предохранительно-запорный клапан и клапанный затвор
Классы МПК: | F16K17/02 открывающиеся при избыточном давлении с одной стороны, закрывающиеся при недостаточном давлении с одной стороны F16K1/22 с осью вращения, пересекающей запорный элемент клапана, например дроссельные заслонки |
Автор(ы): | Путивлев Л.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Путивлев Леонид Иванович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-09 публикация патента:
10.07.2004 |
Изобретения относятся к машиностроению, в частности к арматуростроению, и предназначены для использования во всех отраслях промышленности для экстренного перекрытия трубопровода за короткое время. Предохранительно-запорный клапан содержит корпус в виде трубы с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру трубопровода, клапанный затвор, включающий дисковый запорный орган и кольцо-седло. Последнее установлено в нормальной плоскости к продольной оси трубы корпуса и разделяет корпус на входной и выходной каналы. Поворотный вал соединен с дисковым запорным органом. Имеется исполнительный механизм поворотного вала. Ширина кольца седла равна 2,0...4,5 толщины стенки трубы корпуса. Внутренняя поверхность кольца-седла имеет форму усеченного конуса с основанием в сторону входного канала. Минимальная толщина кольца-седла превышает половину толщины трубы корпуса. Дисковый запорный орган жестко скреплен с поворотным валом угловым соединением, имеет диаметрально расположенное резиновое уплотнение и в закрытом положении опирается на внутреннюю поверхность кольца-седла без консолей. В полностью открытом положении он расположен вдоль оси трубы корпуса. Ось поворотного вала отстоит на расстоянии, равном 1,0... 1,5 ширины кольца-седла, как от осевой плоскости трубы корпуса, так и от плоскости контакта дискового запорного органа с внутренней поверхностью кольца-седла. Исполнительный механизм обеспечивает разворот поворотного вала на угол 88±2,0°. Клапанный затвор содержит дисковый запорный орган и кольцо-седло. Кольцо-седло разделяет внутреннюю полость цилиндрического корпуса на входной и выходной каналы и имеет внутреннюю поверхность в виде усеченного конуса с основанием в сторону входного канала. Дисковый запорный орган представляет собой круглую плиту и уплотнительное кольцо. Последнее закреплено по периферии запорного органа с помощью шайбы. В закрытом положении дисковый запорный орган опирается на внутреннюю поверхность кольца-седла со стороны входного канала без консолей. Ширина кольца-седла равна 2,0...4,5 толщины стенки этого трубопровода. Угол при вершине конуса внутренней конической поверхности кольца-седла равен
=arctg{(0,8...1,1):(1+0,0021Dy)}, где
- угол при вершине конуса, град., Dy - условный диаметр трубопровода, мм. Диаметр основания усеченного конуса, образующего внутреннюю поверхность кольца-седла, не превышает величины, равной (Dt-0,5
S). где Dt - внутренний диаметр трубы корпуса, мм, S - толщина стенки трубы корпуса, мм. Изобретение направлено на повышение скорости срабатывания предохранительно-запорного клапана при экстренном перекрытии трубопровода, на снижение его гидравлического сопротивления и на повышение технологичности за счет унификации и снижения номенклатуры комплектующих изделий. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



Формула изобретения
1. Предохранительно-запорный клапан, содержащий корпус в виде трубы с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру трубопровода, клапанный затвор, включающий дисковый запорный орган и кольцо-седло, установленное в нормальной плоскости к продольной оси трубы корпуса и разделяющее корпус на входной и выходной каналы, поворотный вал, соединенный с дисковым запорным органом, и исполнительный механизм поворотного вала, отличающийся тем, что ширина кольца-седла равна (2,0...4,5)S, где S - толщина стенки трубы корпуса, внутренняя поверхность кольца-седла имеет форму усеченного конуса с основанием в сторону входного канала, минимальная толщина кольца-седла превышает половину толщины трубы корпуса, дисковый запорный орган жестко скреплен с поворотным валом угловым соединением, имеет диаметрально расположенное резиновое уплотнение и в закрытом положении опирается на внутреннюю поверхность кольца-седла без консолей, а