фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системах смазки машин и механизмов

Классы МПК:F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Здоров Юрий Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-17
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов. Фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системе смазки машины или механизма содержит полнопоточный фильтрующий элемент, реагент, обеспечивающий поддержание трибохимического режима и восстановление как зазоров в парах трения, так и самих рабочих поверхностей деталей машины или механизма на время непрерывной работы фильтрующего элемента, при этом реагент закреплен в фильтрующем элементе методом термофиксации. Технический результат - повышение ресурса машин и механизмов.

Формула изобретения

Фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системе смазки машины или механизма, содержащее полнопоточный фильтрующий элемент, реагент, обеспечивающий поддержание трибохимического режима и восстановление как зазоров в парах трения, так и самих рабочих поверхностей деталей машины или механизма на время непрерывной работы фильтрующего элемента, отличающееся тем, что реагент закреплен в фильтрующем элементе методом термофиксации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов.

Актуальность проблемы улучшения эксплуатационных свойств смазочных материалов обусловлена все более возрастающим уровнем требований к ним в связи с необходимостью оптимизации условий работы пар трения, гарантированного снижения коэффициента трения, индекса зазора и скорости износа, обеспечения условий безызносности и даже в ряде случаев восстановления рабочих поверхностей сопряженных подвижных деталей узлов машин и механизмов.

В последнее время решение этой задачи все чаще пытаются осуществить путем введения специальных добавок к смазочным средам.

Известно устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма - патент RU 2084753 С1, но оно является достаточно сложным в техническом исполнении, требует установки дополнительного магнита и диспергатора. Это устройство не нашло широкого применения.

Наиболее близким по технической сущности является устройство для создания трибохимического режима в системе смазки механизма (патент RU 2052169 С1, прототип), в котором описывается дополнительное устройство для введения реагентов, но и оно имеет следующие недостатки по сравнению с предлагаемым, а именно:

1. Усложненную конструкцию, требующую изготовления специальной обоймы для размещения реагентов;

2. В определенных условиях увеличено сопротивление прохождению рабочей жидкости;

3. При длительных остановках системы забивается фильтрующий элемент реагентом;

4. Невозможно использовать для неразборных фильтров со встроенным фильтрующим элементом.

Технической задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств смазочных материалов, оптимизация условий работы пар трения, снижение коэффициента трения, индекса зазора и скорости износа, обеспечение условий безызносности и даже в ряде случаев восстановления рабочих поверхностей сопряженных подвижных деталей узлов машин и механизмов.

Поставленная задача решается за счет того, что в фильтрующем устройстве для создания трибохимического режима в системе смазки машины или механизма, содержащем полнопоточный фильтрующий элемент, реагент обеспечивает поддержание трибохимического режима и восстановление как зазоров в парах трения, так и самих рабочих поверхностей деталей машины или механизма на время непрерывной работы фильтрующего элемента, при этом реагент закреплен в фильтрующем элементе методом термофиксации.

В существующий или специальный полнопоточный фильтрующий элемент соответствующего типоразмера вводится реагент запатентованной формулы либо методом термофиксации на поверхности (для металлических элементов), либо методом пропитки элемента (для пористых, волокнистых материалов), либо помещением в элемент растворимого вкладыша. Продлевает срок службы машин и механизмов в 2-5 раз. При этом отпадает необходимость в отдельном фильтрующем элементе, или дополнительном устройстве, или конструктивных переделках самого фильтра.

Исследования элементов фильтра с реагентом, проведенные в НАТИ, показали, что при сохранении исходного уровня очистки наличие реагента не влияет на скорость прохождения рабочей жидкости через фильтр и не создает дополнительного сопротивления. В тоже время, согласно исследованиям, проведенным в ИМАШ РАН, происходит обогащение проходящей через фильтр жидкости реагентом.

Класс F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях

способ смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2499898 (27.11.2013)
способ изготовления поверхностей трения с применением твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол -  патент 2487289 (10.07.2013)
способ смазки узлов трения -  патент 2334909 (27.09.2008)
антифрикционный порошковый материал -  патент 2268440 (20.01.2006)
способ повышения долговечности трибосистемы -  патент 2250410 (20.04.2005)
способ смазки узлов трения механических систем и устройство управления системой смазки -  патент 2249757 (10.04.2005)
способ восстановления металлических поверхностей -  патент 2247765 (10.03.2005)
способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине -  патент 2212579 (20.09.2003)
способ механической обработки -  патент 2173248 (10.09.2001)
смазочная композиция -  патент 2162482 (27.01.2001)
Наверх