автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора

Классы МПК:A01B33/08 рабочие органы; детали, например приспособления трансмиссий или передач 
F16D43/18 с фрикционными органами сцепления 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Акционерная Компания "Туламашзавод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-01
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов. Автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора включает закрепленные через подшипники на валу двигателя две тормозные колодки, контактирующие при вращении вала с трансмиссией и стянутые между собой пружинами, закрепленными в отверстия, которые расположены симметрично относительно вала двигателя. Новым является то, что каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним дополнительным отверстием с возможностью закрепления пружин в любое из отверстий, причем дополнительные отверстия расположены таким образом, что одно положение пружины перпендикулярно линии, соединяющей подшипник и наиболее удаленную точку контакта тормозной колодки. Техническим результатом является повышение эффективности сцепления и возможность его использования с различными типами двигателей и исполнительными механизмами. 6 ил. автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630

автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630 автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630 автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630 автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630 автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630 автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, патент № 2266630

Формула изобретения

Автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, включающее закрепленные через подшипники на валу двигателя две тормозные колодки, контактирующие при вращении вала с трансмиссией и стянутые между собой пружинами, закрепленными в отверстия, которые расположены симметрично относительно вала двигателя, отличающееся тем, что каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним дополнительным отверстием с возможностью закрепления пружин в любое из отверстий, причем дополнительные отверстия расположены таким образом, что одно положение пружины перпендикулярно линии, соединяющей подшипник и наиболее удаленную точку контакта тормозной колодки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области сельхозтехники, в частности малогабаритной, предназначенной для обработки мелкоконтурных участков методом фрезерования и других работ по автоматизации ручного труда.

Известен мотокультиватор "Тарпан-03", имеющий автоматическое центробежное сцепление, включающее закрепленные через подшипники на валу двигателя тормозные колодки, стянутые между собой пружинами. Колодки контактируют при вращении вала с трансмиссией, передавая крутящий момент от двигателя. Пружины закреплены в отверстия, расположенные симметрично относительно вала двигателя. На выходном валу установлены почвообрабатывающие фрезы (000 "Тарпан", Мотокультиватор "Тарпан", модель ТМЗ - МК - 03, Руководство по эксплуатации, 093 300 000 РЭ. с.4, 15).

Недостатками известного устройства является отсутствие регулировки передаваемого момента в зависимости от износа колодок и растягивания пружин; невозможность заменять на мотокультиваторе двигатели с разным числом начальных оборотов; невозможность подключения к сцеплению приставок или орудий, для работы которых нужен крутящий момент другой величины; небольшой ресурс пружины из-за наличия дополнительного изгибающего момента.

Задачей предлагаемого технического решения является адаптация мотокультиватора к разным типам двигателей и разным исполнительным механизмам.

Поставленная задача достигается тем, что автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора, включающее закрепленные через подшипники на валу двигателя тормозные колодки, контактирующие при вращении вала с трансмиссией и стянутые между собой пружинами, закрепленными в отверстия, которые расположены симметрично относительно вала двигателя, каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним дополнительным отверстием с возможностью закрепления пружин в любое из отверстий, причем дополнительные отверстия расположены таким образом, что одно положение пружины перпендикулярно линии, соединяющей подшипник и наиболее удаленную точку контакта тормозной колодки.

Таким образом, это позволит увеличить ресурс работы сцепления, регулируя передаваемый момент в зависимости от износа тормозных колодок и растягивания пружин; применять и заменять один на другой двигатели с разным числом начальных оборотов; подключать к двигателю приставки для выполнения разных сельскохозяйственных работ за счет установки пружинами четырех разных моментов срабатывания сцепления; увеличить ресурс работы из-за установки осевого нагружения и устранения дополнительного изгибающего момента пружин.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен мотокультиватор в комплекте с фрезами; на фиг.2 показан мотокультиватор в комплекте с плугом и движителями (стрелками показано направление движения фрез и движителей); на фиг.3, 4, 5 и 6 изображен разрез А-А в районе центробежного сцепления - на этих фигурах показано четыре варианта установки пружин.

Мотокультиватор состоит из двигателя 1 (фиг.1, 2), трансмиссии 2 (фиг.3-6), на исполнительном валу 3 которой установлены почвообрабатывающие фрезы 4 (фиг.1) или движители 5 (фиг.2). В комплекте с движителями 5 к корпусу 6 трансмиссии 2 присоединен плуг 7. Двигатель 1 и корпус 6 трансмиссии соединены между собой накидными болтами 8.

