор, статор, замкнутый коллектор с контактными пластинами, проводящие ток щетки, элементы качения. Ротор модуля состоит из двух дисков, каждый из которых снабжен цилиндрическим выступом с отверстием для взаимодействия со съемным валом. На каждом диске ротора размещены магнитопровод и магниты, имеющие фиксатор. Статор модуля выполнен в виде втулок, внутри которых размещен магнитопровод статора, при этом статор модуля взаимодействует с ротором модуля через четное или нечетное количество элементов качения или скольжения. Магнитопровод статора содержит многовитковые обмотки, внешние и внутренние ребра жесткости, которые размещены на стойках статора и закрыты диамагнитными экранами. Статор, ротор и замкнутый коллектор модуля машины содержат систему теплообмена. Многовитковые обмотки статора через замкнутый коллектор с контактными пластинами, проводящие ток щетки, электронный коммутатор связаны с системой автоматического слежения и регулирования. Верхняя и нижняя части корпуса взаимодействуют со съемным валом через другие элементы качения. Каждый модуль и замкнутый коллектор имеет отверстие для соединения и передачи крутящих моментов на съемный вал, при этом магнитопровод статора изготовлен из диамагнитного или парамагнитного материала.

На фиг.1 изображен общий вид универсальной электрической машины.

На фиг.2 изображен разрез модуля машины А-А.

На фиг.3 изображен разрез модуля машины Б-Б.

На фиг.4 изображен разрез однофазного модуля машины.

На фиг.5 изображен разрез замкнутого коллектора машины.

На фиг.6 изображена электрическая схема универсальной электрической машины.