в полностью открытом положении расположен вдоль оси трубы корпуса, при этом ось поворотного вала отстоит на расстоянии, равном 1,0...1,5 ширины кольца-седла, как от осевой плоскости трубы корпуса, так и от плоскости контакта дискового запорного органа с внутренней поверхностью кольца-седла, а исполнительный механизм обеспечивает разворот поворотного вала на угол (88±2,0)°.2. Предохранительно-запорный клапан по п.1, отличающийся тем, что поворотный вал выполнен в виде двух полувалов, один из которых соединен с исполнительным механизмом поворотного вала, а другой закреплен в герметизированном подшипнике в корпусе клапана и имеет фаску под ручку ручного взвода.3. Предохранительно-запорный клапан по п.1 или 2, отличающийся тем, что исполнительный механизм содержит электропривод, силовой редуктор, приводимый в действие электроприводом, силовую цилиндрическую пружину, один конец которой неподвижно закреплен в корпусе исполнительного механизма приводного вала, а другой скреплен с выходным органом силового редуктора, автомат экстренного закрытия клапана, обеспечивающий расстопорение силового редуктора и силовой пружины, ручной дублер экстренного закрытия клапана и ручной привод.4. Предохранительно-запорный клапан по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что электропривод исполнительного механизма поворотного вала содержит электродвигатель, редуктор с предохранительной муфтой и храповик с защелкой блокировки редуктора, силовой редуктор состоит из трех планетарных ступеней, в котором корончатое колесо первой планетарной ступени удерживается от проворота автоматом экстренного закрытия клапана, корончатое колесо второй планетарной ступени неподвижно закреплено в корпусе, а выходным органом силового редуктора является вал, выполненный заодно с водилом третьей планетарной ступени, корончатое колесо которой удерживается от проворота необратимой муфтой ручного привода.5. Клапанный затвор, содержащий дисковый запорный орган, кольцо-седло, разделяющее внутреннюю полость цилиндрического корпуса на входной и выходной каналы и имеющее внутреннюю поверхность в виде усеченного конуса с основанием в сторону входного канала, отличающийся тем, что дисковый запорный орган представляет собой круглую плиту и уплотнительное кольцо, закрепленное по периферии запорного органа с помощью шайбы, и в закрытом положении опирается на внутреннюю поверхность кольца-седла со стороны входного канала без консолей, ширина кольца седла равна (2,0...4,5)S, где S - толщина стенки этого трубопровода, угол при вершине конуса внутренней конической поверхности кольца седла равен




Описание изобретения к патенту
Изобретения относятся к машиностроению, в частности к арматуростроению, и могут использоваться во всех отраслях промышленности, где требуется экстренное перекрытие трубопровода за короткое время.Известны устройства для перекрытия трубопроводов с использованием дисковых клапанных затворов.Из описания к авторскому свидетельству СССР №1813957, МПК 5 F 16 K 31/122, публ. 1993 г., известен поворотный затвор, содержащий корпус, запорный орган, выполненный в виде диска, герметизированный в закрытом положении эластичной манжетой и закрепленный на поворотном валу. Внутренняя полость манжеты каналом сообщена с полостью гидроусилителя, подвижной элемент которого связан с приводом. Привод выполнен в виде полого вала с криволинейными пазами, взаимодействующими пальцами силового элемента. При повороте запорного элемента в закрытое положение пальцы силового элемента перемещаются по пазам и при закрытии запорного органа воздействуют на подвижной элемент гидроусилителя, эластичная манжета заполняется жидкостью, происходит ее деформация и запорный орган герметизируется по всему периметру. Недостаток описанного поворотного затвора - сравнительно низкое быстродействие, что не позволяет его использовать в аварийных ситуациях.В патенте Российской Федерации №2066011, МПК 6 F 16 K 17/40, публ. 1996 г., описан быстродействующий затвор, предназначенный для аварийного перекрытия трубопровода за короткий промежуток времени. Этот затвор содержит охватывающий трубопровод кожух, взрывное отрезное устройство и поворотную дисковую заслонку. На заслонке со стороны, обращенной к седлу, выполнена выемка с диаметром не менее наружного диаметра трубопровода и глубиной не менее расстояния между отрезным устройством и торцевой поверхностью седла. Недостаток такого затвора - невозможность повторного использования.Тот же недостаток имеет и быстродействующий затвор, защищенный патентом Российской Федерации №2023925, МПК 5 F 16 K 13/02, публ. 1994 г., который содержит трубопровод с седлом, установленный в кожухе, поворотную заслонку, снабженную приводом и закрепленную на трубопроводе. На наружной поверхности трубопровода в зоне седла установлен заряд взрывчатого вещества с системой инициирования. Торцевая поверхность седла выполнена наклонной относительно плоскости, перпендикулярной оси трубопровода. Угол наклона выбирается из математического выражения. Время срабатывания такого затвора находится в пределах 1 с, что вполне приемлемо для аварийного перекрытия трубопровода, однако невозможность восстановления ограничивает его использование.Известен обратный поворотный затвор, содержащий корпус с седлом, взаимодействующий с седлом со стороны входа диск и шток, размещенный в направляющей, закрепленной в корпусе (см. патент Российской Федерации №2020350, МПК 5 F 16 K 15/03, публ. 1994 г.). Диск соединен со штоком с помощью шарнира и нагружен пружиной в сторону седла, на диске установлен зубчатый сектор, соосный с шарниром, а на направляющей установлена ответная зубчатому сектору зубчатая рейка. При подаче среды в прямом направлении диск вместе со штоком перемещается поступательно, сжимая пружину в направляющей. После того, как диск переместится на расстояние, при котором седло не препятствует его повороту, зубчатый сектор вступает в зацепление с зубчатой рейкой, и дальнейшее перемещение штока будет сопровождаться поворотом диска. В таком клапане исключается возможность заклинивания диска между осью вращения и седлом при закрытии затвора. Поскольку при закрытии диск последовательно совершает два вида движения - вначале поворот, а затем поступательное движение, время срабатывания затвора сравнительно велико.По-другому решена задача предотвращения заклинивания диска в обратном клапане, защищенном патентом Российской Федерации №2020349, МПК 5 F 16 K 15/03, публ. 1994 г. В этом клапане запорный диск установлен в корпусе с возможностью свободного перекатывания вдоль оси клапана. Центр тяжести запорного диска смещен относительно оси его симметрии. На внутренней поверхности корпуса закреплена цевочная рейка, запорный диск жестко связан с кронштейном, выполненным в виде зубчатого сектора, взаимодействующего с цевочной рейкой с возможностью перекатывания вдоль оси корпуса. Такой клапан отличается простотой конструкции, низким гидравлическим сопротивлением. Недостаток - сравнительно низкое быстродействие и слабое усилие прижатия запорного диска к седлу.Известен дисковый затвор, используемый в качестве запорного устройства в технологических трубопроводах (см. патент Российской Федерации №2030668, МПК 6 F 16 K 1/226, публ. 1995 г.). Этот дисковый затвор содержит корпус с размещенным в нем эластичным вкладышем, приводной вал с поворотным диском и фиксирующим рычагом и зажимной элемент, охватывающий эластичный вкладыш и выполненный в виде двух спиральных пружин, один конец каждой пружины зафиксирован в корпусе, а другой соединен с фиксирующим рычагом. В закрытом положении с помощью фиксирующего рычага стягиваются пружины и зажимают диск в эластичном вкладыше, обеспечивая герметизацию затвора. Недостаток этого затвора - сравнительно низкое быстродействие вследствие того, что закрытие затвора осуществляется в два этапа.Из описания к патенту Российской Федерации №2031292, МПК 6 F 16 K 1/16, публ. 1995 г., известен прерыватель потока жидкости, содержащий разъемный корпус с входным и выходным отверстиями и расположенный в корпусе на приводном поворотном валу запорный элемент, в котором выполнено проходное отверстие. На приводном поворотном валу свободно установлен дополнительный запорный элемент с возможностью перекрытия проходного отверстия запорного элемента под действием давления потока жидкости. Такая конструкция прерывателя потока жидкости, который, в сущности, является предохранительно-запорным клапаном, обеспечивает снижение гидравлического удара при экстренном перекрытии потока жидкости. Недостаток - сравнительно невысокое быстродействие, конструктивная сложность и ограниченные возможности при использовании в газовой промышленности.Наиболее близким по решаемой задаче к заявляемому предохранительно-запорному клапану и по большинству совпадающих признаков является заслонка, известная из описания к авторскому свидетельству СССР №1798573, МПК 5 F 16 K 1/22, публ. 1993 г., которая по технической сущности является предохранительно-запорным клапаном, используемым в газовой промышленности. Это устройство содержит корпус в виде отрезка трубы с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру трубопровода, седло, запираемое дисковым запорным элементом и разделяющее корпус на входной и выходной каналы, причем дисковый запорный элемент запирает седло со стороны входного канала. Дисковый запорный элемент кинематически связан с поворотным валом, шарнирно соединенным с механизмом поворота. Оси вращения дискового запорного элемента и поворотного вала расположены перпендикулярно к оси седла. Дисковый запорный элемент снабжен дополнительным механизмом его возвратно-поступательного движения по оси седла. Вал дополнительного механизма установлен коаксиально поворотному валу, а кинематическая связь дискового запорного элемента с поворотным валом выполнена в виде шарнирно соединенного с дисковым запорным элементом подвижного штока с пазом и пальца, эксцентрично расположенного на поворотном валу. Особенностью такого предохранительно-запорного клапана является то, что дисковый запорный элемент не скользит относительно седла, а отрывается от него, вследствие чего уплотняемые поверхности меньше изнашиваются.Общими признаками заявляемого предохранительно-запорного клапана и устройства, принятого в качестве прототипа, являются:- корпус в виде трубы с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру трубопровода;- кольцо-седло, закрепленное внутри корпуса в нормальной плоскости продольной оси трубы корпуса и разделяющее внутреннюю полость корпуса на входной и выходной каналы;- дисковый запорный орган, взаимодействующий с кольцом-седлом;- поворотный вал, соединенный с дисковым запорным органом;- исполнительный механизм поворотного вала;- ось поворотного вала перпендикулярна осевой продольной плоскости трубы корпуса.Недостатки прототипа - сравнительно низкая скорость срабатывания из-за того, что запирание клапанного затвора, включающего дисковый запорный орган и кольцо-седло, осуществляется в два этапа - вначале поворот дискового запорного органа, затем его прижатие к кольцу-седлу, сравнительно высокое гидравлическое сопротивление из-за габаритов коаксиального поворотного вала и механизма возвратно-поступательного движения, сложность и нетехнологичность конструкции, так как любое изменение технических требований влечет разработку нового проекта.Технический результат от использования изобретения - повышение скорости срабатывания предохранительно-запорного клапана при экстренном перекрытии трубопровода, снижение его гидравлического сопротивления, повышение технологичности за счет унификации и снижения номенклатуры комплектующих изделий.Указанный технический результат достигается тем, что в предохранительно-запорном клапане, содержащем корпус в виде трубы с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру трубопровода, клапанный затвор, включающий дисковый запорный орган и кольцо-седло, установленное в нормальной плоскости к продольной оси трубы корпуса и разделяющее корпус на входной и выходной каналы, поворотный вал, соединенный с дисковым запорным органом, и исполнительный механизм поворотного вала, ширина кольца седла равна (2,0...4,5)S, где S - толщина стенки трубы корпуса, внутренняя поверхность кольца-седла имеет форму усеченного конуса с основанием в сторону входного канала, минимальная толщина кольца-седла превышает половину толщины трубы корпуса, дисковый запорный орган жестко скреплен с поворотным валом угловым соединением, имеет диаметрально расположенное резиновое уплотнение и в закрытом положении опирается на внутреннюю поверхность кольца-седла без консолей, а в полностью открытом положении расположен вдоль оси трубы корпуса, при этом ось поворотного вала отстоит на расстоянии, равном 1,0...1,5 ширины кольца-седла, как от осевой плоскости трубы корпуса, так и от плоскости контакта дискового запорного органа с внутренней поверхностью кольца-седла, а исполнительный механизм обеспечивает разворот поворотного вала на угол 88±2,0°. Поворотный вал выполнен в виде двух соосных валов, один из которых соединен с исполнительным механизмом поворотного вала, а другой закреплен в герметизированном подшипнике в корпусе клапана и имеет фаску под ручку ручного взвода. Исполнительный механизм поворотного вала содержит электропривод, силовой редуктор, силовую цилиндрическую пружину, один конец которой неподвижно закреплен в корпусе исполнительного механизма приводного вала, а другой скреплен с выходным органом силового редуктора, автомат экстренного закрытия клапана, ручной дублер экстренного закрытия клапана и ручной привод. Электропривод исполнительного механизма поворотного вала содержит электродвигатель, редуктор с предохранительной муфтой и храповик с защелкой блокировки редуктора, силовой редуктор состоит из трех планетарных ступеней, в котором корончатое колесо первой планетарной ступени удерживается от проворота автоматом экстренного закрытия клапана, корончатое колесо второй планетарной ступени неподвижно закреплено в корпусе, а выходным органом силового редуктора является вал, выполненный за одно с водилом третьей планетарной ступени, корончатое колесо которой удерживается от проворота необратимой муфтой ручного привода.Клапанный затвор, входящий в предохранительно-запорный клапан и включающий дисковый запорный орган с диаметрально расположенным резиновым уплотнением, и кольцо-седло с внутренней поверхностью, имеющей форму усеченного конуса, является самостоятельным изобретением.В патенте Российской Федерации №2020350, МПК 5 F 16 K 15/03, публ. 1994 г., описан обратный поворотный затвор, содержащий дисковый запорный орган и кольцо-седло, разделяющее внутреннюю полость цилиндрического корпуса на входной и выходной каналы и имеющее внутреннюю поверхность в виде усеченного конуса с основанием в сторону входного канала. Этот затвор отличается достаточно низким гидравлическим сопротивлением, так как внутренний диаметр корпуса равен внутреннему диаметру трубопровода, основание конуса внутренней поверхности кольца-седла расположено со стороны входного канала, а запорный орган выполнен плоским и в открытом состоянии расположен вдоль продольной оси корпуса. Недостаток такого затвора - сравнительно низкое быстродействие при закрытии затвора.Технический результат от использования изобретения - повышение быстродействия срабатывания клапанного затвора при запирании.Указанный технический результат достигается тем, что в клапанном затворе, содержащем дисковый запорный орган и кольцо-седло, разделяющее внутреннюю полость цилиндрического корпуса на входной и выходной каналы и имеющее внутреннюю поверхность в виде усеченного конуса с основанием в сторону входного канала, дисковый запорный орган представляет собой круглую плиту и уплотнительное кольцо, закрепленное по периферии запорного органа с помощью шайбы, и в закрытом положении опирается на внутреннюю поверхность кольца-седла со стороны входного канала без консолей, ширина кольца-седла равна (2,0...4,5)S, где S - толщина стенки этого трубопровода, угол при вершине конуса внутренней конической поверхности кольца седла равен










Класс F16K17/02 открывающиеся при избыточном давлении с одной стороны, закрывающиеся при недостаточном давлении с одной стороны
Класс F16K1/22 с осью вращения, пересекающей запорный элемент клапана, например дроссельные заслонки
гидравлический клапан с регулированием герметичности - патент 2528239 (10.09.2014) | ![]() |
затвор дисковый регулирующий (варианты) - патент 2527775 (10.09.2014) | ![]() |
затвор поворотный - патент 2492383 (10.09.2013) | ![]() |
клапан - патент 2467233 (20.11.2012) | ![]() |
устройство для предотвращения вращения серводвигателя - патент 2420684 (10.06.2011) | ![]() |
затвор дисковый регулирующий - патент 2419014 (20.05.2011) | ![]() |
клапан герметический вентиляционный - патент 2413110 (27.02.2011) | ![]() |
заслонка - патент 2399820 (20.09.2010) | |
клапан герметический вентиляционный защитный - патент 2386877 (20.04.2010) | ![]() |
клапан герметический вентиляционный - патент 2386876 (20.04.2010) | ![]() |