колесо транспортного средства
Классы МПК: | B60B3/02 с диском, выполненным как одно целое с ободом |
Автор(ы): | Басюк Семар Тимофеевич (RU), Калачев Евгений Михайлович (RU), Гринберг Ирина Владимировна (RU), Мягких Елена Семаровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Басюк Семар Тимофеевич (RU), Калачев Евгений Михайлович (RU), Гринберг Ирина Владимировна (RU), Мягких Елена Семаровна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-06-28 публикация патента:
20.01.2006 |
Колесо содержит обод с ребордами, центральную ступицу с элементами крепления колеса, а также соединяющую обод со ступицей дисковую часть со сквозными окнами, переходящими в ее периферийной зоне в углубления на ободе с фронтальной стороны колеса. У каждой пары окно-углубление любое нормальное сечение в плоскостях, параллельных оси колеса, с фронтальной стороны колеса ограничено участком линии, включающей элементы: отрезок прямой, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси колеса, отрезок второй прямой, образующей с первым отрезком угол , а также касательную к обоим отрезкам дугу окружности с радиусом R1, величина которого определена соотношением: R 1=(0,1-0,6)К, где К - расстояние вдоль оси колеса от его фронтальной габаритной поверхности до дна углубления; а угол определен диапазоном: 93°105°. В результате уменьшается металлоемкость колеса и улучшается его технологичность. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Колесо транспортного средства, содержащее обод с ребордами, центральную ступицу с элементами крепления колеса, а также соединяющую обод со ступицей дисковую часть со сквозными окнами, переходящими в ее периферийной зоне в углубления на ободе с фронтальной стороны колеса, отличающееся тем, что у каждой пары окно-углубление любое нормальное сечение в плоскостях, параллельных оси колеса, с фронтальной стороны колеса ограничено участком линии, включающей элементы: отрезок прямой, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси колеса, отрезок второй прямой, образующей с первым отрезком угол , а также касательную к обоим отрезкам дугу окружности с радиусом R1, величина которого определена соотношением
R1=(0,1÷0,6)К,
где К - расстояние вдоль оси колеса от его фронтальной габаритной поверхности до дна углубления;
а угол определен диапазоном
93°105°.
2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что упомянутое нормальное сечение в зоне передней реборды ограничено касательной к второму из упомянутых отрезков дугой окружности с радиусом R2 , при этом центры упомянутых дуг размещены с разных сторон этого отрезка, а величина радиуса R2 определена соотношением
R2=(0,3÷0,9)R1.
3. Колесо по п.1, отличающееся тем, что у каждой упомянутой пары в пределах окна последнее с тыльной стороны колеса ограничено линейчатой развертывающейся поверхностью, любые нормальные сечения которой в плоскостях, параллельных оси колеса, ограничены наклоненными под углом к плоскости дна колеса образующими - прямыми линиями, пересекающими соответствующие вторые из упомянутых отрезков так, что точки их пересечения расположены в плоскости, перпендикулярной оси колеса и отстоящей от плоскости дна колеса в направлении вдоль его оси на расстояние h, причем величина этого расстояния определена соотношением
hR 1[1-sin(-90°)],
а угол определен диапазоном
87°93°.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к конструкции кованых легкосплавных колес автомобилей.
Известно колесо автомобиля, изготавливаемое из стали обработкой давлением листовых заготовок и последующей сварки (Балабин И.В. Автомобильные колеса, Спр. М., Машиностроение, 1985, стр. 91).
Недостатком известного колеса является большая масса, что ухудшает эксплуатационные свойства подвески автомобиля.
Известно колесо транспортного средства, содержащее обод с ребордами, центральную ступицу с элементами крепления колеса, а также соединяющую обод со ступицей дисковую часть со сквозными окнами, переходящими в ее периферийной зоне в углубления на ободе с фронтальной стороны колеса (Полезные страницы. За рулем. Сборник. М., Изд. ЗАО "Полезные страницы", вып.9, 2001, стр. 242-846 - прототип).
Недостатком известного колеса является необходимость большого количества переходов при обработке заготовок колес на металлорежущих станках.
Требуется высокая квалификация персонала и велики трудозатраты.
Предлагается колесо транспортного средства, содержащее обод с ребордами, центральную ступицу с элементами крепления колеса, а также соединяющую обод со ступицей дисковую часть со сквозными окнами, переходящими в ее периферийной зоне в углубления на ободе с фронтальной стороны колеса, отличающееся тем, что у каждой пары: окно-углубление, любое нормальное сечение в плоскостях, параллельных оси колеса, с фронтальной стороны колеса ограничено участком линии, включающей элементы: отрезок прямой, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси колеса, отрезок второй прямой, образующей с первым отрезком угол , а также касательную к обоим отрезкам дугу окружности с радиусом R1, величина которого определена соотношением:
R1=(0,1-0,6)К, где
К - расстояние вдоль оси колеса от его фронтальной габаритной поверхности до дна углубления;
а угол определен диапазоном:
93°105°.
Упомянутое нормальное сечение может быть в зоне передней реборды ограничено касательной к второму на упомянутых отрезков дугой окружности с радиусом R2, при этом центры упомянутых дуг размещены с разных сторон этого отрезка, а величина радиуса R2 определена соотношением:
R2=(0,3-0,9)R 1.
У каждой упомянутой пары в пределах окна последнее с тыльной стороны колеса может быть ограничено линейчатой развертывающейся поверхностью, любые нормальные сечения которой в плоскостях, параллельных оси колеса, ограничены наклоненными под углом к плоскости дна колеса образующими - прямыми линиями, пересекающими соответствующие вторые из упомянутых отрезков так, что точки их пересечения расположены в плоскости, перпендикулярной оси колеса и отстоящей от плоскости дна колеса в направлении вдоль его оси на расстояние h, причем величина этого расстояния определена соотношением:
hR 1[1-sin(-90°)],
а угол определен диапазоном:
87°93°.