Универсальная электрическая машина, фиг.1, содержит четное или нечетное количество идентичных модулей 1. Каждый модуль имеет колодку для подвода напряжения 2, замкнутый коллектор 3, который имеет колодку для подвода и отвода напряжения 4, съемный вал 5. Каждый модуль и замкнутый коллектор универсальной электрической машины имеет отверстие для соединения и передачи крутящих моментов на съемный вал 5. Отверстие модуля, отверстие замкнутого коллектора и съемный вал могут иметь различные геометрические формы соединения крутящих моментов. Например, отверстие модуля и съемный вал 5 имеют вид шестигранника 6, фиг. 2. Ротор модуля состоит из диска 7 и диска 8. Каждый диск ротора снабжен цилиндрическим выступом с отверстием для взаимодействия со съемным валом 5. На диске ротора 7 размещен магнитопровод 30 и магниты 11, имеющие фиксатор 12. На диске ротора 8 размещен магнитопровод 13 и магниты 14, имеющие фиксатор 15. Фиксатор 12 и фиксатор 15 должны быть выполнены из диамагнитного материала повышенной прочности, например из титанового сплава. Статор модуля выполнен в виде втулок 16, 17, внутри которых размещен магнитопровод статора 20, при этом статор модуля взаимодействует с ротором модуля через четное или нечетное количество элементов качения или скольжения 18, 19. Внутри магнитопровода статора 20 расположено четное или нечетное количество многовитковых обмоток 21 четного или нечетного количества фаз. Причем магнитопровод статора 20 изготовлен из парамагнитного или диамагнитного материала. Магнитопровод 20 и многовитковые отбмотки 21 закрыты диамагнитными экранами 22, 23. Статор магнитопровода 20 содержит внешние ребра жесткости 24 и внутренние ребра жесткости 25, которые размещены в стойках 26 и 27. Четное или нечетное количество моделей универсальной электрической машины размещено между верхней и нижней частью корпуса. Верхняя часть корпуса 28 взаимодействует со съемным валом 5, через элементы качения 29. Между модулями универсальной электрической машины размещены прокладки 30 и система теплообмена 31. Система теплообмена 31 выполнена в виде промежуточных вкладышей, прокладок, упоров или радиаторов различной формы и связана с верхней частью корпуса 28 и нижней частью корпуса 32, фиг.3, элементами крепления 33. Нижняя часть корпуса 32 взаимодействует со съемным валом 5 через элементы качения 34. Съемный вал 5 может передавать крутящий момент на отверстие модуля посредством четного или нечетного количества шпоночных соединений 35. Втулки статора 16, 17 могут взаимодействовать с цилиндрическими выступами дисков ротора 7, 8 через один опорный элемент качения 36. Замкнутый коллектор 3 состоит из четного или нечетного количества контактных пластин 42, 43, 44, 45, проводящих ток колец 38, 39, 40, 41, которые расположены на диэлектрической втулке 37. Первая фаза модуля имеет четное или нечетное количество контактных пластин 42, которые электрически связаны с проводящим ток кольцом 38, и четное или нечетное количество замкнутых контактных пластин 43, которые электрически связаны с проводящим ток кольцом 39. Вторая фаза модуля имеет четное или нечетное количество замкнутых контактных пластин 44, которые электрически связаны с проводящим ток кольцом 40, и четное или нечетное количество замкнутых контактных пластин 45, которые электрически связаны с проводящим ток кольцом 41. Четное или нечетное количество фаз статора имеют один замкнутый коллектор, который электрически связан с подпряженной щеткой 46, расположенной в корпусе щеточного механизма 47. Проводящее ток кольцо первой фазы 38 электрически связано с подпряженной щеткой 48. Проводящее ток кольцо первой фазы 39 электрически связано с подпряженной щеткой 49. Проводящее ток кольцо второй фазы 40 электрически связано с подпряженной щеткой 50. Проводящее ток кольцо второй фазы 41 электрически связано с подпряженной щеткой 51. Замкнутый коллектор 3 закреплен на валу 52 гайкой 53, имеющей стопорное устройство 54. Щеточный механизм 47 и замкнутый коллектор 3 расположен в корпусе коллектора 55, который закреплен к нижней части корпуса 32 элементами крепления 56. Многовитковые обмотки первой фазы 21 идентичны многовитковым обмоткам второй фазы 57. Модуль, фиг.4, может быть однофазным и иметь диамагнитный магнитопровод 20, внутри которого размещены многовитковые обмотки 21. При больших диаметрах модуля универсальной электрической машины цилиндрические выступы дисков ротора должны быть заменены цилиндрическими втулками, а для жесткости конструкции одна цилиндрическая втулка ротора 7 должна плотно входить в другую цилиндрическую втулку ротора 8. В качестве диамагнитного материала однофазный магнитопровод статора 20 можно изготовить из прочного диэлектрика. Для получения синусоидальной эдс переменного тока магнитопроводы ротора 11, 13 должны быть изготовлены в виде дисков. Для получения импульсного сигнала эдс прямоугольной формы магнитопроводы ротора 11, 13 должны быть изготовлены в виде секций. Отверстие съемного коллектора 58 и вал коллектора 52 могут иметь форму квадрата, фиг.5. Контактные пластины первой фазы 42 электрически связаны с кольцом коллектора 59 перемычкой 60 и проводящим ток кольцом 38, а контактные пластины первой фазы 43 электрически связаны с кольцом коллектора 61, перемычкой 62 и проводящим ток кольцом 39. Контактные пластины второй фазы 44 электрически связаны с кольцом коллектора 63, перемычкой 64 и проводящим ток кольцом 40, а контактные пластины второй фазы 45 электрически связаны с кольцом коллектора 65, перемычкой 66 и проводящим ток кольцом 41. Замкнутый коллектор 3, фиг.6, взаимодействует с подпряженной щеткой 46, подпряженной щеткой 67 и источником питания 68. Электронный коммутатор управления первой фазы 69 содержит управляющий электрод 70 тиристора 71, управляющий электрод 72 тиристора 73, управляющий электрод 74 тиристора 75, управляющий электрод 76 тиристора 77. Электронный коммутатор управления второй фазы 78 содержит управляющий электрод 79 тиристора 80, управляющий электрод 81 тиристора 82, управляющий электрод 83 тиристора 84 и управляющий электрод 85 тиристора 86.

Причем модуль универсальной электрической машины может быть выполнен в виде генератора, вырабатывающего эдс различного рода, генератора переменного тока, имеющего четное или нечетное количество фаз, генератора постоянного тока, двигателя переменного тока, имеющего четное или нечетное количество фаз, машины постоянного тока, сварочного аппарата постоянного или переменного тока, измерительного устройства, преобразователя напряжения и тока, стабилизатора напряжения. Модуль машины может содержать четное или нечетное количество статоров и роторов в одном корпусе. Система возбуждения машины может быть выполнена из постоянных магнитов, электромагнитов или их совместным сочетанием и содержать четное или нечетное количество магнитных полюсов и магнитопроводов, которые могут быть закрыты диамагнитными экранами. Система возбуждения может быть расположена на статоре или роторе машины. Если машина имеет электромагнитное возбуждение, тогда многовитковые обмотки системы возбуждения могут иметь параллельное, последовательное или смешанное электрическое соединение. Ротор, статор и съемный коллектор модуля содержат систему теплообмена. На больших скоростях машины, электронный коммутатор может быть выполнен на транзисторах. Замкнутый коллектор может управляться от независимого источника напряжения и иметь в своей конструкции электронный коммутатор. Система автоматического слежения и регулирования может быть выполнена отдельным блоком, содержать устройство передачи информации в информационно-вычислительную машину иметь устройство измерения тока и устройство защиты от перегрузок по току.

Работает универсальная электрическая машина следующим образом.

