способ защиты водителя от ослепления
Классы МПК: | B60J3/02 с регулируемым положением |
Патентообладатель(и): | Яримов Марат Отеллович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-11-06 публикация патента:
20.03.2006 |
Изобретение относится к безопасности дорожного движения. Способ включает перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем левом поле зрения с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части. Границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку, в одном и том же зафиксированном удобном положении водителя во время вождения транспортного средства. Светозащитные экраны выполняют на оси вращения так, что эту ось вращения размещают в верхнем углу экранов, а угол наклона границ при необходимости, в свою очередь, регулируют поворотом на этой оси вращения. Границы экранов выполняют с по меньшей мере частью границ экранов с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части. В исходном положении при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей дороги, при возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой или верхней частью тела вправо или вправо и вниз одновременно и перемещают границы экранов, чем перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасного движения часть дороги. После расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение, при дневной езде в солнечную погоду, в случае необходимости применяют противоположные рабочие границы светозащитных экранов, для этого поворачивают экраны на оси вращения на одинаковый угол, к примеру так, что ночные рабочие границы располагают в верхнем горизонтальном положении, при этом в качестве дневных рабочих границ применяют противоположные стороны светозащитных экранов, которыми и перекрывают ослепляемую верхнюю часть поля зрения впереди водителя. Обеспечивается повышение безопасности дорожного движения, универсальность и удобство в пользовании. 9 ил.
Формула изобретения
Способ защиты водителя от ослепления, включающий перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем левом поле зрения с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части, при этом границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку, в одном и том же зафиксированном удобном положении водителя во время вождения транспортного средства, при этом светозащитные экраны выполняют на оси вращения так, что эту ось вращения размещают в верхнем углу экранов, а угол наклона границ при необходимости, в свою очередь, регулируют поворотом на этой оси вращения, границы экранов выполняют с по меньшей мере частью границ экранов с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части, в исходном положении при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей дороги, при возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой или верхней частью тела вправо или вправо и вниз и перемещают границы экранов, чем перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасного движения часть дороги, после расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение, при дневной езде в солнечную погоду, в случае необходимости применяют противоположные рабочие границы светозащитных экранов, для этого поворачивают экраны на оси вращения на одинаковый угол, к примеру так, что ночные рабочие границы располагают в верхнем горизонтальном положении, при этом в качестве дневных рабочих границ применяют противоположные стороны светозащитных экранов, которыми и перекрывают ослепляемую верхнюю часть поля зрения впереди водителя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к безопасности дорожного движения и может быть использовано для защиты водителя при езде в ночное время от ослепления фарами встречных транспортных средств и при езде в дневное время от ослепления солнцем, а также в повседневной жизни человека при необходимости нейтрализации ослепляющего источника света.
Известен способ защиты водителя от ослепления фарами встречных транспортных средств, включающий перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем левом поле зрения, с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части (см. журнал «Изобретатель и рационализатор», №8, 1998 г., с.11).
Ближайшим аналогом заявленного изобретения является способ защиты водителя от ослепления, включающий перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз, под углом к направлению движения в верхних левых четвертях обзора глаз с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части, при этом границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку в зафиксированном одном и том же удобном положении водителя во время вождения транспортного средства, в исходном положении, при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают в верхних левых четвертях секторов обзора глаз впереди (выше) необходимого участка дороги, при возникновении ослепляющего источника света незначительно изменяют положение (наклон вперед) головы, чем перемещают границы экранов и перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасности движения часть дороги, после расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение (см. RU 2055382 С1, кл. G 02 С 7/10, 27.02.1996).
Недостатками известных способов защиты водителя от ослепления являются загромождение и перекрытие большого и излишнего поля зрения, отсутствие универсальности, сложность, трудоемкость и материалоемкость исполнения устройств на практике, а также податливость аэродинамическим колебаниям.
Задачей изобретения является обеспечение безопасности дорожного движения посредством данного способа защиты водителя от ослепления с минимальным перекрытием поля зрения вообще и отсутствием загромождения своего направления движения дороги в частности, обладающего универсальностью и возможностью быстрого приведения в действие при экстренной необходимости, с малой сложностью, трудоемкостью и материалоемкостью при изготовлении устройства на практике, а также с аэродинамической устойчивостью при эксплуатации.
