устройство для гашения колебаний груза, подвешенного на канате строительного крана
Классы МПК: | B66C13/06 для ограничения или предотвращения раскачивания грузов в продольном или поперечном направлениях |
Автор(ы): | Голдобина Л.А., Шкрабак В.С., Бехбудов М.Б., Шкрабак В.В., Шкрабак Р.В., Лачуга Ю.Ф. |
Патентообладатель(и): | Санкт-Петербургский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-17 публикация патента:
27.02.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно для уменьшения раскачивания груза на канате строительного крана. Устройство содержит асинхронный двигатель, вращающийся относительно вертикальной оси, статорная часть которого жестко закреплена на валу, опирающемся через подпятник на подвесную скобу, связанную через переходное кольцо с крюком крана. Роторная часть, питание которой осуществляется через гибкий кабель и кольцевые токосъемники, закреплена в корпусе, опирающемся на вал через подшипники качения. Выходной конец вала выполнен в виде замкнутой петли для навески груза. На валу установлен дополнительно асинхронный двигатель с возможностью вращения вала в сторону, противоположную вращению первого асинхронного двигателя. На корпусах асинхронных двигателей жестко закреплены расположенные взаимно перпендикулярно в горизонтальной плоскости две пары металлических стержней, на которых с возможностью перемещения по ним установлены грузила. Датчик углового отклонения груза от вертикали через микропроцессорный блок управления соединен с асинхронными двигателями. Изобретение обеспечивает автоматическое регулирование процесса уравновешивания груза на канате башенного крана. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Устройство для гашения колебаний груза, подвешенного на канате строительного крана, содержащее асинхронный двигатель, вращающийся относительно вертикальной оси, статорная часть которого жестко закреплена на валу, опирающемся через подпятник на подвесную скобу, связанную через переходное кольцо с крюком крана, а роторная часть, питание которой осуществляется через гибкий кабель и кольцевые токосъемники, закреплена в корпусе, опирающемся на вал через подшипники качения, причем выходной конец вала выполнен в виде замкнутой петли для навески груза, отличающееся тем, что на валу установлен дополнительно асинхронный двигатель с возможностью вращения вала в сторону, противоположную вращению первого асинхронного двигателя, на корпусах асинхронных двигателей жестко закреплены расположенные взаимно перпендикулярно в горизонтальной плоскости две пары металлических стержней, на которых с возможностью перемещения по ним установлены грузила, при этом датчик углового отклонения груза от вертикали через микропроцессорный блок управления соединен с асинхронными двигателями.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно для уменьшения раскачивания груза на канате строительного крана. Известно гироскопическое трехстепенное устройство, содержащее корпус, маховик, равножесткий подвес, привод вращения маховика с кронштейном, датчики углов рассогласования и моментов и следящие приводы; подвес устройства выполнен в виде четырех растяжек, находящихся в плоскости маховика, проходящей через его центр тяжести, при этом точки крепления расположены симметрично оси вращения и попарно на равных расстояниях от осей подвеса (а.с. 356461, М.кл. G 01 С 19/22). Устройство относится к области гироскопической техники и используется при проектировании инерционных систем угловой стабилизации и навигации объектов. Недостатком данного устройства является сложность конструкции, и в связи с этим возможные трудности для обеспечения точности его выполнения. Другим известным изобретением является аэродинамический стабилизатор-наводчик груза подъемного крана (Журнал "Строительные и дорожные машины", 1998, 1, с.17-19), содержащий многолопастную воздушную крыльчатку с быстроходным электроприводом. На корпусе стабилизатора по окружности расположены всасывающие и выхлопные отверстия. Отверстия могут перекрываться заслонками с электромагнитным приводом. Устройство содержит также датчик углового отклонения от вертикали и микропроцессорный блок управления стабилизацией и наводкой. Стабилизатор-наводчик груза имеет инфракрасные детекторы для приема управляющих сигналов, излучаемых ручным пультом управления, который находится у монтажника. Гашение свободных колебаний груза и его перемещение в горизонтальной плоскости в определенных пределах достигается периодическим изменением направления вектора тяги воздушной крыльчатки стабилизатора. Стабилизатор навешивают на крюк крана как сменное оборудование или при длительном использовании крепят непосредственно к крюковой обойме. Для навешивания грузозахватных приспособлений в нижней части стабилизатора имеется стандартный крюк. Аэродинамический стабилизатор-наводчик груза позволяет сократить скорость и время наводки и установки монтируемого блока в проектное положение. Недостатками данного устройства являются:1. Использование стабилизатора-наводчика груза преимущественно направлено на гашение колебаний груза при строительстве высотных сооружений;
