способ хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта
Классы МПК: | B64G1/50 для регулирования температуры F02K9/42 использующие жидкие и газообразные топлива B01L7/00 Аппаратура для нагрева или охлаждения F01P7/12 с помощью термостатов F01P7/16 с помощью термостатов |
Автор(ы): | Луговой Ю.С., Туманин Е.Н. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-13 публикация патента:
27.01.2004 |
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения химически нестабильного компонента жидкого ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета. Способ включает размещение компонента топлива в баке внутри космического объекта и термостатирование бака с компонентом топлива. Термостатирование осуществляют в двух разных непересекающихся температурных диапазонах: на активных участках полета в диапазоне (Тн-
Тн, Тн+
Тн), где Тн - номинальная температура подачи компонента топлива в двигатели,
Тн - эксплуатационный допуск на номинальную температуру, а на пассивных участках полета - в диапазоне (Тх-
Тх, Тх+
Тх), где Тх - температура хранения компонента топлива,
Тх - эксплуатационный температурный допуск в условиях хранения, причем Тх+
Тх<Т-
Тн. Кроме того, нижняя граница температурного диапазона при термостатировании бака с компонентом топлива на пассивных участках полета равна максимальной температуре плавления компонента топлива в условиях хранения. Технический результат - увеличение срока хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1








Формула изобретения
1. Способ хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта, включающий размещение компонента топлива в баке внутри космического объекта и термостатирование бака с компонентом топлива, отличающийся тем, что термостатирование бака с компонентом топлива осуществляют в двух разных непересекающихся температурных диапазонах: на активных участках полета – в диапазоне (Тн–







Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для длительного хранения химически нестабильного компонента жидкого ракетного топлива двигательной установки на борту космического объекта в условиях полета. Известен способ хранения жидкого компонента ракетного топлива на борту космического объекта в герметичных баках без термостатирования в полете - см. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. /Под ред. В.М. Кудрявцева. М., Высшая школа, 1993 г., кн.1, с. 133. Известный способ хранения компонентов топлива без термостатирования в полете не может быть применен в случае космических объектов с длительными сроками полетов. Наиболее близким к предлагаемому способу является известный способ хранения жидкого компонента топлива в герметичном баке на борту космического объекта при термостатировании бака с компонентом топлива в полете с помощью автономной системы обеспечения теплового режима - см. Многоразовый орбитальный корабль "Буран". /Под ред. Ю.П. Семенова. и др. М., Машиностроение, 1995 г. , с. 195. Способ включает размещение жидкого компонента и активное термостатирование его в полете. В известном способе термостатирование компонента топлива в период хранения и в период подачи его в двигатели осуществляется в одном и том же температурном диапазоне, что не позволяет достичь наиболее длительного срока хранения химически нестабильного жидкого компонента топлива в полете и одновременно обеспечить номинальные условия работы двигателей. Например, хранение в баках двигательной установки космического объекта такого химически нестабильного жидкого компонента ракетного топлива, как пероксид водорода, сопровождается его саморазложением на воду и газообразный кислород, что приводит к ухудшению характеристик двигателей. Чтобы характеристики двигателей не выходили за пределы допустимого, накладывают ограничения на массу разложившегося топлива, что в свою очередь приводит к ограничению срока хранения топлива в полете, при этом допустимый срок хранения обратно пропорционален скорости разложения, которая в соответствии с законом Аррениуса зависит от температуры хранения Т:k=k0exp(-E/RT),
где k - константа скорости реакции при температуре Т,
k0 - постоянная величина,
Е - энергия активации,
R - газовая постоянная,
и снижается в (2-3) раза с уменьшением температуры на каждые 10oС, достигая минимального значения при температуре плавления (минус 0,89oС, см. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. /Под ред. В.М. Кудрявцева. М., Высшая школа, 1993 г., кн.1, с. 131). С другой стороны, подача пероксида водорода в двигатели при температуре плавления ухудшает характеристики двигателей по сравнению с подачей при номинальной температуре, в частности значительно увеличивается время выхода двигателя на режим. Задачей изобретения является увеличение срока хранения химически нестабильного жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта при сохранении характеристик двигателей. Для этого в способе хранения жидкого компонента ракетного топлива двигательной установки космического объекта, включающем размещение компонента топлива в баке внутри космического объекта и термостатирование бака с компонентом топлива, термостатирование осуществляют в двух разных непересекающихся температурных диапазонах: на активных участках полета - в диапазоне (Тн-








1 - бак с топливом;
2 - теплообменник,
3 - контур циркуляции "горячего" теплоносителя;
4 - контур циркуляции "холодного" теплоносителя;
5 - общий контур циркуляции теплоносителя. На активных участках полета спускаемого аппарата (двигательная установка включена) бак с топливом 1 термостатируют в диапазоне температур подачи топлива в двигатели (Тн-










Класс B64G1/50 для регулирования температуры
Класс F02K9/42 использующие жидкие и газообразные топлива
Класс B01L7/00 Аппаратура для нагрева или охлаждения
Класс F01P7/12 с помощью термостатов
Класс F01P7/16 с помощью термостатов