Безопасность дорожного движения с использованием и применением предложенного способа достигается тем, что в способе защиты водителя от ослепления, включающем перекрытие источника ослепления светозащитными экранами, расположенными непосредственно около глаз в верхнем поле зрения с вертикальными границами справа и горизонтальными границами в нижней части, при этом границы экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку, в одном и том же зафиксированном удобном положении водителя во время вождения транспортного средства, светозащитные экраны выполняют на оси вращения, так, что эту ось вращения размещают в верхнем углу экранов, а угол наклона границ при необходимости, в свою очередь, регулируют поворотом на этой оси вращения, границы экранов выполняют с по меньшей мере частью границ экранов с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части, в исходном положении при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления границы экранов располагают за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей дороги, при возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой или верхней частью тела вправо или вправо и вниз одновременно и перемещают границы экранов, чем перекрывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней, одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют не перекрытую экранами, необходимую для безопасного движения часть дороги, после расхождения с источником ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение, при дневной езде в солнечную погоду, в случае необходимости применяют противоположные рабочие границы светозащитных экранов, для этого поворачивают экраны на оси вращения на одинаковый угол, к примеру так, что ночные рабочие границы располагают в верхнем горизонтальном положении, при этом в качестве дневных рабочих границ применяют противоположные стороны светозащитных экранов, которыми и перекрывают ослепляемую верхнюю часть поля впереди водителя.
Как известно при езде на транспортном средстве по своей части дороги перед водителем простирается проезжая часть, разделенная осевой линией, и смотрится под острым углом к горизонту по фиг.1. При отсутствии разметок на проезжей части осевая линия условна. Этот угол зависит от того, на сколько отдалено транспортное средство от осевой линии, и от того, насколько высоко от полотна дороги сидит водитель или на грузовом или легковом транспорте едет водитель.
Предположим, если транспортное средство поставить на осевую линию так, чтобы водитель оказался над ней, угол равен 90 градусам. Отсюда возникает необходимость выполнения по меньшей мере части границ светозащитных экранов наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонтальной части. Угол наклона продолговатого овала характеризуется наибольшей хордой, относительно которой определяется угол. Простые расчеты показывают, что, к примеру, при движении грузового транспорта типа «КАМАЗ» по однорядной дороге возникает необходимость выполнения угла наклона границ равным 51 градусу, а для двухрядной дороги 27 градусам. При движении легковым транспортом типа «Жигули» соответственно для однорядной дороги 37 градусам, а для двухрядной дороги 21 градусу. На основании изложенного, в случае применения известных способов защиты водителя от ослепления, практически невозможно решить поставленную задачу, так как происходит вынужденное перекрытие «своей» полосы движения.
На фиг.1 изображена простилающаяся впереди водителя проезжая часть дороги с однорядным двусторонним движением, где линия А - левый от водителя край проезжей части; В - разделительная осевая линия встречной полосы движения; С - ось курса движения автомашины, уровня правого глаза водителя; D - правый край дороги от водителя; O1 - точка, центр взгляда водителя, оптическая ось; проезжая часть изображена на фоне очковой оправы. Разделительная полоса, ось дороги видится водителю под углом к горизонту. Верхняя левая четверть сектора обзора глаза, ограниченная пунктирной горизонтальной линией и осевой СО1 - положение светофильтра известных способов защиты водителя от ослепления в исходном положении, при отсутствии источника ослепления. В верхнем поле зрения изображен светозащитный экран с осью вращения О, с расположением ее в верхнем углу экрана, с вертикальной границей справа и горизонтальной границей в нижней части - показано сплошной линией. Пунктирной линией показан тот же светозащитный экран с частью границ с наклоном под углом , для примера, при работе в ночное время. Штриховой линией малым контуром показано при работе в дневное время с горизонтальным расположением ночных рабочих границ светозащитных экранов, повернутых на оси вращения О.
На фиг.2-9 изображены возможные варианты выполнения светозащитных экранов, и на них показаны углы наклона границ предлагаемых светозащитных экранов, а также показана ось вращения О с размещением ее в верхнем углу плоскости экрана. На фиг.2 изображен светозащитный экран слева направо, с частью границ горизонтальной и далее с продолговатым овалом с хордой под углом , на фоне светофильтра известного способа и правой оправы очков пунктирными линиями. На фиг.3 изображен светозащитный экран слева направо, часть границ с продолговатым овалом и далее вертикальной границей. На фиг.4 изображен светозащитный экран с продолговатым овалом между горизонтальной и вертикальными частями. На фиг.5 изображен светозащитный экран с частью границ горизонтальной и далее под наклонным углом к горизонту, слева направо. На фиг.6 изображен светозащитный экран с границами частично с наклоном под углом и далее вертикальной частью, слева направо. На фиг.7 изображен светозащитный экран с границами, в которых часть под углом к горизонту, расположенная между горизонтальной и вертикальной частями. На фиг.8 изображен светозащитный экран с границей с продолговатым овалом вместо горизонтальной и вертикальной частей. На фиг.9 изображен светозащитный экран с границей, выполненной полностью под углом к горизонту вместо горизонтальной и вертикальной частей.
