способ использования охлаждающей воды в качестве рабочего тела в роторном двигателе и роторный двигатель
Классы МПК: | F02B47/02 воды или водяного пара F02M25/03 в цилиндры |
Автор(ы): | Колотилин Ю.М. (RU) |
Патентообладатель(и): | Колотилин Юрий Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-05-18 публикация патента:
20.08.2004 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных двигателях внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что воду после охлаждения рабочих органов двигателя вводят в теплоизолированную камеру сжатия после перекрытия впускного отверстия. Затем смесь перепускают в теплоизолированную камеру сгорания, а остальную часть воды вводят в теплоизолированную камеру расширения в процессе рабочего хода из корпуса двигателя и поршня. Для осуществления описываемого процесса корпус двигателя имеет механизм ввода воды в камеру расширения, а одна из крышек двигателя снабжена механизмом ввода воды в камеру сжатия. Выпускное отверстие камеры сгорания снабжено калиброванными отверстиями выпуска охлаждающей поршень воды, а выпускное отверстие из камеры расширения выполняется по площади не меньше, чем поперечное сечение камеры расширения и снабжено направляющими лопатками. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ использования охлаждающей воды в качестве рабочего тела в роторном двигателе, отличающийся тем, что воду после охлаждения рабочих органов двигателя вводят в рабочий процесс - в теплоизолированную камеру сжатия - после перекрытия впускного отверстия, затем смесь перепускают в теплоизолированную камеру сгорания, а остальную часть воды вводят в теплоизолированную камеру расширения в процессе рабочего хода из корпуса двигателя и поршня.2. Роторный двигатель, отличающийся тем, что одна из крышек снабжена механизмом ввода воды в камеру сжатия, а корпус двигателя имеет механизм ввода воды в камеру расширения, выпускное отверстие камеры сгорания снабжено калиброванными отверстиями выпуска охлаждающей поршень воды, а выпускное отверстие из камеры расширения выполняется по площади не меньше, чем поперечное сечение камеры расширения и снабжено направляющими лопатками - сопловым аппаратом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно роторным двигателям внутреннего сгорания.Известны способы использования воды в качестве присадки к углеводородному топливу. При смешении бензина и воды получают эмульсию, именуемую "аквазин". Эмульсия при хранении неустойчивая и требует применения эмульгатора, что удорожает и усложняет ее приготовление. Устойчивое воспламенение смеси от искры происходит в составе топлива 10% воды. Работы по изучению "аквазина" по сведениям на данный момент времени прекращены.Увеличение воды в составе смеси связано с возможностью воспламенения ее в камере сгорания. Поскольку воспламенение в роторном двигателе происходит от газа и стенок камеры сгорания, обладающих значительным потенциалом теплоты, то возможно увеличение влаги в смеси до нижнего предела воспламеняемости, при данных условиях воспламенения.Известно из практики каждому автомобилисту, что в сырую, дождливую погоду двигатель лучше "тянет". Это, со всей очевидностью, происходит потому, что влага, попадая с воздухом в цилиндр, испаряясь, увеличивает при сгорании рабочее давление.Эти факты позволяют предположить, что возможно образуется смесь воздух + топливо + вода в процессе работы роторного двигателя в камере наполнения и сжатия с последующим перемещением смеси в камеру сгорания.Известно, что в ГПУ (газопаровой установке), выполненной по контактной схеме, определенное количество воды или пара вводится в тракт высокого давления. Ввод воды или пара увеличивает расход рабочего тела через парогазовую турбину по сравнению с расходом воздуха через компрессор, следовательно, возрастает работа турбины. Поскольку затраты энергии на прокачивание воды малы, мощность установки увеличивается намного (на 100% и более). Подвод дополнительного количества рабочего тела оказывается значительным: до 50-60% расхода воздуха через компрессор (Теплотехника/Под ред. В.И.Крутова. - М.: Машиностроение, 1986, с.211).Наиболее близким техническим решением к заявленному является роторный двигатель по патенту РФ №2068106, в котором цикл наполнение (наддув) и сжатие осуществляют в одном объеме, сгорание - в другом, а расширение (рабочий ход) - в третьем. В процессе работы замкнутые объемы последовательно соединяются и отсекаются.Недостатком аналога является то, что охлаждающая вода отдает тепло в окружающую среду через радиатор.Технической задачей изобретения является увеличение коэффициента использования теплоты - термического КПД двигателя.