Низкооборотные универсальные электрические машины небольшой мощности содержат многовитковые обмотки первой фазы 21 и многовитковые обмотки второй фазы 57, которые имеют большое количество витков, большое внутреннее сопротивление и потребляют небольшой ток, что позволяет подавать ток управления на многовитковые обмотки каждой фазы непосредственно от источника питания 68 через замкнутый коллектор 3. Ток положительной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 42 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 59, проводящее ток кольцо 38, подпряженную щетку 48 и на начало многовитковых обмоток первой фазы 21. Далее ток положительной полярности с конца многовитковых обмоток первой фазы 23 поступает на подпряженную щетку 49, проводящее ток кольцо 39, кольцо коллектора 61, контактную пластину 43 замкнутого коллектора 3, подпряженную щетку 46 и отрицательную клемму источника питания 68. Ток, протекающий по многовитковым обмоткам первой фазы, начинает взаимодействовать с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создавать вращающий момент, который перемещает ротор модуля, по правилу левой руки, в другое положение. Ток положительной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 44 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 63, проводящее ток кольцо 40, подпряженную щетку 50 и на конец многовитковых обмоток второй фазы 57. Далее ток положительной полярности с начала многовитковых обмоток второй фазы 57 поступает на подпряженную щетку 51, проводящее ток кольцо 41, кольцо коллектора 65, контактную пластину 45 замкнутого коллектора 3, подпряженную щетку 46 и отрицательную клемму источника питания 68. Ток, протекающий по многовитковым обмоткам второй фазы, начинает взаимодействовать с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создавать вращающий момент, который перемещает ротор модуля, по правилу левой руки, в другое положение. Ток положительной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 43 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 61, проводящее ток кольцо 39, подпряженную щетку 49 и конец многовитковых обмоток первой фазы 21. Далее ток положительной полярности с начала многовитковых обмоток первой фазы 21 поступает на подпряженную щетку 48, проводящее ток кольцо 38, кольцо коллектора 59, контактную пластину 42 замкнутого коллектора 3, подпряженную щетку 46 и отрицательную клемму источника питания 68. Ток, протекающий по многовитковым обмоткам первой фазы 21, начинает взаимодействовать с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создавать вращающий момент, который перемещает ротор модуля, по правилу левой руки, в другое положение. Ток положительной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 45 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 65, проводящее ток кольцо 41, подпряженную щетку 51 и начало многовитковых обмоток, второй фазы 57. Далее ток положительной полярности с конца многовитковых обмоток второй фазы 57 поступает на подпряженную щетку 50, проводящее ток кольцо 40, кольцо коллектора 63, контактную пластину 44 замкнутого коллектора 3, подпряженную щетку 46 и отрицательную клемму источника питания 68. Ток поочередно протекает по многовитковым обмоткам первой фазы 21 и далее по многовитковым обмоткам второй фазы 57 взаимодействует с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создает на роторе машины постоянное вращающее движение. При изменении полярности на подпряженных щетках 46 и 67 машина работает в реверсивном режиме. Скоростные универсальные электрические машины большой мощности, которые могут пропускать ток в несколько сот ампер, должны работать с электронным коммутатором первой фазы 69 и электронным коммутатором второй фазы 78, при этом управляющее напряжение на подпряженных щетках 46, 67 может быть автономным и питаться от независимого источника постоянного напряжения не более 12 В и током не более 50 мА. Ток отрицательной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 46, контактную пластину 43 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 61, проводящее ток кольцо 39, подпряженную щетку 49, управляющие электроды 74, 76, которые закрывают тиристоры 75, 76. Ток положительной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 42 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 59, проводящее ток кольцо 38, подпряженную щетку 48, управляющие электроды 70, 72, которые открывают тиристоры 71, 73 для прохождения тока по многовитковым обмоткам первой фазы 21 от конца обмоток к их началу. Ток, протекающий по многовитковым обмоткам первой фазы, начинает взаимодействовать с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создавать вращающий момент, который перемещает ротор модуля, по правилу левой руки, в другое положение. Ток отрицательной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 46, контактную пластину 45 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 65, проводящее ток кольцо 41, подпряженную щетку 51, управляющие электроды 79, 81, которые закрывают тиристоры 80, 82. Ток положительной полярности от клеммы источника напряжения 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 44 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 63, проводящее ток кольцо 40, подпряженную щетку 50, управляющие электроды 83, 85, которые открывают тиристоры 84, 86 для прохождения тока по многовитковым обмоткам второй фазы 57 от начала обмоток к их концу. Ток, протекающий по многовитковым обмоткам второй фазы, начинает взаимодействовать с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создавать вращающийся момент, который перемещает ротор модуля, по правилу левой руки, в другое положение. Ток отрицательной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 46, контактную пластину 42 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 59, проводящее ток кольцо 38, подпряженную щетку 48, управляющие электроды 70, 72, которые закрывают тиристоры 71, 73. Ток положительной полярности от клемм источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 43 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 61, проводящее ток кольцо 39, подпряженную щетку 49, управляющие электроды 74, 76, которые открывают тиристоры 75, 77 для прохождения тока по многовитковым обмоткам первой фазы 21 от начала обмоток к их концу. Ток, протекающий по многовитковым обмоткам первой фазы, начинает взаимодействовать с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создавать вращающийся момент, который перемещает ротор модуля, по правилу левой руки, в другое положение. Ток отрицательной полярности от клеммы источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 46, контактную пластину 44 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 63, проводящее ток кольцо 40, подпряженную щетку 50, управляющие электроды 83, 85, которые закрывают тиристоры 84, 86. Ток положительной полярности от клемм источника питания 68 поступает на подпряженную щетку 67, контактную пластину 45 замкнутого коллектора 3, кольцо коллектора 65, проводящее ток кольцо 41, подпряженную щетку 51, управляющие электроды 79, 81, которые открывают тиристоры 80, 82 для прохождения тока по многовитковым обмоткам второй фазы 57 от конца обмоток к их началу. Ток, поочередно протекающий по многовитковым обмоткам первой фазы 21 и многовитковым обмоткам второй фазы 57, взаимодействует с постоянными магнитами системы возбуждения 11, 14 и создает на роторе машины постоянное вращающее движение. Универсальная электрическая машина работает от сети переменного тока, так как развиваемый машиной вращающийся момент зависит от произведения тока в обмотке статора и магнитного потока полюсов системы возбуждения ротора. Ток статора и ротора модуля не меняет своего направления при одновременном изменении направлении тока в обмотках статора и катушках магнитного потока полюсов системы возбуждения ротора. Система возбуждения ротора 11, 14, универсальной электрической машины может состоять из электромагнитов. Работа универсальной электрической машины от источника переменного напряжения напоминает работу машины от источника постоянного тока. Разница в том, что каждый положительный полупериод синусоидального напряжения поочередно проходит через контактные пластины замкнутого коллектора, кольца коллектора, подпряженные щетки, рабочие многовитковые обмотки первой фазы 21, электромагниты системы возбуждения ротора 11, 14, а затем через рабочие многовитковые обмотки второй фазы 57 и электромагниты системы возбуждения ротора 11, 14.

