узел соединения валов
Классы МПК: | F16D41/00 Обгонные муфты F16D43/18 с фрикционными органами сцепления |
Автор(ы): | Блинов В.Г., Рыжов А.Б., Хромин Е.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-09-12 публикация патента:
10.04.2004 |
Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей. Узел соединения валов содержит обгонную кулачковую муфту в виде соосно установленных на соединяемых валах ведущей и ведомой полумуфт, а также тормозное устройство ведущей полумуфты, выполненное в виде барабанов и центробежных грузов, закрепленных в сепараторе с возможностью поворота вокруг осей вращения. Новым является то, что центробежные грузы выполнены парными с равными произведениями их масс на расстояния от центра масс каждого груза до соответствующей оси вращения. Грузы снабжены хвостовиками и пружинами сжатия, установленными под хвостовиками. Левый груз снабжен выступом с возможностью упора выступа в хвостовик правого парного груза, а точка упора хвостовика и выступа равноудалена от осей вращения каждого из парных грузов. Произведение силы пружины правого груза на расстояние от пружины до оси вращения правого груза превышает произведение силы пружины левого груза на расстояние от пружины до оси вращения левого груза в 1,5-2,5 раза. Техническим результатом является снижение износа узла соединения валов за счет ограничения центробежных сил, действующих на барабан тормозного устройства, закрепленного на ведомой полумуфте, при высоких оборотах отключения стартера. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Узел соединения валов, содержащий обгонную кулачковую муфту в виде соосно установленных на соединяемых валах ведущей и ведомой полумуфт, а также тормозное устройство ведущей полумуфты, выполненное в виде барабанов и центробежных грузов, закрепленных в сепараторе с возможностью поворота вокруг осей вращения, отличающийся тем, что центробежные грузы выполнены парными с равными произведениями их масс на расстояния от центра масс каждого груза до соответствующей оси вращения, грузы снабжены хвостовиками и пружинами сжатия, установленными под хвостовиками, при этом левый груз снабжен выступом с возможностью упора выступа в хвостовик правого парного груза, а точка упора хвостовика и выступа равноудалена от осей вращения каждого из парных грузов, при этом произведение силы пружины правого груза на расстояние от пружины до оси вращения правого груза превышает произведение силы пружины левого груза на расстояние от пружины до оси вращения левого груза в 1,5 - 2,5 раза.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к конструкциям авиационных и наземных газотурбинных двигателей (ГТД).Известны конструкции соединения валов, например ротора воздушно-турбинного или газового стартера с ротором ГТД, содержащие обгонную кулачковую муфту, выполненную в виде соосно расположенных на соединяемых валах ведущей и ведомой полумуфт с торцовыми кулачками [1, 2].Ведущая полумуфта связана с ведущим валом с помощью силовых шлиц, передающих пусковой момент и допускающих ее ограниченное угловое перемещение относительно вала за счет срезания шлиц через одну и через винтовую втулку, смещающую одновременно с угловым перемещением ведущую полумуфту в сторону ведомой полумуфты и обеспечивающую их сцепление с помощью торцовых кулачков.При запуске ГТД после включения стартера и поворота его ротора подторможенная ведущая полумуфта, отставая от вала стартера, перемещается в продольном направлении и сцепляется с ведомой полумуфтой, после чего начинает вращать ротор двигателя.После выключения стартера кулачки обгоняющей ведомой полумуфты давят скошенной тыльной стороной на кулачки ведущей полумуфты и выталкивают их из зацепления.Поскольку ведущая полумуфта всегда подторможена, то она, "отставая" от выбегающего ротора стартера, перемещается в сторону вращающейся с большой частотой ведомой полумуфты. Имеющие место при этом соударения кулачков полумуфт происходят до полной остановки ротора стартера. Это вызывает износ кулачков полумуфт и соответствующее уменьшение долговечности муфты.Известен также узел соединения валов, содержащий обгонную кулачковую муфту в виде соосно установленных на соединяемых валах ведущей и ведомой полумуфт, тормозное устройство которых представляет собой закрепленный на ведущей полумуфте сепаратор с расположенными в нем центробежными грузами, поджатыми пружинами к внутреннему неподвижному тормозному барабану. Над грузами расположен наружный тормозной барабан, закрепленный на ведомой полумуфте [3].Соударение кулачков полумуфт, приводящее к их износу при остановке стартера, возможно только в зоне малых оборотов стартера ниже оборотов раскрытия центробежных грузов.При запуске остановленного двигателя начинающий вращаться ведущий вал стартера, обгоняя приторможенную ведущую полумуфту, одновременно через приводимую им винтовую втулку смещает ее в сторону ведомой полумуфты, обеспечивая их сцепление. В случае запуска вращающегося двигателя сцепление полумуфт возможно только после выравнивания их скоростей.При этом в начальный период разгона стартера вплоть до оборотов расхождения центробежных грузов ведущая полумуфта за счет притормаживания грузов о внутренний тормозной барабан движется в сторону ведомой полумуфты, отбрасываясь назад за счет контакта друг о друга скошенными тыльными сторонами кулачков полумуфт. Недостаток известной конструкции - повышенные износы центробежных грузов, которые вызваны чрезмерными центробежными силами, прижимающими их к наружному тормозному барабану при высоких оборотах отключения стартера.Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в снижении износа узла соединения валов за счет ограничения центробежных сил, действующих на барабан тормозного устройства, закрепленного на ведомой полумуфте, при высоких оборотах отключения стартера.Сущность изобретения заключается в том, что в узле соединения валов, содержащем обгонную кулачковую муфту в виде соосно установленных на соединяемых валах ведущей и ведомой полумуфт, а тормозное устройство ведущей полумуфты выполнено в виде барабанов и центробежных грузов, закрепленных в сепараторе с возможностью поворота их вокруг своих осей вращения, согласно изобретению, центробежные грузы выполнены парными с равными произведениями их масс на расстояния от центра масс каждого груза до соответствующей оси вращения (m1



Класс F16D41/00 Обгонные муфты
Класс F16D43/18 с фрикционными органами сцепления