На верхнем углу светозащитных экранов возможен вариант размещения оси вращения О для перехода водителя от легкового транспорта на грузовой и перемены углов видимости оси дороги.
Для водителя, который не носит очков по медицинским показаниям, ношение специальных очков против ослепления является излишней помехой зрительного пространства оправами и неудобство из-за дужек крепления. Наиболее оптимальным является выполнение в виде пенсне с размещением вместо линз вышеприведенных светозащитных экранов. При этом достаточно установить отдельно только один из светозащитных экранов - правый или левый, ввиду сложности их синхронизации при применении одновременно обоих, ввиду невозможности точного установления межглазного расстояния для границ экранов и для каждой точки пространства перед водителем. Если установлен один из светозащитных экранов - левый или правый, то при применении, в случае возникновения источника ослепления, другой глаз соответственно правый или левый прикрывается или закрывается вообще. Если установлены оба светозащитных экрана - левый и правый, то возникает необходимость соблюдения межглазного расстояния между границами экранов. Установка этого расстояния на основании медицинского показания при подборе очков с помощью линейки не дает реального результата на практике ввиду невозможности точной синхронизации границ на зрительном пространстве. Поэтому границы светозащитных экранов устанавливают так, что при раздельном и попеременном закрытии каждого глаза границы экранов порознь проходят через одну и ту же точку пространства, в зафиксированном одном и том же удобном положении водителя во время вождения транспортного средства.
В исходном положении, к примеру при езде в ночное время и при отсутствии источника ослепления, границы экранов располагают выше или за полосой встречного движения дороги и обеспечивают обзор всей ширины дороги перед водителем. При возникновении ослепляющего источника света делают незначительное движение головой (верхней частью тела) вправо и/или вниз, чем перемещают границы экранов и перерывают источник ослепления, а границы перекрытия размещают по направлению оси дороги или параллельно к ней. Движение головой или верхней частью тела зависит от характера и нервной системы водителя. Движение вправо и/или вниз зависит от того, как настроен угол наклона на границе экрана к действительной на момент ослепления оси дороги, в каждой ситуации также различно. Наиболее оптимальным при ослеплении водителя является размещение границ экранов чуть ниже источника ослепления частями с наклонными продолговатыми овалами или под углом к горизонту, что удобно в случае возникновения нескольких источников ослепления одновременно. Одновременно с перемещением экранов глаза смещают в противоположном направлении и контролируют без помех не перекрытую экранами и необходимую для безопасного движения часть дороги. Таким образом обеспечивается мгновенный и быстрый контроль за безопасным движением транспортного средства или быстрое приведение в действие способа защиты водителя от ослепления фарами встречных транспортных средств без ущерба безопасности движения. После расхождения с источником или источниками ослепления обратными вышеназванными приемами экраны и глаза возвращают в исходное положение. Это означает, что обратным незначительным движением головой или верхней частью тела влево и/или вверх перемещают границы экранов в исходное положение и одновременно глаза также перемещают в обратном направлении до исходного положения.
В случае необходимости ношения очков по медицинским показаниям для водителя светозащитные экраны выполняют непосредственно на оправе с возможностью поворота на оси О, в верхнем поле зрения.
Универсальность способа защиты водителя от ослепления расширяется тем, что при езде в дневное время и ослеплении солнцем, в зависимости от дорожной обстановки и нахождения солнца в пространстве, возможны два варианта, при которых вышеупомянутые границы экранов направляют по горизонту или параллельно к горизонту (горизонтально), как в верхнем, так и в нижнем положении. При этом в первом варианте дневными рабочими границами экранов будут их противоположные стороны, границы, противоположные ночным рабочим.
Осуществление предлагаемого способа защиты водителя от ослепления в дневное время аналогичен, как при езде в ночное время, т.е. перекрывается источник ослепления и контролируется необходимая часть видимого пространства перед водителем, при одновременном перемещении рабочих границ экранов (к примеру, головой) и глаз в необходимом направлении. Возможно применение способа защиты от ослепления в повседневной жизни человека, в быту для нейтрализации источника ослепления.
Класс B60J3/02 с регулируемым положением