вакуумный газоротационный насос
Классы МПК: | F04D19/04 для создания глубокого вакуума, например молекулярные вакуумные насосы |
Автор(ы): | Григорьев Анатолий Николаевич (UA), Рыжков Владимир Иванович (UA), Рыжков Иван Владимирович (UA), Чеканов Н.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Белгородский государственный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-02-03 публикация патента:
10.10.2004 |
Изобретение относится к области вакуумной техники, в частности к механическим вакуумным насосам, и содержит цилиндрический корпус, разделенный поперечными статорными колесами, и ротор с набором роторных колес, выполненных в виде радиальных крыльчаток, закрытых с двух сторон дисками, причем один из дисков имеет центральное отверстие, совпадающее по диаметру с отверстием в статорном колесе, выполненном в виде диска с односторонним профилированным оребрением. Причем лопасти крыльчатки роторного колеса и оребрение статорного колеса выполнены со спиральным изгибом в противоположную от направления вращения сторону. Это позволяет улучшить откачные характеристики насоса за счет повышения коэффициента компрессии каждой ступени. 3 ил.
Формула изобретения
Вакуумный газоротационный насос, содержащий цилиндрический корпус, разделенный поперечными статорными колесами, и ротор с набором роторных колес, отличающийся тем, что роторные колеса выполнены в виде радиальных крыльчаток, закрытых с двух сторон дисками, а статорные колеса выполнены в виде дисков с центральным отверстием и односторонним оребрением, причем один из дисков роторного колеса имеет центральное отверстие, совпадающее по диаметру с отверстием диска статорного колеса и равным 0,2-0,3 диаметра крыльчатки, расстояние между неоребренной поверхностью статорного колеса и диском роторного колеса с центральным отверстием не превышает 1,0-2,5 мм, а оребрение статорных колес и лопасти крыльчаток роторного колеса выполнены со спиральным изгибом в противоположную от направления вращения сторону.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области вакуумной техники, в частности - к механическим вакуумным насосам.
Известны механические турбомолекулярные вакуумные насосы, включающие в себя цилиндрический корпус, разделенный статорными колесами, и ротор с набором роторных колес, у которых роторные и статорные колеса выполнены в виде дисков с косыми радиальными пазами [1].
Недостатками таких насосов являются сравнительно невысокий коэффициент компрессии одной ступени, значительные габариты и масса насоса, низкое выходное давление.
За прототип взят механический вакуумный насос типа ТМН-500, включающий в себя цилиндрический корпус, разделенный статорными колесами, и ротор с набором роторных колес, у которого роторные и статорные колеса выполнены в виде дисков с косыми радиальными лопатками [1].
По принципу действия этот насос представляет собой многоступенчатый роторный компрессор с осевой компрессией. Его недостатки, так же как и у всех турбомолекулярных насосов, следующие:
- сравнительно невысокий коэффициент компрессии одной ступени (1,5-4), что приводит к необходимости наличия большого числа ступеней, а следовательно, к увеличению габаритов и массы насоса;
- низкое выходное давление, порядка 10-1-1 Па, вследствие чего при использовании таких насосов необходима комплектация их с форвакуумными насосами, имеющими масляное уплотнение, что создает проблемы в особо чистых вакуумных технологиях.
Целью предлагаемого изобретения является улучшение откачных характеристик насоса за счет повышения коэффициента компрессии каждой ступени и в результате повышение выходного давления насоса.
Поставленная задача решается за счет того, что в насосе, содержащем цилиндрический корпус со статорными колесами и ротор с набором роторных колес, роторные колеса выполнены в виде радиальных крыльчаток, закрытых с двух сторон дисками, причем один из дисков выполнен с центральным отверстием, диаметр которого равен 0,2-0,3 диаметра роторного колеса, а статорные колеса выполнены в виде дисков с односторонним радиальным оребрением и центральным отверстием примерно такого же диаметра, как и диаметр отверстия диска ротора, причем расположены так, что расстояние между неоребренной поверхностью статорного колеса и диском ротора, имеющим отверстие, не превышает 1,0-2,5 мм. Оребрение и лопасти крыльчаток выполнены изогнутыми по спирали в направлении, противоположном направлению вращения.
Отличительными признаками предлагаемого насоса является выполнение роторных колес в виде радиальных крыльчаток, закрытых с двух сторон дисками, один из которых выполнен с центральным отверстием, диаметр которого равен 0,2-0,3 диаметра роторного колеса, а статорных колес в виде дисков с односторонним профилированным радиальным оребрением и центральным отверстием, совпадающим по диаметру с отверстием диска ротора. Причем оребрение и лопасти крыльчаток выполнены изогнутыми по спирали в направлении, противоположном направлению вращения. Система радиальных ребер и центральных отверстий на статорных колесах и роторных дисках создает каналы для перетока газа. Фактически для откачки газа используется центробежный эффект. Газ, попавший в указанные каналы за счет центробежной силы отбрасывается к наружным стенкам насоса, сжимается и откачивается следующей ступенью.