Универсальные электрические машины, имеющие статор из диамагнитного (диэлектрического) материала, обладают большими преимуществами перед электрическими машинами, у которых статор выполнен из парамагнитного (ферромагнитного) материала, а именно:

- Могут иметь не только синусоидальный сигнал переменного тока, но и прямоугольный сигнал импульсного напряжения и тока.

- Имеют большую площадь системы возбуждения ротора.

- Имеют хорошее охлаждение.

- Имеют надежное сопротивление изоляции многовитковых обмоток.

- Могут иметь систему автоматического слежения и регулирования, которая способна изменять параметры машины в процессе работы.

- Могут работать без замкнутого коллектора.

- Могут легко регулироваться по току и напряжению.

- Могут автоматически определять эдс поступающего сигнала.

- Могут быть изготовлены от нескольких Вт до множества сотен кВт.

- Могут одновременно выдавать эдс постоянного и эдс переменного тока любого количества фаз.

- Могут иметь порог чувствительности менее одного Вольта.

- Могут вращаться со скоростью меньше одного оборота в минуту.

- Могут работать от одного или нескольких независимых источников различного напряжения и тока, а в южных странах от энергии солнечных батарей.

- Нет потерь на гистерезис.

- Нет потерь на вихревые токи.

- Нет потерь на реактивное сопротивление якоря.

Изобретение позволяет создать новое направление универсальных, экономичных, энергосберегающих электрических машин, способных самостоятельно определять поступающий ток, напряжение и работать от любого неизвестного потребителю источника напряжения или тока. Модуль машины может быть использован в качестве машины постоянного тока, однофазного или многофазного двигателя переменного тока, генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, сварочного аппарата переменного или постоянного тока, преобразователя напряжения или тока или измерительного устройства. При этом сам потребитель может из отдельных модулей комплектовать машину любой мощности и на любое напряжение.

Класс H02K23/54 двигатели или генераторы с дисковым якорем 

модульная универсальная электрическая машина белашова -  патент 2394339 (10.07.2010)
модульно-дисковая универсальная электрическая машина белашова -  патент 2368996 (27.09.2009)
электромотор на постоянных магнитах в роторе -  патент 2368054 (20.09.2009)
электрическая машина (варианты) -  патент 2313884 (27.12.2007)
электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов -  патент 2299509 (20.05.2007)
торцовый электрический двигатель постоянного тока индукторного типа -  патент 2286643 (27.10.2006)
электродвигатель -  патент 2285998 (20.10.2006)
электропривод (варианты) -  патент 2219643 (20.12.2003)
универсальная электрическая машина белашова -  патент 2175807 (10.11.2001)
однофазный нереверсивный бесконтактный электродвигатель постоянного тока с осевым усилием, противодействующим осевым нагрузкам на валу -  патент 2166828 (10.05.2001)

Класс H02K27/10 с коммутирующими устройствами для различных работ, например репульсионные асинхронные двигатели 

Наверх