способ контроля положения точек кузова транспортного средства при правке
Классы МПК: | B21D1/12 правка кузовов (или их частей) транспортных средств |
Автор(ы): | Блянкинштейн И.М. (RU), Кудимов Д.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Красноярский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-04-30 публикация патента:
10.11.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться для контроля геометрии кузовов при правке. Способ включает измерение пространственных координат точек. Для этого задают расстояние между двумя измерительными элементами, в качестве которых используют излучатели лазерного типа. Их устанавливают на матрице и соединяют с датчиками угла поворота в двух плоскостях, наводят оба луча на одну точку кузова. Мысленно проецируют эту точку на горизонтальную плоскость и строят виртуальную пирамиду, определяют угол между одним из лучей и его проекцией на горизонтальную плоскость и углы между проекциями на самой горизонтальной плоскости. Затем определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат, наводят оба луча на вторую точку кузова и определяют пространственные координаты второй точки кузова аналогично первой точке. Далее определяют расстояние между двумя точками по трем координатам, которые сравнивают с эталонным размером. Повышаются производительность процесса и точность контроля. 2 ил.
Формула изобретения
Способ контроля положения точек кузова транспортного средства при правке, включающий измерения пространственных координат точек, отличающийся тем, что задают расстояние между двумя измерительными элементами, в качестве которых используют излучатели лазерного типа, установленные на матрице и соединенные с датчиками угла поворота в двух плоскостях, наводят оба луча на одну точку кузова, мысленно проецируют ее на горизонтальную плоскость и строят виртуальную пирамиду, определяют угол между одним из лучей и его проекцией на горизонтальную плоскость и углы между проекциями на самой горизонтальной плоскости и определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат, потом наводят оба луча на вторую точку кузова и определяют пространственные координаты второй точки кузова аналогично первой точке и определяют расстояние между двумя точками по трем координатам, которые сравнивают с эталонным размером.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам контроля положения точек кузова транспортного средства и может использоваться в машиностроительной промышленности, авторемонтном производстве и в автосервисах для контроля геометрии кузовов после и в процессе правки.
Известен способ измерения положения точек кузова при ремонте, реализуемый с помощью линейных мер длины - рулетки, штангенциркуля, металлической линейки [см. “Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания”. РД 37.009.024-92, М. АО “Автосельхозмаш-Холдинг”, 1992 г.]. Он обеспечивает измерение взаимного положения точек кузова, лежащих в одной плоскости и доступных для измерения линейной мерой.
Недостатком данного способа является низкая производительность, возможность прогиба линейной меры при больших расстояниях и невозможность автоматизации измерений.
Известен способ измерения, реализованный в установке для контроля положения точек кузова транспортного средства [см. а.с. №1706742 СССР, кл. B 21 D 1/12, опубл. 23.01.92 г.]. Он предусматривает измерение положения точек с помощью измерительных элементов, выполненных в виде датчиков поворота, рамок, ролика и нерастяжимой нити, один конец которой закреплен на ролике, а другой оснащен узлом крепления к контролируемой точке кузова, аналого-цифрового преобразователя, ЭВМ и устройства представления информации. Измерительный элемент позволяет определять координаты точки в сферической системе координат - по углам между проекциями радиус-вектора(нити) на координатные плоскости и длине радиус-вектора.
Недостатками способа являются необходимость и сложность крепления нити на кузове в установленном месте (в контрольной точке), что увеличивает продолжительность и снижает точность измерений, необходимость большого количества (не менее трех) точек, а следовательно, и измерительных элементов, что увеличивает стоимость установки, необходимость измерения длины нити другой линейной мерой.
Задачей изобретения является повышение точности и снижение продолжительности измерений положения точек кузова.
Поставленная задача решается тем, что в способе измерения положения точек кузова транспортного средства при правке, включающем измерение пространственных координат точек, согласно изобретению задают расстояние между двумя измерительными элементами, в качестве которых используют излучатели лазерного типа, установленные на матрице и соединенные с датчиками угла поворота в двух плоскостях, наводят оба луча на одну точку кузова, мысленно проецируют ее на горизонтальную плоскость и строят виртуальную пирамиду, определяют угол между одним из лучей и его проекцией на горизонтальную плоскость и углы между проекциями на самой горизонтальной плоскости и определяют пространственные координаты вышеуказанной точки кузова в заданной системе координат, потом наводят оба луча на вторую точку кузова, определяют пространственные координаты второй точки кузова аналогично первой точке и определяют расстояние между двумя точками по трем координатам, которое сравнивают с эталонным размером.
На Фиг.1 показана общая схема измерения по предлагаемому способу; на фиг.2 - измерительный элемент на основе излучателя лазерного типа.
Измерительный элемент состоит из рамки 1, ось которой закреплена в неподвижных опорах 2. На оси рамки 1 расположен датчик 3 углового перемещения. На рамке 1 закреплена вторая рамка 4 в опорах 5. На оси вращения рамки 4 установлен датчик 6 углового перемещения. В рамке 4 закреплен излучатель 7 лазерного типа.
