способ смазки узлов трения
Классы МПК: | F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях |
Автор(ы): | Громаковский Дмитрий Григорьевич (RU), Серов Игорь Юрьевич (RU), Воробьев Роман Владимирович (RU), Николаев Владимир Александрович (RU), Хаустов Вячеслав Иванович (RU), Данильченко Александр Иванович (RU), Бошкарев Олег Васильевич (RU), Гонченко Борис Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Самарский подшипниковый завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-08-07 публикация патента:
27.09.2008 |
Способ предназначен для смазки узлов трения в машиностроении, самолетостроении, производстве железнодорожных транспортных средств, судов, автомобилей, станков, электрических и других машин, где необходимо обеспечивать высокую долговечность трущихся деталей. Способ заключается в том, что дополнительно вводят тонкий промежуточный подслой из кремнийорганических жидкостей, например олигодиметилсилоксана, а отбор жидкостей для промежуточного подслоя и выбор смазочной среды производят индивидуально для каждой совокупности деталей пар трения и смазки по проявлению максимальной адгезии материала промежуточного подслоя к металлической поверхности и к выбранному смазочному материалу по оценке ее угла смачивания на поверхностях, покрытых слоем выбранной кремнийорганической жидкости. Технический результат - повышение износостойкости узлов трения между трущимися поверхностями деталей и смазочной смесью. 1 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ смазки узлов трения, включающий нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, отличающийся тем, что между трущимися поверхностями деталей и смазочной смесью, дополнительно вводят тонкий промежуточный подслой из кремнийорганических жидкостей, например, олигодиметилсилоксана.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отбор жидкостей для промежуточного подслоя, а также выбор смазочной среды производят индивидуально для каждой совокупности деталей пар трения и смазки по проявлению максимальной адгезии материала промежуточного подслоя к металлической поверхности и к выбранному смазочному материалу, по оценке ее угла смачивания на поверхностях, покрытых слоем выбранной кремнийорганической жидкости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области разработки, производства, эксплуатации и технического обслуживания узлов трения технологических, энергетических и транспортных машин и может быть использовано в машиностроении, самолетостроении, производстве железнодорожных транспортных средств, судов, автомобилей, станков, электрических и других машин, где необходимо обеспечивать высокую долговечность трущихся деталей.
Известен способ смазки узлов трения, который принят в качестве аналога, включающий нанесение на поверхности трения смазывающей смеси, состоящей из вязкой основы и тонкодисперсионного порошка твердой смазки [1].
Недостаток известного способа заключается в том, что вязкая смазка экранирует твердосмазочные частицы, в результате чего они не проявляют свойственного твердым смазкам эффекта и не дают существенного повышения износостойкости трущихся пар деталей.
Наиболее близким к предлагаемому является способ смазки узлов трения [2], в котором жидкая фаза содержит порошки политетрафторэтилена и др., состоящие из отобранных частиц, имеющих положительную плавучесть и размеры от 1 до 30 мкм, он принят за прототип.
Недостаток известного способа заключается в том, что применение смеси масел с порошками политетрафторэтилена дает лишь избирательные положительные эффекты, например, на поверхностях трения-скольжения, имеющих поры и микронеровности (в том числе на цилиндровых парах двигателей внутреннего сгорания) и не приводит к существенным результатам при высоких нагрузках, например в подшипниках качения, кулачковых парах и др.
Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости узлов трения.
Технический результат изобретения заключается в том, что в способе смазки, включающем нанесение на трущиеся поверхности смазывающей смеси, а между трущимися поверхностями деталей и смазочной смесью дополнительного введения тонкого промежуточного подслоя из кремнийорганических жидкостей, например олигодиметилсилоксана, отбор жидкостей для промежуточного подслоя, а также выбор смазочной среды производят индивидуально для каждой совокупности деталей пар трения и смазки по проявлению максимальной адгезии материала промежуточного подслоя к металлической поверхности и к выбранному смазочному материалу, по оценке ее угла смачивания на поверхностях, покрытых слоем выбранной кремнийорганической жидкости.
Способ осуществляют следующим образом.
Для подшипников (качения или скольжения) изготавливают детали, производят их взаимную приработку, а затем производят выбор промежуточной (кремнийорганической) жидкости подслоя, применяя известную методику оценки угла смачивания (см., например, Физические величины. Справочник. - М.: Энергоатомиздат 1991. - c.330).
Затем ту же процедуру производят на поверхностях трения, покрытых промежуточным слоем, при выборе оптимальной смазки, в том числе содержащей твердосмазочные полимерные и другие частицы.
Анализ существующих технических решения в данной области показывает, что не известно применение промежуточных слоев жидкостей в парах трения между металлической поверхностью и слоем рабочей смазки.
Пример реализации способа.
Для повышения работоспособности роликовых подшипников переднеприводных автомобилей ВАЗ подбирали материал промежуточного слоя и оптимальную смазку.
Для выбора материала оценивали адгезию группы испытываемых жидкостей типа ПМС.
Для этого на промытую и просушенную поверхность роликового кольца наносили капли испытываемых жидкостей, измеряли известным образом угол смачивания и выбирали жидкость, обладающую наибольшей адгезией к данной металлической поверхности. В данном случае была выбрана жидкость марки ПМС-5000. Затем, подобным образом, на поверхности кольца, покрытой слоем ПМС-5000, выбирали оптимальную смазку. По результатам сравнения в данном случае было выбрано масло марки ТАД-17.
При осуществлении способа после выбора материалов подслоя и смазки, тщательно промытый и просушенный подшипник разбирали, на поверхность наружного кольца тампоном наносили слой жидкости марки ПМС-5000 (толщиной порядка 10 мкм). Затем подшипник собирали, производили прокрутку внутреннего кольца (30 сек), для того, чтобы ПМС-5000 перенеслась на ролики и внутреннее кольцо, а затем подшипник устанавливали на испытательный стенд для испытаний при смазке маслом ТАД-17.
При испытаниях оценивали:
- температуру саморазогрева;
- изменение момента трения;
- изменение уровня шума;
- изменение уровня вибрации;
- эффективность способа по износостойкости оценивали на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75.
Испытания подтвердили эффективность предложенного способа.
1. За время испытания (60 мин) подшипник практически не нагревался, а температура оставалась на уровне комнатной (Т=+20°С).
2. Момент трения снижался на 17,6%.
3. Уровень шума снижался до 3,0 дБ.
4. Уровень вибрации снижался на 2-3 дБ.
5. Пятно износа уменьшилось на 30 и более процентов.
Использование предложенного технического решения позволяет получить экономический и технический эффекты за счет следующего.
1. За счет увеличения долговечности узлов трения и как следствие машин и механизмов в целом.
2. За счет экономии электроэнергии (топлива) вследствие снижения механических потерь на трение.
3. За счет снижения расходов на ремонт и замену смазочных материалов
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР № 796620, кл. F16 № 15/00, 1981 г.
2. Патент РФ RU 2059919 С1, 05.10.1996 г.
Класс F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях