трубопровод
Классы МПК: | F16L9/12 из пластических масс, армированные или неармированные F16L37/10 посредством наружной поворотной муфты |
Автор(ы): | Шаклеин О.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Шаклеин Олег Витальевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-07 публикация патента:
27.07.2004 |
Изобретение относится к области труб из композиционно-волокнистых материалов. Трубопровод содержит стеклопластиковые трубы с буртиками на концах и завальцовочную муфту и характеризуется тем, что трубы выполнены с дополнительными буртиками и образованными торцами буртиков канавками, а трубопровод снабжен армирующим узлом завальцовочной муфты, выполненным в виде полуколец или стеклопластиковой намотки, расположенных в канавках между торцами дополнительных буртиков и торцами завальцовочной муфты, и охватывающего их стопорного кольца. Трубопровод имеет повышенную надежность. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Трубопровод, содержащий стеклопластиковые трубы с буртиками на концах и завальцовочную муфту, отличающийся тем, что трубы выполнены с дополнительными буртиками и образованными торцами буртиков канавками, а трубопровод снабжен армирующим узлом завальцовочной муфты, выполненным в виде полуколец или стеклопластиковой намотки, расположенных в канавках между торцами дополнительных буртиков и завальцовочной муфты, и охватывающего их стопорного кольца.2. Трубопровод по п.1, отличающийся тем, что завальцовочная муфта выполнена с продольными прорезями на концах.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области труб из композиционно-волокнистых материалов.Известен трубопровод, содержащий стеклопластиковые трубы и муфту с клеевым соединением между ними (О. Г. Цыплаков “Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов”, Ленинград: “Машиностроение”, Ленинградское отделение, 1984 г., стр. 137, рис. 4.16 (6,7)).Недостаток такого трубопровода заключается в больших габаритах узла соединения труб и малой его надежности.Большие габариты узла соединения труб объясняются тем, что надежность клеевого соединения гарантируется при его длине не менее пяти диаметров трубы.Надежность такого трубопровода резко снижается с увеличением его диаметра и рабочего давления.Известен другой трубопровод, содержащий стеклопластиковые трубы с буртиками на концах и завальцовочную муфту (см. там же, стр. 137, рис. 4.16 (3,5)).По совокупности признаков и достигаемому результату этот трубопровод наиболее близок к заявляемому и принят за прототип.В этом трубопроводе габариты узла соединения труб значительно уменьшены, надежность трубопровода повышена и он может использоваться при больших диаметрах и рабочих давлениях.Однако достигнутый в этом трубопроводе положительный результат остается недостаточным, так как для восприятия осевых нагрузок при больших диаметрах трубопровода и рабочих давлениях используется завальцовочная муфта с большой толщиной стенки и большой жесткостью, завальцовка которой ведется со значительными усилиями и повышенными контактными нагрузками на стыкуемые стеклопластиковые трубы, вызывающими их повреждение и разрушения трубопровода.Задачей изобретения является повышение надежности.Для решения этой задачи усовершенствуется трубопровод, содержащий стеклопластиковые трубы с буртиками на концах и завальцовочную муфту.Усовершенствование состоит в том, что трубы выполнены с дополнительными буртиками и образованными торцами буртиков канавками, а трубопровод снабжен армирующим узлом завальцовочной муфты, выполненным в виде полуколец или стеклопластиковой намотки, расположенных в канавках между торцами дополнительных буртиков и завальцовочной муфты, и охватывающего их стопорного кольца.В варианте исполнения завальцовочная муфта выполнена с продольными прорезями на концах.Выполнение труб с дополнительными буртиками позволяет использовать их в качестве осевого упора.Выполнение труб с образованными торцами буртиков канавками позволяет разместить в них отогнутые концы завальцовочной муфты.Снабжение трубопровода армирующим узлом завальцовочной муфты, выполненным в виде полуколец или стеклопластиковой намотки, расположенных в канавках между торцами дополнительных буртиков и завальцовочной муфты, и охватывающего их стопорного кольца позволяет армировать отогнутые концы завальцовочной муфты и уменьшить их толщину и жесткость без снижения несущей способности, за счет чего уменьшить контактные напряжения и повреждение стеклопластиковых труб в процессе завальцовки муфты и тем самым повысить надежность трубопровода.Выполнение завальцовочной муфты с продольными прорезями на концах позволяет еще больше уменьшить контактные напряжения и повреждение стеклопластиковых труб в процессе завальцовки муфты.На фиг.1 показан общий вид трубопровода; на фиг.2 - завальцовочная муфта с продольными прорезями.Трубопровод содержит стеклопластиковые трубы 1 с буртиками 2 на концах и завальцовочную муфту 3.Трубы 1 выполнены с дополнительными буртиками 4 (что позволяет использовать их в качестве осевого упора) и образованными торцами 5 и 6 буртиков 2 и 4 канавками 7 (что позволяет разместить в них отогнутые концы завальцовочной муфты), а трубопровод снабжен армирующим узлом завальцовочной муфты 3, выполненным в виде полуколец 8 или стеклопластиковой намотки 9, расположенных в канавках 7 между торцами 5 дополнительных буртиков 4 и торцами 10 завальцовочной муфты 3, и охватывающего их стопорного кольца 11.Завальцовочная муфта 3 может быть выполнена с продольными прорезями 12 на концах 13.Уплотнение между трубами 1 выполнено одним из известных способов и на чертежах не показано.При работе трубопровода под действием осевых нагрузок отогнутые концы 13 стремятся распрямиться, но армирующий узел завальцовочной муфты 3 ужесточает их и препятствует распрямлению за счет полуколец 8 или стеклопластиковой намотки 9, торцов 5 дополнительных буртиков 4 и охватывающего их стопорного кольца 11 (благодаря фиксации концов завальцовочной муфты в осевом и радиальном направлениях).Такое выполнение трубопровода позволяет изготовить завальцовочную муфту 3 с менее жесткими концами 13 и даже ослабленной продольными прорезями 12, что снижает контактные нагрузки и вероятность разрушения стеклопластиковых труб в процессе завальцовки муфты.Трубопровод по изобретению (благодаря уменьшенным нагрузкам на стеклопластиковые трубы и вероятности их разрушения в процессе изготовления) имеет повышенную надежность.Класс F16L9/12 из пластических масс, армированные или неармированные