Измерение контрольных размеров кузова производим следующим образом (см. Фиг.1). Устанавливаем измерительные элементы на матрицу (разграфленную поверхность) в точки с координатами А и В (расстояние между ними известно и кратно шагу матрицы). Берем нулевые точки отсчета для измерения углов , и : - это угол АВС; - это угол ВАС; - это угол DAC.
Для отсчета нуля углов и наводим излучатели 7 друг на друга и фиксируем нуль. Для отсчета нуля угла берем горизонтальную плоскость, которую определяем как перпендикуляр к вертикали (вертикаль выставляем по отвесу).
Наводим оба излучателя 7 на точку D. Мысленно проецируем точку D на горизонтальную плоскость, получаем точку С, строим виртуальную пирамиду ABCD. Измеряем значения углов , , . Рассчитываем угол =180-(+), где - это угол АСВ.
Из треугольной пирамиды ABCD вычисляем координаты точки D, а именно так, как известно, что
AB/Sin=AC/Sin,
то
AC=(AB·Sin)/Sin.
Так как
AC=AD·Cos,
а
AD=AC/Cos,
то высота пирамиды
DC=AD·Sin.
Зная длину катета АС и величину угла , находим проекции вектора АС на оси Х и Y. Проекция на ось Z=DC. Таким образом, определены координаты точки D (х, у, z).
Далее наводим оба излучателя 7 на точку D'. Мысленно проецируем точку D' на горизонтальную плоскость, получаем точку С', строим виртуальную пирамиду ABC'D'. Измеряем значения углов ', ', '. Координаты точки D' (x1, y1, z 1) определяем аналогично координатам точки D. Зная координаты точек D и D', можно определить отрезок [DD'], который мы сравниваем с эталонным размером (регламентируемым нормативными документами).
Пример конкретного выполнения
Устанавливаем излучатели 7 лазерного типа с устройством измерения углов на матрицу в точки А и В. Шаг матрицы равен 800 мм, следовательно, расстояние АВ=2400 мм. Наводим сначала оба луча на точку D. Мысленно проецируем точку D на горизонтальную плоскость и получаем точку С. Строим виртуальную пирамиду ABCD. Определяем угол - это угол между лучом AD и его проекцией АС, и углы и . Угол - это угол между проекциями АС и АВ. Угол - это угол между проекциями АВ и ВС. Угол - угол между проекциями АС и ВС. Эти углы в нашем примере равны: =57°; =40°; =52,27°; =180°-(57°+40°)=83°.
Вычисляем координаты точки D
AB/sin=AC/sin,
AC=(AB·sin)/sin=(2400·0,643)/0,9925=1554,86 мм,
AC=AD·cos,
AD=AC/cos=1554,86/0,612=2540,6 мм,
DC=AD·sin=2540,6·0,7909=2009,36 мм.
Зная длину катета АС и величину угла , находим проекции вектора АС на оси Х и Y. Таким образом, определены координаты точки D (x, y, z).
Точка D (2046,4; 1303,89; 2009,36).
Наводим оба излучателя 7 на точку D'. Мысленно проецируем точку D' на горизонтальную плоскость и получаем точку С'. Строим виртуальную пирамиду ABC'D' с углами ', ', ', '. Эти углы в нашем примере равны: '=42,83°; '=36,3°; '=62°; '=180°-(36,3°+62°)=81,7°.
Вычисляем координаты точки D':
AB/sin'=AC'/sin'
AC'=(AB·sin')/sin'=(2400·0,883)/0,9895=2141,68 мм.
AC'=AD'·cos',
AD'=AC'/cos'=2141,68/0,733=2921,8 мм.
D'C'=AD'·sin'=2921,8·0,6798=1986,24 мм.
Зная длину катета АС' и величину угла ', находим проекции вектора АС' на оси Х и У. Таким образом, определены координаты точки D' (x1, y1 , z1).
Точка D' (2926,04; 1267,9; 1986,24).
Расстояние между точками D и D' будет определяться как разность координат
При погрешности измерения угла в 5 угловых минут (что соответствует современным угловым датчикам) погрешность измерения вышеуказанного расстояния составит 0,168%.
Преимуществами данного способа являются следующие:
- при помощи всего лишь двух измерительных элементов он позволяет контролировать все видимые (с данных положений измерительных элементов на матрице) точки кузова, а при необходимости измерения с другой стороны измерительные элементы устанавливаются в другие гнезда матрицы;
- повышается точность измерения вследствие более точного наведения лучей на контролируемую точку;
- повышаются скорость измерения и производительность способа вследствие исключения необходимости закрепления нитей на контролируемой точке кузова;
- отпадает необходимость измерения длины нити другой линейной мерой.
Класс B21D1/12 правка кузовов (или их частей) транспортных средств