Автоматическое центробежное сцепление мотокультиватора включает тормозные колодки, состоящие из фрикционных накладок 9 и колодок 10. Колодки 10 могут поворачиваться на подшипниках 11, установленных через поводок 12 на валу 13 двигателя. Между трансмиссией 2 и фрикционными накладками 9 выполнен зазор. Колодки 10 стянуты между собой пружинами 14, установленными в отверстия 15 (фиг.5) или в расположенные ближе к валу двигателя дополнительные отверстия 16 (фиг.3), или попеременно в основное и дополнительное отверстия (фиг.4, 6). Выбор способа установки пружин зависит от передаваемого сцеплением крутящего момента. Моменты, стягивающие тормозные колодки пружинами 14, разные. На фиг.3, 5 показаны разные плечи приложения сил относительно подшипников 11. В вариантах, изображенных на фиг.4 и 6, предварительное натяжение пружин выше, чем в вариантах на фиг.3 и 5. Показанные на фиг.4 оси пружин 14 перпендикулярны линии, соединяющей оси подшипников 11 и наиболее удаленную от подшипника точку контакта 17 на фрикционной накладке 9. Вместо трансмиссии 2 к двигателю 1 можно присоединить другой исполнительный механизм, для работы которого нужен крутящий момент другой величины: газонокосилку, тележку, кормодробилку, водяной насос и т.д.

Устройство работает следующим образом. При включении двигатель 1 вращает валом 13 через поводок 12 тормозные колодки. Фрикционные накладки 9 не контактируют с трансмиссией, так как момент, стягивающий колодки 10, выше центробежной силы, создаваемой двигателем при вращении. Если двигатель имеет высокое начальное число оборотов, то для исключения самопроизвольного включения трансмиссии момент сцепления колодок 10 увеличивают, устанавливая пружины 14 в положение, показанное на фиг.6. При поломке двигателя 1 его можно заменить двигателем с другим начальным числом оборотов, одновременно переставив пружины 14 в другое положение. Оператор увеличивает число оборотов двигателя 1, при этом момент, стягивающий колодки 10, становится ниже центробежной силы от вращения двигателя 1. Колодки 10 поворачиваются в подшипниках 11 и фрикционные накладки 9 контактируют с трансмиссией 2, передавая крутящий момент на почвообрабатывающие фрезы 4 или на движители 5 или на другой исполнительный орган. Наибольший момент передают пружины 14 c наименьшим моментом сцепления тормозных колодок. Наибольшее усилие колодки 10 передают в точке 17 контакта фрикционной накладки 9, так как эта точка наиболее удалена от подшипника 11. После наработки ресурса участок в районе точки 17 сильнее изнашивается, ход пружины 14 увеличивается и передающий момент уменьшается. В этом случае пружины 14 переставляют в положение, показанное на фиг.3, увеличивая тем самым предающий момент. Если пружины в процессе эксплуатации растягиваются, передающий момент уменьшается, пружины переставляют в положение, показанное на фиг.4, 6. При эксплуатации пружин, закрепленных, как показано на фиг.6, ресурс их работы увеличивается из-за устранения дополнительного изгибающего момента (пружина расположена перпендикулярно плечу). Для установки другого исполнительного механизма нужно отвернуть и поднять откидные болты 8, снять трансмиссию 1, установить другой агрегат, опустить и завернуть откидные болты 8.

Класс A01B33/08 рабочие органы; детали, например приспособления трансмиссий или передач 

рабочий орган почвообрабатывающей фрезы -  патент 2519883 (20.06.2014)
режущий элемент -  патент 2448443 (27.04.2012)
мотоплуг -  патент 2297747 (27.04.2007)
почвообрабатывающая фреза лесопожарного полосопрокладывателя -  патент 2257038 (27.07.2005)
почвообрабатывающая фреза -  патент 2243633 (10.01.2005)
почвообрабатывающая фреза -  патент 2193298 (27.11.2002)
почвообрабатывающая фреза -  патент 2105444 (27.02.1998)
пропашной культиватор -  патент 2077830 (27.04.1997)
самоходная плавающая фрезерная машина ел-1 -  патент 2058694 (27.04.1996)
почвообрабатывающее орудие -  патент 2048714 (27.11.1995)

Класс F16D43/18 с фрикционными органами сцепления 

Наверх