Предлагаемое колесо отличается от прототипа тем, что у каждой пары: окно-углубление, любое нормальное сечение в плоскостях, параллельных оси колеса, с фронтальной стороны колеса ограничено участком линии, включающей элементы: отрезок прямой, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси колеса, отрезок второй прямой, образующей с первым отрезком угол , а также касательную к обоим отрезкам дугу окружности с радиусом R1, величина которого определена соотношением:
R1=(0,1-0,6)К, где
К - расстояние вдоль оси колеса от его фронтальной габаритной поверхности до дна углубления;
Величина угла определена диапазоном:
93°105°.
В одном из вариантов колеса упомянутое нормальное сечение в зоне передней реборды ограничено касательной к второму из упомянутых отрезков дугой окружности с радиусом R2, при этом центры упомянутых дуг размещены с разных сторон этого отрезка, а величина радиуса R2 определена соотношением:
R2=(0,3-0,9)R1.
Предложен и вариант, где у каждой упомянутой пары в пределах окна последнее с тыльной стороны колеса ограничено линейчатой развертывающейся поверхностью, любые нормальные сечения которой в плоскостях, параллельных оси колеса, ограничены наклоненными под углом к плоскости дна колеса образующими - прямыми линиями. Последние пересекают соответствующие вторые из упомянутых отрезков так, что точки их пересечения расположены в плоскости, перпендикулярной оси колеса и отстоящей от плоскости дна колеса в направлении вдоль его оси на расстояние h.
Величина h определена соотношением:
hR 1[1-sin(-90°)].
Технический результат - повышение технологичности конструкции.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где показано колесо в разрезе.
Колесо содержит обод 1 с ребордами: передней 2 и задней 3. Элементы 4 крепления колеса размещены на центральной ступице 5. Обод 1 со ступицей 5 соединен дисковой частью 6. На последней выполнены сквозные окна 7, переходящие в периферийной зоне дисковой части 6 в углубления 8 на ободе 1 с фронтальной стороны колеса. У каждой пары окно-углубление 8 любое нормальное сечение в плоскостях, параллельных оси колеса, с фронтальной стороны колеса ограничено участком линии, включающей элементы: отрезок 9 прямой, лежащей в плоскости, перпендикулярной оси колеса, отрезок 10 второй прямой, образующей с отрезком 9 угол , а также касательную к обоим отрезкам дугу 11 окружности с радиусом R1. Величина последнего определена соотношением:
R1=(0,1-0,6)К, где
К - расстояние вдоль оси колеса от его фронтальной габаритной поверхности 12 до дна 13 углубления 8.
Угол определен диапазоном: 93°105°.
Упомянутое нормальное сечение в зоне передней реборды 2 ограничено касательной к отрезку 10 дугой 14 окружности с радиусом R2. Центры дуг 11 и 14 размещены с разных сторон относительно отрезка 10. Величина радиуса R2 определена соотношением:
R2=(0,3-0,9)R1.
У каждой упомянутой пары окно 7 - углубление 8 в пределах окна 7 последнее с тыльной стороны колеса ограничено линейчатой развертывающейся поверхностью, любые нормальные сечения которой в плоскостях, параллельных оси колеса, ограничены наклоненными под углом к плоскости дна 13 колеса образующими 15 - прямыми линиями, пересекающими соответствующие отрезки 10 так, что точки их пересечения образуют линию 16, расположенную в плоскости, перпендикулярной оси колеса и отстоящей от плоскости дна 13 колеса в направлении вдоль его оси на расстояние h. Величина этого расстояния определена соотношением:
hR 1[1-sin(-90°)].
Угол определен диапазоном: 87°93°.
Пример осуществления
Исходя из концепции "гибкого" производства было спроектировано для спортивных автомобилей колесо размерами 8,5×17'' из кованого Mg сплава.
Основные параметры колеса:
- при толщине передней реборды 12 мм величина К составляла 37,5 мм;
- угол был выбран в диапазоне 93°-105° и равнялся 100°;
- величина R1 выбиралась в диапазоне (0,1-0,6)К и равнялась 15 мм (0,4 К);
- величина R2 выбиралась в диапазоне (0,3-0,9)R1 и составляла 10 мм (0,67 R 1).
Исходя из изложенного была определена величина h.
hR 1[1-sin(-90°)]=15[1-sin(100°-90°)]=15·0,82613 мм.
- Угол , определяющий объемы удаленного "лишнего" металла, ограниченного развертывающейся поверхностью с образующими 15, выбирался в диапазоне 87°93° и составлял 88°.
Таким образом предлагаемая конструкция колеса позволяет, сохраняя оригинальность дизайна, свести к минимуму "лишние" объемы металла на дисковой части кованого колеса, резко сократить объем ручной зачистки и сделать колесо более технологичным, а следовательно, и более дешевым.
Эти соображения особенно значимы при изготовлении кованых легкосплавных колес в рамках концепции "гибкого" производства.
Класс B60B3/02 с диском, выполненным как одно целое с ободом
железнодорожное колесо - патент 2486063 (27.06.2013) | |
колесо транспортного средства - патент 2465149 (27.10.2012) | |
железнодорожное колесо - патент 2428319 (10.09.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2408470 (10.01.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2408469 (10.01.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2408468 (10.01.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2407653 (27.12.2010) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2386545 (20.04.2010) | |
колесо транспортного средства - патент 2270761 (27.02.2006) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо и способ его изготовления - патент 2259279 (27.08.2005) |