2. Следует отметить значительную дороговизну устройства (8-10% от стоимости строительного крана);
3. Сложность конструкции. Наиболее близким к предлагаемому изобретению является поворотное грузозахватное устройство, выпускаемое фирмой "Пайнер" (ФРГ), содержащее асинхронный двигатель, статорная часть которого закреплена на валу, который через подпятник опирается на подвесную скобу, навешиваемую на переходное кольцо. В свою очередь переходное кольцо навешивается на крюк каната строительного крана. Роторная часть электродвигателя закреплена в корпусе, опирающемся на вал через подшипники качения, а выходной конец последнего, выполненный в виде замкнутой петли, используется для навески собственно грузозахватного устройства для груза. Питание роторной части электроэнергией осуществляется через гибкий кабель и кольцевые токосъемники (Вайнсон А.А., Андреев А.Ф. Крановые грузозахватные устройства. - Справочник. М.: Машиностроение, 1982, с.40 и 41). Поворотное устройство позволяет ориентировать монтируемый груз в необходимое положение. Недостатками изобретения являются:
1. Невозможность стабилизировать раскачивание груза в вертикальной плоскости;
2. Отсутствие в устройстве автоматического регулирования процессом уравновешивания груза на канате строительного крана. Задачей изобретения является повышение эффективности гашения колебаний и удобства эксплуатации устройства за счет расширения его конструктивных особенностей. Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для гашения колебаний груза, подвешенного на канате строительного крана, содержащее асинхронный двигатель, вращающийся относительно вертикальной оси, статорная часть которого жестко закреплена на валу, опирающемся через подпятник на подвесную скобу, связанную через переходное кольцо с крюком крана, а роторная часть, питание которой осуществляется через гибкий кабель и кольцевые токосъемники, закреплена в корпусе, опирающемся на вал через подшипники качения, причем выходной конец вала выполнен в виде замкнутой петли для навески груза, согласно изобретению на валу установлен дополнительно асинхронный двигатель с возможностью вращения вала в сторону, противоположную вращению первого асинхронного двигателя, на корпусах асинхронных двигателей жестко закреплены расположенные взаимно перпендикулярно в горизонтальной плоскости две пары металлических стержней, на которых с возможностью перемещения по ним установлены грузила, при этом датчик углового отклонения груза от вертикали через микропроцессорный блок управления соединен с асинхронными двигателями. Новые существенные признаки:
1. Устройство содержит дополнительно установленный асинхронный двигатель, статорная часть которого аналогично первому двигателю жестко закреплена на валу, а роторная его часть, питание которой осуществляется через гибкий кабель и кольцевые токосъемники, закреплена в корпусе, опирающемся на вал через подшипники качения. 2. Дополнительный асинхронный двигатель вращается относительно вертикальной оси в направлении, противоположном вращению первого. 3. Корпуса двигателей снабжены жестко на них закрепленными и расположенными в горизонтальной плоскости взаимно перпендикулярно двумя парами металлических стержней. 4. На металлических стержнях установлены с возможностью перемещения по ним грузила. 5. Устройство для гашения колебаний содержит датчик углового отклонения груза от вертикали. 6. Датчик углового отклонения груза от вертикали через микропроцессорный блок управления соединен с асинхронными двигателями. Перечисленная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны. При сообщении оси устройства для гашения колебаний груза, подвешенного на канате строительного крана, в дальнейшем именуемого "устройство", принудительной прецессии ось "устройства" стремится кратчайшим путем установиться параллельно оси принудительной прецессии таким образом, чтобы направления векторов угловых скоростей "устройства"


Класс B66C13/06 для ограничения или предотвращения раскачивания грузов в продольном или поперечном направлениях