Поставленная задача достигается тем, что в способе использования охлаждающей воды в качестве рабочего тела в роторном двигателе согласно изобретению воду после охлаждения рабочих органов двигателя вводят в рабочий процесс - в теплоизолированную камеру сжатия - после перекрытия впускного отверстия, затем смесь перепускают в теплоизолированную камеру сгорания, а остальную часть воды вводят в теплоизолированную камеру расширения в процессе рабочего хода из корпуса двигателя и поршня.Поставленная задача в части устройства достигается тем, что в роторном двигателе согласно изобретению одна из его крышек снабжена механизмом ввода воды в камеру сжатия, а корпус двигателя имеет механизм ввода воды в камеру расширения, выпускное отверстие камеры сгорания снабжено калиброванными отверстиями выпуска охлаждающей поршень воды, а выпускное отверстие из камеры расширения выполняется по площади не меньше, чем поперечное сечение камеры расширения и снабжено направляющими лопатками - сопловым аппаратом.Изобретение поясняется при помощи чертежа.Двигатель содержит (см. чертеж) корпус 1 с профилированной рабочей поверхностью, цилиндрический ротор 2, установленный на центральном валу отбора мощности 3 и снабженный качающими поршнями 4, в которых расположены камеры сгорания 5 с подпружиненными обратными клапанами 6, разделяющими подпоршневой объем (камеру наполнения и сжатия) 7 и камеру сгорания 5. Торцевые крышки 8 снабжены впускными отверстиями 9, в них установлены винтовихревые диффузоры 10, выпускные отверстия 11, сообщающиеся с надпоршневыми объемами (рабочими камерами расширения) 12. Поршни 4 установлены на осях 13. Поршни и выходные отверстия камер сгорания имеют уплотнения 15. Вал 3, ротор 2, поршни 4 имеют каналы 16, а корпус 1 снабжен каналами 17 для охлаждающей жидкости и уплотнениями. Поршень 4 имеет цилиндрическую выемку 19. Камера сгорания 5, камера сжатия 7 (подпоршневой объем) и камера расширения (надпоршневой, рабочий объем) снабжены датчиками температуры 20, а канал 16 вала 3 и канал 16 поршня 4 имеют регуляторы расхода охлаждающего агента 21.Двигатель работает следующий образом. При вращении ротора 2 поршни 4 под действием центробежной силы выдвигаются из своих гнезд и касаются гранью внутренней поверхности корпуса 1, образуя при этом три замкнутых объема: а) надпоршневой объем, камеру наполнения и сжатия 7; б) два объема - рабочую камеру расширения и камеру вытеснения отработавших газов, разделенные в камере расширения 12 гранью поршня 4.Смесь впускают в камеру сжатия 7 через смеситель, создающий турбулентный поток, а топливо вводят в винтовихревой поток воздуха посредством распыливающего карбюратора или распыливащей форсунки дозированно по составу смеси непосредственно перед впуском в камеру сжатия. Размеры впускного отверстия 9 могут быть равными поперечному сечению камеры наполнения и сжатия 7 или несколько большими, что позволяет считать, что степень наполнения будет равна единице. Впускное отверстие 9 перекрывается поршнем перед началом сжатия. В процессе сжатия происходят прогрев и испарение капель топлива.Температуру стенок камеры сжатия поддерживают выше точки испарения и ниже точки воспламенения посредством терморегуляции. Процесс сжатия способствует перемешиванию и прогреву смеси.При достижении степени сжатия от давления открывается перепускной клапан 6 и топливовоздушная смесь перепускается (нагнетается) в камеру сгорания. В процессе перепуска происходит дальнейшее перемешивание смеси: а) при обтекании клапана; б) смесь в камеру сгорания подается под давлением выше давления в камере сгорания и тангенциально к стенкам камеры сгорания, имеющей форму тела вращения, завихряется и перемешивается на встречных и перекрещивающихся потоках; в) завихрение происходит в среде отработавших газов при давлении и температуре выпуска, это создает трение между газовыми слоями и дальнейшее их перемешивание.Камера сгорания 5 изготовлена многослойной с применением не только теплоизолирующего слоя, но и теплоаккумулирующего, например углеграфита. Поэтому температура остаточных газов в камере сгорания после расширения будет близка температуре конца сгорания за счет подогрева от стенок камеры сгорания, т.е. расширение в ней будет изотермическим. Активация топлива в камере сгорания будет происходить не за счет потребления внутренней энергии свежего заряда топлива, а за счет внешнего подогрева (использование теплоты газов и стенок камеры сгорания), что приведет к увеличению теплового эффекта сгорания топлива.Такой процесс активации приводит к воспламенению по всему объему одновременно. Сгорание осуществляется фактически при постоянном объеме. Время сгорания выдерживается углом







Класс F02B47/02 воды или водяного пара