Благодаря наличию этих признаков уменьшается обратное перетекание газа, что позволяет увеличить коэффициент компрессии каждой ступени и, как следствие, обеспечить работу насоса при выходном давлении >105 Па без форвакуумного насоса. Кроме того, повышение коэффициента компрессии каждой ступени позволяет сократить количество ступеней, что приводит к снижению габаритов и массы насоса, т.е. снижению его металлоемкости и себестоимости.
Для предотвращения осевой нагрузки на подшипники ротора входной патрубок расположен посередине корпуса, а выходные патрубки - по краям. Такое решение позволяет разместить подшипники вне корпуса без сальников, т.е. позволяет проводить полностью безмасляную откачку.
На фиг.1 приведен продольный разрез предлагаемого насоса; на фиг.2 и фиг.3 - два поперечных сечения А-А и Б-Б на фиг.1.
Вакуумный газоротационный насос содержит цилиндрический корпус 1, статорные колеса 2 с односторонним радиальным оребрением 3, расположенный соосно внутри корпуса ротор 4 с набором крыльчаток 5, закрытых с одной стороны сплошным диском 6, а с другой стороны диском 7 с центральным отверстием 8 напротив центрального отверстия 9 в статорном колесе 2, входной патрубок 10, расположенный посередине корпуса 1, и два выходных патрубка 11, расположенных по краям корпуса 1, пневмоподшипники 12, расположенные вне корпуса. При вращении ротора в секторных каналах крыльчатки под действием центробежной силы возникает радиальный переток газа от оси к периферии. При этом давление в приосевой области понижается до некоторого значения Р0, а на периферии повышается до Pr. В поле центробежных сил зависимость давления газа от радиуса вращения имеет вид:
где R - радиус крыльчатки,
р0 - давление в приосевой области,
Pr - давление на периферии крыльчатки,
m - молекулярная масса газа,
- круговая частота вращения крыльчатки.
Коэффициент компрессии в каждой крыльчатке
Во время вращения за счет вязкости газа он будет работать как молекулярный насос типа “бегущая стенка”, и обратное перетекание газа будет существенно уменьшено. В зоне статорных колес ротация газа прекращается и возникает переток газа по направляющим ребрам от периферии к оси, где через центральные отверстия в диске статорного колеса и диске ротора газ поступает в следующую секцию. Это позволяет повысить коэффициент компрессии одной ступени до величин порядка 103. И при скорости вращения более 30000 об/мин и заданном выходном давлении, равном атмосферному, а входному давлению 10-7 Па необходимое количество ступеней будет равно 5 против 19 в прототипе, в котором выходное давление всего 1 Па. Таким образом, предлагаемая конструкция насоса позволяет:
- увеличить выходное давление до величин больше, чем 105 Па без применения форвакуумного насоса;
- снизить число ступеней, т.е. габариты и стоимость насоса, благодаря повышению коэффициента компрессии одной ступени до 103;
- работать с запыленными и агрессивными газами, благодаря полному отсутствию трущихся поверхностей;
- получить достаточно высокие скорости откачки при сравнительно небольших габаритах насоса;
- обеспечить полностью безмасляную откачку и равномерную осевую нагрузку за счет наличия входного патрубка в центре корпуса и двух выходных патрубков по краям корпуса, благодаря чему возможно расположение пневмодшипников и привода вне корпуса.
Литература
1. Вакуумная техника. Справочник. / Е.С. Фролов, В.Е. Минайчева, А.Т. Александрова и др.; под общ. ред. Е.С. Фролова и В.Е. Минайчева. М.:, Машиностроение, 1985. - 360 с.
Класс F04D19/04 для создания глубокого вакуума, например молекулярные вакуумные насосы
турбомолекулярный насос с однопоточной турбомолекулярной проточной частью - патент 2490519 (20.08.2013) | |
ротор или статор турбомолекулярного насоса - патент 2455529 (10.07.2012) | |
способ изготовления роторов и статоров турбомолекулярного насоса - патент 2435076 (27.11.2011) | |
изделия с покрытием - патент 2413746 (10.03.2011) | |
геттерный насос - патент 2199027 (20.02.2003) | |
молекулярный вакуумный насос - патент 2168070 (27.05.2001) | |
двухпоточный молекулярный вакуумный насос - патент 2107840 (27.03.1998) | |
комбинированный турбомолекулярный насос - патент 2105905 (27.02.1998) | |
термонасос - патент 2031254 (20.03.1995) | |
ступень молекулярного насоса - патент 2016256 (15.07.1994) |