аэростатно-канатный подъемник
Классы МПК: | E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок B64B1/50 привязные аэростаты |
Автор(ы): | Ковалев Михаил Николаевич (RU), Костылев Георгий Георгиевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Комбинат "Магнезит" (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный ракетный центр "КБ им. акад. В.П. Макеева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-01-26 публикация патента:
20.02.2006 |
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых для транспортировки горной массы из карьера с помощью аэростатно-канатного подъемника. Техническим результатом является создание устройства транспортирования горной массы из карьера, позволяющего снизить энергоемкость и создать благоприятный режим работы привода, а также уменьшить сечение тягового каната, тем самым сократить габариты подъемника в целом. Для этого подъемник включает привод, тяговый канат и грузовую емкость со сферическим аэростатом. Причем аэростат помещен в каплевидный кожух, при этом головная часть кожуха направлена в сторону верхнего горизонта, а хвостовая часть кожуха не замкнутая и снабжена шпангоутом и стрингерами. 2 ил.
Формула изобретения
Аэростатно-канатный подъемник, включающий привод, тяговый канат и грузовую емкость со сферическим аэростатом, отличающийся тем, что аэростат помещен в каплевидный кожух, при этом головная часть кожуха направлена в сторону верхнего горизонта, а хвостовая часть кожуха незамкнутая и снабжена шпангоутом и стрингерами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых для транспортировки горной массы из карьера.
Известно устройство транспортирования горной массы, которое содержит лебедку с канатом, натянутым между верхним и нижним горизонтами карьера, и с закрепленной к нему грузовой емкостью с аэростатом. Перемещение загруженной емкости осуществляется подъемной силой аэростата, регулируемой весом груза. После разгрузки груза емкость с аэростатом возвращают за следующей порцией горной массы. (См. а.с. №1777695, МПК 5 Е 21 С 41/26 с приоритетом от 18 апреля 1990 года).
Недостатком известного устройства являются большие удельные затраты на подъем горной массы.
Известен также аэростатно-канатный подъемник, описанный в журнале Промышленный транспорт, №10, 1990 г., стр.17-18. Этот подъемник выбран в качестве прототипа. Он содержит лебедку, расположенную на верхнем горизонте, с запасованным на барабане лебедки тяговым канатом, обводной блок и сферический аэростат с закрепленной к нему грузовой емкостью. Работа данного устройства осуществляется следующим образом: на нижнем горизонте производят загрузку емкости порцией горной массы с превышением величины подъемной силы аэростата над весом груженой емкости и ее перемещение снизу вверх совместными действиями канатной лебедки и подъемной силы аэростата, регулируемой весом груженой емкости.
Недостатком прототипа является увеличение нагрузки на канат после выгрузки из емкости груза, т.к. составляющая сила воздействия на канат возрастает после разгрузки емкости на величину веса груза.
Задачей изобретения является снижение силы, воздействующей на канат после разгрузки емкости от горной массы.
Поставленная задача решается тем, что в предложенном аэростатно-канатном подъемнике, включающем привод, тяговый канат, грузовую емкость со сферическим аэростатом, аэростат помещен в каплевидный кожух, при этом головная часть кожуха направлена по ходу аэростата с груженой емкостью, а хвостовая часть кожуха не замкнутая и снабжена шпангоутом и стрингерами.
На фиг.1 показан аэростатно-канатный подъемник, на фиг.2 - аэростат в кожухе.
Аэростатно-канатный подъемник содержит привод 1 и 2, тяговый канат 3, грузовую емкость 4 с аэростатом 5, станцию загрузки 6 и станцию разгрузки 7.
На фиг.2 в увеличенном масштабе изображено сечение А-А фиг.1, где показаны аэростат 5 с кожухом 8, головной частью кожуха 9 и хвостовой частью 10. Кожух 8 изготовлен из плотной ткани, при этом хвостовая часть 10 кожуха 8 для поддержания формы снабжена шпангоутом 11 и стрингерами 12. Между аэростатом и кожухом имеются зазоры для свободного прохождения воздуха в полость головной части кожуха и обратно.
При движении емкости 4 с аэростатом 5 в карьер воздушный поток устремляется в раструб хвостовой части кожуха 8, заполняя весь объем кожуха, в том числе объем головной части 9, через щели между аэростатом и кожухом. Поток создает избыточное давление в кожухе, тем самым автоматически происходит утяжеление конструкции в целом и этим обеспечивается снижение нагрузки на канат 3 и привод 2.
При подъеме грузовой емкости с аэростатом на верхний горизонт карьера под воздействием скоростного напора головная часть 9 кожуха сжимается, вытесняя воздух наружу, тем самым облегчая конструкцию.
Таким образом, изобретение дает положительный эффект, заключающийся в том, что автоматически выгодно регулируется нагрузка на канат, а это позволяет снизить диаметр каната, а значит, снизить габариты барабана лебедки привода и использовать менее энергоемкий электропривод.
Класс E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок
Класс B64B1/50 привязные аэростаты